Камеры, магистрали на втором этаже и «электрички». Впечатления от дорог Шанхая

25 320
22 июля 2023 в 7:00

В одном Шанхае живет в три раза больше людей, чем во всей Беларуси. Все они — в зависимости от благосостояния — на чем-то передвигаются. Легковые автомобили, грузовики, электроскутеры, автобусы, велосипеды и толпы пешеходов-туристов вынуждены делить дороги. При этом их пути должны пересекаться минимально, чтобы движение не превращалось в хаос и оставалось безопасным. Как заверяют местные, Шанхай — лучший в КНР город в вопросе организации движения. Оказавшись там на автосалоне вместе с представителями компании WESTMOTORS, помогающей в доставке машин в Минск, мы решили побродить по городу в поисках дорожных необычностей. Действительно, там есть чему поучиться.

Хотите рассказать о своей поездке в 2023-м? Присылайте истории на sv@onliner.by.

Глядя на карту, легко определить, что у Шанхая такая же радиально-кольцевая схема устройства улиц, как и в Минске. Определяющее отличие — в эстакадах. Практически все выездные магистрали расположены на втором уровне, на них же разрешено ехать с чуть более высокой скоростью. Рангом пониже — улицы, соединяющие районы. В нашем представлении это скорее проспекты с тремя-четырьмя полосами для одного направления. Уже от них отходит разветвление улочек местного, микрорайонного значения. Надо сказать, все дороги отличного качества.


Пожалуй, главное отличие Шанхая от Минска — свободные от машин дворовые кварталы. Все они не имеют сквозных проездов. Доступ в них (даже для пешеходов) — только через шлагбаум, обвешенный камерами. К тому же визитеру необходимо миновать консьержа. Одним словом, просто так к жилым домам не попасть.


На районных и местных улицах полно скутеристов (в основном ездят на электрических байках). Для них предусмотрена отдельная полоса справа от проезжей части. Такое строение дороги обусловлено в первую очередь популярностью байков — двухколесных там на самом деле бесконечное множество. По утрам у них образуются свои заторы, не все успевают проехать за один цикл светофора. Город просто вынужден был обеспечить инфраструктуру: отдельные полосы и светофоры, парковки и общественные зарядные станции. Одним словом, скутеристы и велосипедисты имеют такие же права на дорогу, как и автомобилисты. Хотя доходы у этих групп разные. Обычно более богатые люди на скутерах не ездят.
Известная проблема Китая — перенасыщенность транспортом. Если в Беларуси число автомобилей слегка превышает 4 млн, то в КНР их насчитывается 417 млн. В мегаполисах страны существует практика временного ограничения на поездки в безветренные дни, когда есть риск смога. Тогда местные власти объявляют, что по четным дням месяца разрешено выезжать только обладателям номеров, заканчивающихся на четные числа (и наоборот). Лимит действует до появления благоприятной погоды. Но в Шанхае, благодаря описанному выше устройству улиц, обошлись без драконовских методов ограничения трафика. По словам нашего гида с типичным китайским именем Ли, в городе ни разу не вводили лимит по номерам.
«Правда, совсем без ограничений не обходится. Например, по будням запрещено транзитное движение через скоростные трассы Шанхая (те, что на эстакадах), — обращает внимание местный житель. — Поэтому каждое утро полиция дежурит на подъемах на мосты — останавливает и разворачивает все машины с номерами из других провинций. Большинство скоростных участков бесплатные, но на выезде из города можно заметить рамки со сбором оплаты».
Главным же ограничителем трафика можно назвать так называемую лотерею номеров. Если вкратце, то все покупатели машин подают заявление в полицию: мол, хочу зарегистрировать, получить «таблички». Заявлениям присваивают номера. Раз в месяц среди всех заявителей разыгрывается право на получение регистрационного знака. Квота — примерно 9 тыс. разрешений (она варьируется), а в очереди — 270 тыс. человек. Сам номер стоит 85 тыс. юаней (чуть больше $12 тыс.), за зеленые таблички для электрокаров платить не надо. Более подробно об этом можно прочитать в нашей статье «Как торгуют новыми и б/у автомобилями в Китае».

Раз уж мы затронули вопрос денег, нельзя не рассказать про штрафы. Ли признался, что не так давно попался на камеру скорости, ему придется заплатить 200 юаней (чуть менее $30). «Это нестрашно, — говорит мужчина. — Намного более неприятно, что отняли 6 баллов. Всего же у водителя есть 12 баллов в год. Если отнимут все, придется отдать права и переучиваться, пересдавать экзамен. А это, поверьте, очень сложно. Экзамен состоит из трех частей: теория, практика и „этикет“. Последняя часть включает в себя вопросы типа „Что, если при повороте налево заставили встречный транспорт снизить скорость?“ За невежливое вождение также снимают баллы. В итоге Шанхай считается самым порядочным и цивилизованным городом в Китае».

Ли утверждает, что такой строгий контроль возымел эффект: культура на дорогах сильно улучшилась. В частности, таксисты исправились, оставили свою манеру резкого и грубого вождения, все автомобилисты стали пропускать пешеходов на зебре, перестали сигналить по каждому незначительному поводу. Справедливости ради стоит отметить, что звуки клаксона здесь звучат намного чаще, чем в Минске.


В целом контроля в Шанхае довольно много. У общественных и популярных среди горожан мест — концентрация полицейских. Там они передвигаются на небольших автомобильчиках, больше похожих на гольф-кары. На некоторых перекрестках стоят домики, в которых дежурят ребята в форме.
Но, как кажется, еще больше в городе камер. Они следят за всем, в том числе и за дорогами: скорость, парковка, ремень безопасности, разговор по телефону, соблюдение разметки и другое. Отсюда и требование таксистов в адрес пассажиров обязательно пристегиваться на переднем сиденье.
Несмотря на заверения Ли, не все таксисты избавились от старых привычек. Так, за время нашего пятидневного визита в Шанхай нас трижды пытались обмануть, озвучивая более высокую стоимость поездки. Просили небольшую переплату (примерно +20%), однако все равно бóльшую, чем указано в приложении DiDi. Первому таксисту даже удалось провернуть этот трюк, в последующем приходилось быть начеку.

Нельзя обойти и вопрос парковок. В историческом центре оставить машину можно где угодно, но за ней очень скоро приедет эвакуатор. Легальные места — в основном на паркингах. Правда, без карты турист найдет их с трудом, въезды будто специально сделаны непримечательными. Зато внутри можно найти то, что на наших паркингах встречается пока еще редко, — зарядные станции. Действительно много бесплатных зарядных станций: на каждом этаже, у специально выделенных мест и с несколькими кабелями.


В местах большой концентрации транспорта можно заметить двухэтажные паркинги с подъемным механизмом. Очевиден их минус: пока не уедет тот, кто снизу, верхнему придется ждать.
По-особенному устроены плоскостные стоянки для электромобилей. В качестве кровли для навеса тут выступают солнечные панели. Самих же станций — огромное множество. Как брендированных (от автопроизводителей), так и привычных нам «ящиков». Оплата — в основном с помощью телефона, но не через специальное «электрическое» приложение, а через программку, заменяющую кошелек. Дело в том, что в современном Китае наличные деньги и карты не в приоритете. Абсолютное большинство магазинов бумаге и пластику предпочитают мобильные приложения — WeChat и AliPay. То есть платежи проходят с помощью сканирования QR-кода личного кошелька на смартфоне.
Одним словом, расхожая фраза «Если вы хотите увидеть будущее — приезжайте в Японию», похоже, утратила свою актуальность. За будущим (по крайней мере, автомобильным) сегодня стоит ехать в Китай.


Хотите рассказать о своей поездке в 2023-м? Присылайте истории на sv@onliner.by.


Onlíner рекомендует
2100 Вт, 500 л/ч, максимальная температура на входе: 40 °C, длина шланга: 8 м
2500 Вт, 480 л/ч, максимальное рабочее давление: 140 Бар, длина шланга: 10 м
300 л/ч, максимальное рабочее давление: 30 Бар, длина шланга: 5 м


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ok@onliner.by