Каким выдался год для автожурналистов? Про машины, которые запомнились больше всего, рассказывают авторы Onlíner

Автор: Вероника Сайко, Иван Кришкевич. Фото: архив Onlíner
27 552
29 декабря 2023 в 8:00

Наши журналисты — те, кто весь год тестировал постоянно прибывающих «китайцев», обивал пороги дилеров и не щадя ноутбуков работал на презентациях, — решили подвести автомобильные итоги года. Как они опишут свой 2023-й и какие машины им запомнились больше всего? Никаких рейтингов и топов, только живые впечатления и эмоции от увиденного и испытанного.

Иван Кришкевич. Знаковые премьеры 2023-го

2023 год оказался богат на автомобильные новинки, причем не только из числа официально представленных на рынке моделей. Кое-что возят параллельным импортом, а продвинутые «электрички» из Китая — так и вовсе набирающий обороты тренд.


Но как к вопросу ни подойди, говорить придется преимущественно о китайских автомобилях. Проблема, впрочем, не в стране происхождения, а в том, что подавляющее число этих машин — однотипные. Кроссовер с характерным зализанным дизайном, хорошо если с уже устоявшимся фирменным стилем. Малолитражный турбомотор, работающий в паре с «роботом» или вариатором. Привод чаще передний, чем полный, но даже в последнем случае редко увидишь что-то иное, нежели многодисковую муфту. MсPherson спереди, балка или многорычажка сзади. Впрочем, неважно: все равно шасси обычно настраивают скучно, без перчинки, едут все эти кроссоверы примерно одинаково.

Вы скажете, что есть модели поприличнее, подороже. Но на белорусском рынке европейского премиума сейчас исчезающе мало, а китайский по ощущениям как-то мало на преимиум похож, за редким исключением.

Поэтому не буду насиловать память, пытаясь вспомнить самое-самое. Расскажу о тех моделях, которые показались мне важными или просто символичными для нашего рынка и времени или которые меня сильно удивили. И постараюсь объяснить, почему я так считаю.

BelGee X50

Да, это хорошо знакомый нам Geely Сoolray, но с иными логотипами. Однако здесь важен сам контекст: завод «БелДжи» начал выпуск машин под собственной маркой, и в ближайшее время перечень моделей будет расширен.



В будущем ожидается углубление локализации, что теоретически позволит сдержать рост цен. Но лично меня волнует вопрос своевременного обновления модельного ряда. Ведь оригинальный Coolray выпускается уже несколько лет и дальше будет только устаревать. А между тем в Китае уже запустили более современную версию с новым 4-цилиндровым двигателем…

Geely Emgrand

Вообще-то продажи Emgrand неожиданно стартовали в последние дни 2022-го, но полноценный выход на белорусский рынок состоялся именно в этом году. Сейчас уже очевидно, что китайский седан стал одним из главных Polo-заменителей — просто посмотрите, сколько «Эмграндов» в потоке, в том числе в ливрее такси.

Все просто: модель заняла опустевшую нишу относительно недорогих легковых машин — дешевле только Lada Granta и Vesta. Ожидается, что в будущем этот cедан будет производиться и продаваться под маркой BelGee. Если цены сохранятся на приемлемом уровне и останутся льготные условия по кредиту, то Emgrand может стать настоящим народным автомобилем для белорусов.


Lada Vesta

Это очень интересная, практически уникальная история. Ведь после введения санкций и ухода Renault из России Vesta, только пережившая обновление, осталась без многих ключевых компонентов, включая целые системы и агрегаты. Далее «АвтоВАЗ» совершил настоящий производственный подвиг — всего за год смог перезапустить модель с новой компонентной базой. На этом фоне переезд производства из Ижевска в Тольятти — сущие пустяки.

Ради того чтобы сократить время повторного выхода модели на рынок, пришлось идти на компромиссы: Vesta вернулась без ESP, климат-контроля, с урезанным функционалом ряда систем, пришлось даже прописать под капотом 8-клапанный двигатель от «Гранты». Лишь в следующем году появится модернизированный 1,8-литровый мотор, который будет работать в паре с китайским вариатором.



По компонентной базе тольяттинская Vesta существенно отличается от ижевской. Как это отразится на надежности, узнаем через несколько лет. Ну а сама Vesta c нами теперь надолго, на ее базе будут созданы еще как минимум две новые модели.

VW Golf

Хотели «полноценный» европейский автомобиль с официальной гарантией — получайте! Осенью этого года белорусский импортер Volkswagen неожиданно привез ограниченную партию «Гольфов». Считайте это небольшим чудом, глотком свежего воздуха, приветом из прошлого или своего рода аномалией в ситуации, когда подавляющее число новинок — из Китая.



Но цены — боль. Версия с мотором 1.4 TSI (150 л. с.) и 8-ступенчатым «автоматом» в богатой комплектации стоит 154 000 рублей (47 240 долларов), а исполнение GTI с 2,0-литровым двигателем (245 л. с.) и 7-ступенчатым «роботом» обойдется в 170 000 рублей (52 000 долларов). К слову, в Германии цены на GTI стартуют от 40 900 евро, что тоже недешево. Надо ли удивляться, что за такие деньги белорусские покупатели предпочитают брать китайские кроссоверы?

Nissan X-Trail

Вот, кстати, интересный пример. Да, марка японская, модель всемирная, но производство — китайское, а импорт — параллельный. Ирония в том, что новейший X-Trail Т33 не мог оперативно появиться у нас в том числе потому, что дилеры официально продавали модель предыдущего поколения, выпускаемую на российском заводе компании под Санкт-Петербургом. Ну а теперь пожалуйста, покупайте!



Скажу честно, появление этой модели на белорусском рынке лично для меня было внезапным. Но сам автомобиль с технической точки зрения интересен. Это не чисто бензиновая модель и не электромобиль, а последовательный гибрид, у которого 1,5-литровый двигатель выполняет роль генератора, а колеса приводятся в движение двумя электромоторами. Это вам не стартер-генератор, помогающий при разгоне!

Voyah Free

Ладно, давайте про истинных «китайцев». Этого отмечу по двум причинам: его поставляют официально, и это действительно пример весьма приличного по уровню исполнения продукта. Пусть не безупречного (например, подвеске недостает энергоемкости, а мультимедийная система до сих пор не адаптирована к нашему рынку), но, в отличие от некоторых, этот кроссовер действительно достоин звания премиальной модели.



Китайский автопром повторяет путь автопроизводителей из других стран: как только вы начинаете делать что-то на уровне, стоимость вашего продукта повышается. Вот и Voyah Free, будь то полностью электрический вариант или гибрид, имеет довольно весомый ценник. Но в данном случае хотя бы понятно, за что столько платишь.

HiPhi Z

Официально это чудо китайского автопрома к нам не поставляется, но отдельные экземпляры периодически попадаются. Модель присутствует в моем списке исключительно из-за смелости ее создателей.


Дизайн экстерьера и интерьера HiPhi Z — настоящий вызов (хотя местами — еще и здравому смыслу, а также эргономике). Передняя оптика не только освещает дорогу, но и с помощью огромного количества светодиодов может «рисовать» различные изображения и сообщения. Экран мультимедийной системы подвешен на хитроумном кронштейне и может поворачиваться в горизонтальном направлении. Практически все, включая открытие дверей и включение света фар, управляется через тачскрин, но из-за этого простейшее действие может превратиться в настоящий квест по причине отсутствия русификации. Опять же, посадка сзади специфическая, скорее для низкорослых пассажиров.

Все-таки форма у HiPhi Z важнее содержания. Хотя конструкция продвинутая: спереди двухрычажная подвеска, сзади многорычажная, а двухмоторная силовая установка развивает внушительные 672 л. с. и 820 Н·м.

BYD Dolphin

Вот он, мой любимчик! Да, еще один «китаец», официально не поставляемый в Беларусь, но тем не менее имеющий хорошие шансы стать популярным на наших дорогах. Пока Renault только готовится вывести на европейский рынок модели 4 и 5, а Volkswagen рассказывает о перспективном ID.2, BYD уже вовсю продает свой Dolphin. В том числе в Европе.

У него довольно скромная внешность, но очень веселый интерьер — за такой можно простить и качество отделочных материалов, и некоторые откровенно дешевые решения. При всем своем несерьезном виде Dolphin базируется на современной электрической платформе e3.0, что обеспечивает ему просторный салон и приятное поведение на дороге, а батареи емкостью 44,9 кВт·ч хватает на 300 с лишним километров в теплое время года. В том числе за счет того, что 95-сильный электромотор на передней оси не должен быть особо «прожорливым». Вы скажете, что ничего такого здесь нет. Да, если мы говорим про более крупные модели. Но сделать толковый электромобиль в компактном формате, сохранив привлекательную стоимость, очень непросто, а китайцам это удалось.


Вероника Сайко. Самые запоминающиеся машины за этот год

«Год был сложным», — то и дело слышали мы от дилеров «европейцев» на различных отчетных конференциях. А маркетологам «китайцев» грустить было явно некогда: нужно было в очередной раз созывать голодных (и до инфоповодов, и до канапешек) журналистов на фуршеты в честь презентации новых моделей. И скажу честно: если раньше китайские машины ассоциировались у меня только со старенькими и гнилыми Chery, Geely-«пандами» и безликими уставшими «Лифанами», то этот год все поменял. Хотя что касается безликости… Бывали случаи, когда приходилось по пояс высовываться из офисного окна и вглядываться в эмблему тестовой машины, чтобы ответить на вопрос фотографа «На чем мы сегодня катаемся?» (да, вечный недосып сказывается на памяти). Правда, далеко не всегда название марки вообще о чем-либо ему говорило. Поэтому нужно было расшифровывать: скорее всего, это снова кроссовер, снова переднеприводный и полуторалитровый.



Примерно таким был год. Но, во-первых, на каждую машину есть свой покупатель, а во-вторых, сегодня мы говорим о то, что нам запомнилось больше всего. Никаких рейтингов или сравнений цен, просто рефлексия и воспоминания о самых интересных (или просто запавших в душу) автомобилях, с которыми приходилось сталкиваться на съемках в этом году. К счастью, не только китайских.

Старые эксклюзивы

«Если „корч“ — то это к Веронике», — регулярно шутили мои коллеги, когда распределяли темы. Так что начну с возрастных машин.

  • История, как сторож восстановил Barkas B1000, для меня была максимально душевной. Люблю людей, которые с трепетом оживляют автомобили. И катают меня на них по живописному пригороду.

  • Lancia Thesis. Мои вкусы весьма специфичны: обожаю эту «мопсовскую» морду и задние фонари.

  • Хотелось познакомить своего чистокровного «англичанина» с китайским собратом Roewe 750 — и я это сделала.

Да, можно пафосно сказать, что в этих машинах была душа в отличие от кредитных «китайцев», но перед Новым годом не хочется ссориться с владельцами новых авто. Тем более за ссоры отвечают активные зрители нашего YouTube-канала. Стоит опубликовать видео с чем-то 20-летним и по цене чуть дороже гнилого «Пассата» — в комментарии сразу нагрянут те, кто готов доказывать, что старому премиуму место в Гатово. Но актив — это хорошо, поэтому, пользуясь случаем, приглашаю присоединиться к видеоканалу.

Безумные проекты

Если бы это был топ сумасшедших тачек, то «Волгатти» гродненской команды блогера Саши Лихого бескомпромиссно был бы на первом месте. «А никто и не говорил, что мечта должна быть разумной» — гласит его статус в одной из социальных сетей. Что ж, остается только добавить, что творчество, особенно когда оно соединяется с автомобилями, — это круто.


Еще один запомнившийся проект — семейный автодом, построенный супругами Анной и Алексеем из Минска. Удивительно, как из Volkswagen Crafter получилось сделать что-то настолько уютное.


«Электрички» и гибриды

Год ознаменовался открытием китайских «электричек». И, кажется, в информационном поле они даже подвинули «Теслу», обновленную версию которой (речь о «тройке») недавно презентовали в Минске. В плане электрокаров «китайцы» не то что дышат в спину «европейцам», а скоро будут махать ручкой, скрывшись за поворотом. По крайней мере, при сравнении одинаковых ценовых сегментов.

Если говорить о тяжелом люксе, то сразу вспоминается Voyah Passion: 4,2 секунды до сотни в топовой комплектации, крутая отделка — класс. Вот только никогда не забуду, как долго искала кнопки регулировки зеркал, думая, что сошла с ума. Они, конечно, нашлись: где-то в меню под меню на сенсорном дисплее.


На собратов Passion по модельной линейке тоже стоит обратить внимание — они гибридные. Free (последовательный гибрид) и Dream (последовательно-параллельный гибрид) взяли самое лучшее от электрокаров и ДВС и получили очень неплохие запасы хода (хотя бы по паспорту). А вообще в своей любви к Voyah (по крайней мере, на короткой дистанции — пока трудно прогнозировать, что будет в ближайшем будущем) я уже признавалась. Хотя и «косяки» удавалось находить. Ну или они сами меня находили.


Очень хочу посвятить строчку Wuling MINIEV. «Что это за брелок для нормальной машины?» — воскликнула я, увидев электрокар в первый раз. Но выглядит он… воистину по-китайски. Надеюсь, еще выдастся на чем-то подобном (например, на Baojun E300) съездить на дальняк. За сколько дней доеду до какого-нибудь Гродно?

Zeekr X — большой гаджет на колесах с дисплеями на китайском. Никогда бы себе не купила, но «помяукать» машиной и пофотографировать ее для Instagram было весело. Еще хотелось бы поближе познакомиться с Bestune Nat — кажется, это будет «бомба» для таксистов.


(Почти) все машины на автофестивалях

Организаторы фестивалей и выставок вроде Vintage Day, гродненской «Лакацыі», «Золотой мили» и т. д. круты, но еще круче их участники. И как дождаться следующего сезона фестов?


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by