Обычно зима приходит внезапно, а вместе с ней — слякоть, мороз и дороги, где скользко даже с ESP. Стоит заранее пройти «зимний чек-лист» автомобилиста: от проверки аккумулятора и зимних шин до щеток стеклоочистителя и «незамерзайки». В этом материале — все, что поможет машине оставаться в боевой готовности, а вам — не терять время на неожиданные сюрпризы на дороге.
Эта статья уже публиковалась на Onlíner. Мы обновили ее, чтобы вновь поделиться проверенной информацией, будь то советы, тесты или лайфхаки. Такие материалы не теряют актуальности и, возможно, помогут вам принять решение или найти что-то полезное прямо сейчас!
С 1 декабря по 1 марта зимние шины на всех колесах обязательны. И на каждой оси рисунок протектора должен быть одинаковым — это требование ГАИ.
Почему это важно? Ни ESP, ни ABS, ни крутая электроника не спасут вас, если резина не по сезону. Зимняя шина — первый и главный щит на скользкой дороге.
Как отличить настоящую зимнюю резину? На маркировке должны быть сразу два знака:
Если есть оба — такие шины считаются зимними. Любые «дополнения» вроде All Season, R+W или Any Weather не делают шину менее зимней. Главное — сочетание двух указанных выше знаков. И еще остаточная глубина протектора: минимум 4 мм.
А что насчет всесезонок? Полного запрета нет, но правила стали строже. На таких шинах также должны быть два знака: горная вершина с тремя пиками и снежинкой внутри и одно из обозначений: «M+S», «M&S» или «M S».
И еще нюанс: зимние шины бывают разные — скандинавские, европейские, с разным рисунком протектора. У каждой есть свои плюсы и минусы — о них мы подробно рассказываем в нашем полном гайде (кликните на баннер ниже).
Как понять, что с аккумулятором начались проблемы? Симптомы простые и заметные:
Накануне зимы стоит проверить уровень заряда. Для стандартного аккумулятора ориентируйтесь на такие показатели:
Проверка аккумулятора — простая и эффективная профилактика. Немного внимания к нему сейчас избавит от утренней паники на морозе.
Не готовы тратиться на новый аккумулятор, но не уверены в старом на все сто? Вам пригодится зарядное устройство. Современные зарядки способны относительно быстро восполнить нехватку энергии в АКБ с помощью правильно подобранных параметров работы или в автоматическом режиме.
Отдельная категория — портативные пусковые устройства. Это как пауэрбанки для автомобиля: небольшой прибор с собственным аккумулятором, который позволяет завести двигатель без подключения к сети. Мы тестировали такие гаджеты и убедились в том, что они способны помочь при слабом аккумуляторе, но вряд ли сотворят чудо при полностью убитой батарее.
А если хочется по-простому, есть старый дедовский метод — набор пусковых проводов. Проверено: лишними они никогда не бывают.
С ухудшением погоды риск попасть в ДТП растет, а видеозапись часто помогает разобраться в спорной ситуации.
Главное — качество видео. Камера, которая плохо снимает в темноте или не различает номера соседей по потоку, может оказаться просто бесполезной. При выборе обращайте внимание не только на базовые параметры: разрешение, матрицу и угол обзора. Важны и дополнительные возможности: запись звука, датчики движения и удара, а также встроенный аккумулятор — чтобы регистратор не отключался даже при короткой остановке автомобиля.
Выбор и установка сигнализации — это также тема, достойная отдельного рассмотрения. Вкратце: рекомендуем подумать насчет моделей с дистанционным запуском двигателя. Если вам не посчастливилось иметь данную опцию в числе заводских, это именно то, что сильно поднимает настроение зимой. Только представьте, как приятно сесть в теплый, прогретый автомобиль с оттаявшими стеклами и начинать движение сразу, без пауз и ожиданий. Двигатель прогревается еще в то время, пока вы допиваете свой утренний кофе. Естественно, автомобиль должен быть припаркован на относительно небольшом расстоянии, желательно в зоне прямой видимости.
Перегорание лампы — классика неприятностей на дороге. И случается оно всегда в самый неподходящий момент: в сумерках, за городом, когда едешь по незнакомой дороге. В такие моменты вести машину становится очень некомфортно.
Заранее купленная запасная лампа в бардачке решает почти все проблемы. Немного подготовки — и вы защищены от неприятных сюрпризов.
А еще свет фар можно реально улучшить. Есть разные способы: от покупки более ярких ламп до полировки стекол. Два года назад мы провели эксперимент: отполировали фары на одном из автомобилей и заметно улучшили характеристики света. Результат впечатлял: яркость выросла с 8,6 до 14,6 лк. Конечно, часть эффекта объясняется «низкой базой» — пластик был уже изрядно затерт.
Так что даже простая полировка может добавить безопасности в темное время суток, а заранее купленные лампы помогут не остаться в темноте в самый неподходящий момент.
Когда дождь, снег или слякоть, а на стекле разводы — ехать становится неудобно и небезопасно. Видимость падает, а вместе с ней растет риск аварийной ситуации.
Понять, что щетки пора менять, просто: если после их работы на стекле остаются полосы, пятна или капли, резина потрескалась, потеряла гибкость или щетки скрипят и двигаются рывками — они уже не справляются. Даже визуально «целые» резинки с потерей гибкости хуже прилегают к стеклу, и зимой это особенно заметно.
Лучше поменять щетки заранее. Чистое стекло зимой — это не просто комфорт, а реальная помощь водителю: дорога видна лучше, реагировать проще, и шансы доехать без неприятных сюрпризов заметно выше.
Кстати, если пропустили, можете почитать наш сравнительный тест.
До наступления холодов важно проверить систему охлаждения автомобиля на герметичность. В случае нехватки антифриза необходимо его долить, если жидкость старая — лучше ее заменить. Качественная охлаждающая жидкость не только продлит жизнь двигателю и помпе, но и избавит от проблем с прогревом салона автомобиля. Кстати, у нас выходил цикл статей с расследованиями о некачественных антифризах. Как не нарваться на контрафакт? Читайте по ссылке.
Зима — не время для экспериментов с мотором. Мороз, короткие поездки и частые прогревы создают дополнительную нагрузку на двигатель, а старое или неподходящее масло может не справиться.
Что касается частоты замены, стандартная рекомендация — ориентироваться на пробег: около 10 тысяч километров. По времени же — хотя бы раз в год, даже если машина простаивает. Особенно перед зимой эта мера предосторожности помогает двигателю легко запускаться в мороз и работать без проблем.
Зимой видимость на дороге — вопрос безопасности. Слякоть, снег и реагенты быстро покрывают стекло, и без качественного стеклоомывателя вы рискуете ехать «в мутной пленке». Перед морозами обязательно слейте летнюю жидкость или обычную воду и заранее заправьтесь зимней омывайкой — чтобы потом не искать крытый паркинг для размораживания машины.
Базовый совет: проверяйте уровень жидкости и состояние форсунок заранее, до того как грянет первый мороз. Засорившиеся сопла или пустой бачок сводят на нет любую подготовку. До наступления холодов стоит убедиться, что система исправно работает: включите омыватель, проверьте, что жидкость разбрызгивается равномерно по стеклу, а струи не забиваются грязью или льдом.
Средство для профилактики. О том, чтобы двери открывались в любой мороз, а уплотнители не примерзали, лучше позаботиться заблаговременно.
Спрей или жидкость для того, чтобы быстро растопить ледяное сердце замерзшего дверного замка. Пригодится не всем, но многим не будет лишним.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by