ИСТОРИИ

История флагманских седанов Audi: от первой «сотки» до конкурента Mercedes S-Class

Источник: Денис Логунович, Василий Колосов. Фото: открытые источники, производителя
16 июля 2025 в 7:00

Если сравнивать с BMW и Mercedes, компания Audi относительно недавно вступила в сегмент представительских седанов. До А8 у производителя практически не было полноценного автомобиля F-класса. Но история Audi в высшем сегменте началась не с кузова D2. Сегодня, в день основания марки Audi, мы вспомним основные шаги, которыми Ингольштадт шел к созданию конкурента S-Class и 7-Series.

О чем эта статья

Прошлое часто помогает лучше понять настоящее. Этот материал был опубликован на Onlíner ранее, и мы решили снова поделиться им с вами — ведь истории и события, которые он раскрывает, продолжают оставаться важными и интересными.

Первые седаны Audi

История роскошных Audi берет свое начало еще с тех времен, когда любой автомобиль для большинства жителей планеты был роскошью. Среди больших седанов компании довоенного времени (тогда седаны были не такими, как сейчас) можно отметить Audi Front UW Limousine 1933 года (разошелся партией почти в 2 тысячи экземпляров) и Audi 920 Limousine 1938 года (выпущено почти 500 экземпляров). Но для современной автомобильной истории эти машины мало что значат.

Первым престижным седаном возрожденной после войны Audi (Auto Union) можно считать модель 100 первого поколения. Цифры в названии тогда указывали на приблизительную мощность автомобилей в лошадиных силах. Первая «сотка», появившаяся в 1968 году, задумывалась как конкурент мюнхенскому семейству BMW Neue Klasse, которое включало такие модели, как 1800, 2000 и др. (цифры — объем двигателя в кубических сантиметрах). Автомобиль Audi 100 создавался в секрете. Над машиной работали специалисты концерна Volkswagen, который в 1965 году возродил бренд Auto Union. На тот момент это была самая большая модель компании.

Представленная Audi 100 C1 имела кузов не только седан, но и купе. Кроме того, была модификация Coupe S — 3-дверный фастбэк, который многие называют «прадедом» Audi A7 Sportback (из-за схожей философии машины). На «сотку» устанавливались карбюраторные двигатели мощностью от 80 до 112 л. с. Автомобиль имел исключительно передний привод, хотя в Audi уже тогда проводили эксперименты с полным приводом (еще до появления quattro).

Второе поколение «сотки» (1976 год) получило модификацию Audi 200, которая имела более богатую комплектацию и мощный двигатель. В США модель начали продавать под названием 5000, которое связано с тем, что на машину устанавливали 5-цилиндровый мотор. Многие энциклопедии ошибочно называют Audi 100 первым в мире автомобилем с 5-цилиндровым двигателем. Однако это не так: компания Mercedes показала 5-цилиндровый дизельный агрегат на два года раньше Audi.

Упомянутое поколение модели лишилось стильного 3-дверного кузова. Зато появилась версия Avant. В США Audi 5000 продавалась исключительно в кузове седан. Причем в Калифорнии продажи дизельной модификации были запрещены из-за несоответствия тогдашним эконормам.

В 1977 году на базе Audi 100 второго поколения был создан прототип KKM (нем. Kreiskolbenmotor). Машина внешне не отличалась от серийного С2, но имела роторно-поршневой двигатель. Агрегат развивал 180 л. с., и автомобиль удачно прошел серию длительных испытаний. Журналисты не сомневались, что немцы запустят производство такой Audi. Но в Ингольштадте от подобной идеи отказались, посчитав проект нерентабельным. Встретить Audi 100 второго поколения на дорогах общего пользования еще можно (даже в Беларуси есть парочка экземпляров). Но кузов модели слишком подвержен коррозии, и сегодня С2 — это скорее эксклюзив.

В 1981 году в Германии прошел конкурс, организованный руководством страны. Всем производителям было дано задание выпустить большой и экономичный седан. Свои работы представили Mercedes, Volkswagen и Audi. Последняя показала Auto 2000 Concept. По заданию, автомобиль должен был быть полноценным седаном большого класса с низким потреблением топлива. На прототип Audi установили 1,6-литровый 90-сильный мотор, который во время испытаний расходовал всего 6,9 литра бензина на 100 км. Агрегат имел алюминиевый блок цилиндров и много дорогих компонентов, поэтому о выпуске такой машины речь не шла.

ручная дуговая сварка (MMA), входное напряжение 220 В, сварочный ток: 20-200 А, диаметр электрода: 1.6–4 мм, 2.3 кг

Седаны Audi из 90-х

История больших седанов Audi продолжилась в 1983 году, когда на свет появилась знакомая всем нам модель 100 в кузове С3. «Сигара», «селедка», просто «сотка» — как только ее ни называют в народе. До сих пор Audi 100 третьего поколения пользуется большим спросом на рынке подержанных автомобилей (спасибо хорошему кузову и моторам-долгожителям). Сегодня эту машину вряд ли кто-то назовет престижной или даже комфортной. Но в свое время она стала автомобилем года в Европе, поставила рекорд по самому низкому коэффициенту лобового сопротивления (0,30) и конкурировала с BMW 5-Series и Mercedes W123/124.

Любимая нами Audi 100 получила в 1990 году инновационный дизельный мотор, который совмещал прямой впрыск и турбину (2,5 TDI). В 1984-м в продажу поступили полноприводные Audi 100 quattro, а годом позже все кузова «соток» стали оцинкованными. Первым полностью алюминиевым автомобилем компании стал А8, но эксперименты с этим металлом немцы проводили еще во времена «це-третьей». В середине 1980-х было построено несколько прототипов Audi 100 c алюминиевыми кузовами. В 1986 году в Женеве дебютировал концепт «сотки» в новом кузове. Прототип предвещал появление Audi 100 C4 (1990 год).

Но С4 уже не была флагманом компании. С 1988 по 1994 год Audi выпускала свой первый седан высшего класса — V8. Несмотря на сходство с Audi 100, это была несколько иная машина. По сути, с V8 можно было бы и начать статью об истории представительских Audi. Название модели, как несложно догадаться, происходит от двигателя V8. Немцы взяли две рядные «четверки» от Volkswagen Golf GTI. В основе автомобиля лежала модификация Audi 200 с полным приводом (переднеприводных V8 не было). Кроме того, новый флагман стал первой моделью компании с quattro и АКП (хотя были и версии с 5- и 6-МКП). До этого седана производитель также никогда не использовал моторы V8.

Платформу, на которой была построена машина, называли либо Volkswagen Group C3, либо D1. От 200-й представительский седан отличался решеткой радиатора, которая крепилась к капоту, другими бамперами и оптикой (задняя — полностью красная), удлиненной колесной базой, расширенной колеей, увеличенными колесными арками (помещались заводские диски до 17 дюймов) и полностью переделанным салоном. Кроме стандартной версии, была еще модификация Long. Все как у 7-Series и S-Class.

Но критики из автомобильной прессы не хотели принимать «переделанную Audi 100» в качестве конкурента в F-сегменте. И действительно, V8 не давал такого уровня комфорта и простора, как флагманы других компаний. И лишь в 1994 году о принадлежности Audi к высшему классу седанов уже никто не мог поспорить. На рынок вышла роскошная инновационная модель A8 первого поколения, кузов которой полностью сделан из алюминия. Начиная с D2, компания Audi официально присутствует в F-классе, на равных конкурируя с S-Class и 7-Series.

Как Audi пришла в F-класс

Интересно, что после исключительно полноприводного V8, который вроде бы как не дотягивал до F-класса, первое поколение А8 получило передний привод в базовой комплектации. Это был первый в истории седан высшего сегмента с FWD. Самые маломощные А8 комплектовались еще и механическими коробками передач. Благодаря крылатому металлу многие экземпляры модели первого поколения дожили до сегодняшних дней. Всего немцы выпустили 105 тысяч экземпляров Audi A8 D2. Кроме переднего привода и алюминия, машина принесла в представительский сегмент дизельные моторы. Некоторое время на А8 ставили 2,5-литровый TDI мощностью 150 л. с. (180 л. с. после 2000 года). Также машина чуть было не получила кузов универсал. Но проект быстро прикрыли, ограничившись концептом Avantissimo.

Новая история представительских седанов Audi начинается с 2002 года, когда на рынок вышло второе поколение А8 (кузов D3). Спустя пару лет после премьеры седан получил увеличенную решетку радиатора («бороду»), задав новый корпоративный дизайн марки, который продержался многие годы.

Поколение Audi A8 D4 выпускалось с начала 2010-го. Спустя четыре года в продаже появилась рестайлинговая версия, но немцы к тому моменту уже практически подготовили четвертое поколение А8, которое получило кузов D5.

В 2014-м в спор за звание самого технически продвинутого представительского автомобиля с Mercedes S-класса и «семеркой» BMW вступило четвертое поколение флагманского седана A8 (индекс D5). Его кузов — это «микс» из алюминия, стали, магниевого сплава и карбона.

Новейшая история Audi

В 2021 году A8 вновь обновился. Седану досталась новая светотехника — матричные фары, которые могут «рисовать» подсказки прямо на дороге, и задние фонари на органических светодиодах (OLED), позволяющие изменять световой рисунок. Все версии A8 располагают гибридной надстройкой (Mild Hybrid) с 48-вольтовым стартер-генератором. На вершине гаммы — модификация S8 с 4-литровым V8 TFSI (571 л. с.), с которым седан разменивает первую сотню за 3,8 секунды.

Одна из фишек флагманской Audi — активная пневмоподвеска, изменяющая положение кузова в режиме реального времени, реагируя на состояние дорожного покрытия. Система использует данные от фронтальной камеры, сканирующей качество дороги по ходу движения с частотой 18 раз в секунду. Изначально «восьмерка» получила и продвинутый автопилот, отвечающий третьему уровню автономности, но «железо» для него так и осталось бесполезным — такая технология и нормативно-правовая база под нее оказались несовместимы.


Самая роскошная версия Audi A8 обозначается приставкой Horch — в 1930-е эта немецкая марка прославилась автомобилями высшего класса с восьмицилиндровыми моторами, а особняком в гамме стоял Horch 12 с V12 под капотом. Оригинальная компания Horch & Cie была основана инженером и предпринимателем Августом Хорьхом в ноябре 1899 года — эта история заслуживает отдельного рассказа, и мы к ней еще вернемся. Отметим, что спустя 10 лет Хорьх покинул компанию из-за разногласий с руководством, но почти сразу же учредил свое второе автомобильное производство в Цвиккау. В названии новой фирмы Хорьх уже не мог использовать собственную фамилию и выбрал ее латинский аналог (Horch переводится как «Слушай!»). Собственно, так и появилась Audi.

Возрожденный Horch задумывался как конкурент Mercedes-Maybach S-класса, поэтому у него растянутые колесная база и кузов — в длину седан насчитывает 5,45 м. В салоне — раздельные сиденья заднего ряда, отделка кожей и деревом. Про оригинальный декор и шильдики тоже не забыли. На выбор есть турбомоторы V6 3.0 (340 л. с.) и V8 4.0 (460 л. с.). Одно но — доступен A8L Horch только в Китае. И это неслучайно, поскольку бо́льшая часть седанов A8 продается именно там.


«Начало новой эры в истории Audi», — так сами создатели назвали дебют флагманской электрической модели e-tron GT, в длину вымахавшей почти на 5 м. Выпуск батарейного седана развернулся в конце 2020 года на заводе в Неккарзульме, на следующий год он поступил в продажу. Электрическую 800-вольтовую архитектуру с плотной компоновкой агрегатов e-tron GT разделил с Porsche Taycan.

В прошлом году последовала плановая модернизация роскошной «электрички». Все версии e-tron GT стали мощнее и получили новую батарею емкостью 105 кВт·ч (используются 97 кВт·ч). Мощность зарядки постоянного тока увеличилась с 270 до 320 кВт. В отделке салона широко используются материалы из переработанных мусорных и производственных отходов, чтобы еще больше подчеркнуть «зеленый» статус люксовой машины (такие нынче времена). Но самое главное — в гамме появилась новая топ-версия e-tron GT RS Performance, у которой пиковая отдача двух электромоторов достигает 925 л. с. И это самая мощная серийная Audi в истории — с места до 100 км/ч она способна ускориться за 2,5 секунды.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by