Проблемы дворовых парковок — кажется, вечная история большого города. Мест всегда недостает, зато всегда в избытке претендентов на эти места, тех, кто хочет видеть припаркованный автомобиль из окон своей квартиры. Одним хочется, чтобы при этом все было по ПДД, другим хочется, чтобы было как хочется, и очень часто эти варианты не совпадают. Да и ПДД, оказывается, не всегда остаются незыблемой опорой, допуская исключительные ситуации. В общем, не утонуть в этом девятом валу стоящих машин, полусфер и взаимных претензий практически невозможно. И мы с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, осознанно зашли в эту пучину, без особой надежды выплыть.
В «Новую Боровую» нас позвала семья наших читателей. Пообещали интересный случай: из-за местной дворовой парковки идут споры — можно там парковаться или нет, на всех местах или нет? Приезжаем, смотрим. Слева дом и справа дом, между ними проезд. Вдоль этого проезда с каждой стороны размечены парковочные места.
— А это разве не сторона жилой застройки? — спрашиваем ведущего рубрики.
— Сторона. И в ПДД четко указано, что со стороны жилой застройки парковаться нельзя, — отвечает Краснов. — Но также в ПДД указано, что ГАИ может согласовывать организацию дорожного движения, которая не соответствует ПДД. И здесь видно, что парковочные места появились не стихийно, эта территория именно обустроена под парковку.
Правила дорожного движения
Стоянка запрещается на проездах во дворах со стороны, прилегающей к жилой застройке (п. 145.3).
ГАИ осуществляется согласование дорожного движения в случаях, не оговоренных настоящими Правилами, а также при применении в экспериментальных целях технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных настоящими Правилами и техническими нормативными правовыми актами. Своевременное доведение в доступных формах до сведения физических и юридических лиц технических нормативных правовых актов в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности возлагается на республиканский орган государственного управления по стандартизации, метрологии и сертификации (п. 4).
Допустим, разобрались: есть вариант, при котором парковочные места в дворовом проезде будут организованы именно таким образом, и это не будет нарушением. Но бóльшая часть дворовых споров крутится вокруг двух парковочных мест, расположенных напротив выходов из подъездов дома.
— Смотрите, здесь занижен бордюр. На мой взгляд, эти места должны быть предусмотрены для погрузочных и разгрузочных работ. Я бы даже сделал их пошире — удобнее бы было, — прикидывает инструктор. — Приехал во двор, тебе есть где стать, разгрузился и отогнал машину.
Историю споров вокруг этих размеченных участков проезжей части нам рассказывает Сергей, наш читатель.
— Поначалу здесь была парковка, все места были одинаковые. Затем на бордюре именно возле этих мест напротив подъезда нанесли желтую полосу. Хотя по проекту никакой полосы не было, это пространство — парковка, согласованная с ГАИ, — утверждает он. — И начались скандалы. Ставишь машину — кто-то вызывает ГАИ. Показывают: желтая линия, нарушение. Ты в ответ показываешь письмо от «А-100 Девелопмент», объясняешь, что линия нарисована самовольно. В общем, начинается разбирательство. Ведь если я пойду с желтой краской рисовать линии, где мне захочется, — это же хулиганство, не меньше.
В конце концов желтую линию напротив обоих подъездов дома №49 по улице Авиационной закрасили серой краской. Но споры не прекращаются.
— Один начинает доказывать, что ставить нельзя, другой начинает доказывать, что ставить можно — начинается бардак, иначе не назовешь. Хотя все же взрослые люди, все понимают, что иногда нужно подъехать, выгрузить вещи. Так почему не договориться между собой и по возможности эти места не занимать? Окей! Кто-то бы, возможно, все равно парковался, но можно ведь обратиться к человеку, попросить отогнать машину. Тем более проблема существует только днем, вряд ли кому-то нужно разгружаться ночью. Значит, никто не запрещает на ночь оставлять здесь машины, — приводит свои аргументы Сергей.
Что интересно, возле соседнего дома — по Авиационной, 51 — желтая линия нанесена, и ее нанесение согласовано с ГАИ, о чем сообщает то самое письмо от «А-100 Девелопмент». А возле дома №49 линии нет. Более того, установка сигнальных столбиков, ограничивающих парковку на местах напротив входов в подъезды (кто-то просил и об этом), невозможна по причине «участия данных мест в расчете обеспеченности местами хранения автотранспорта в соответствии с ТКП (Технический кодекс установившейся практики. — Прим. Onlíner)».
Снова вспоминается пункт ПДД, запрещающий стоянку на стороне жилой застройки. Он явно не принимает в расчет ТКП с расчетом мест хранения транспорта.
— В принципе, с учетом того, что дворы с детскими площадками здесь закрытые и машины туда никак не попадут, как таковая дворовая зона с этой стороны дома, вероятно, и не планировалась. Это именно проезд, территория для автомобилистов — вполне логично. Просто в ПДД не предусмотрели, что бывают дома, где подъезды на обе стороны, то есть везде, получается, сторона жилой застройки, — рассуждает Краснов. — Впрочем, бывают особые случаи: та же разгрузка с погрузкой или приезд скорой помощи, пожарной службы. Поэтому вариант с ограничением парковочных мест возле подъездов дома тоже кажется вполне обоснованным. Можно было бы бордюрный островок сделать: въехал, разгрузился и уехал с него.
— Можно все, но есть ТКП — предусмотренных машино-мест тогда будет не хватать.
Вот и та бездна, о которой мы говорили в самом начале. Можно не делать парковочные места возле дома, но жильцы-автомобилисты останутся недовольны. Можно сделать, но оставить парочку для особых случаев, однако это не будет соответствовать ТКП. Можно все отдать под парковку, но и тогда найдутся те, кому это не понравится.
— В общем, на первый взгляд — все красиво. Начнешь разбираться — вопрос на вопросе, — разводит руками ведущий рубрики.
— Так а по ПДД как? — задают неосторожный вопрос.
— Да при чем тут ПДД?! Эти проектировщики запланируют по-разному, а люди потом голову ломают, как им можно стать, а как нельзя. Как по ПДД? Да как тут ответить? Это сторона жилой застройки? Да! Могли тут организовать такую парковку? Выходит, могли.
И вот что интересно. Напротив дом — ул. Николая Камова, 3, — и там снова все иначе. Ни желтой линии, ни заниженного бордюра, ни, вероятно, споров на тему ПДД. Размеченные места есть. Да, по стороне жилой застройки. Но вы уже поняли, что незачем развивать дальше эту мысль?
— У вас же здесь еще сквозной проезд, — замечает Краснов.
— Да, поэтому установку шлагбаумов нам и не согласовали.
— Сейчас оставшиеся дома кругом достроят, и начнут у вас носиться по этому двору — опять вызовете на разбор. Сразу предлагаю искусственные неровности устанавливать, — предупреждает преподаватель.
А ведь и правда: какие-то дома еще не достроены, многие квартиры не заселены, а проблема с парковкой уже есть. Что же здесь будет через пару лет? Ситуация напоминает прогноз синоптиков, в котором бури, грозы и красный уровень: вот-вот станет очень трудно, и ничего с этим не сделать.
— Парковки вроде и есть, но проблема остается. Есть платные паркинги, есть открытая стоянка через дорогу. Пройти две минуты — не проблема. Но все же хотят оставить машину во дворе, — говорит Сергей. — Хотя мы уже подумываем о том, чтобы подыскать место на паркинге. Не пойму только, почему соседи не могут друг с другом договариваться, какой смысл вызывать ГАИ друг на друга?
— Я когда в Первомайском ГАИ служил, была у меня такая история. Вызов: машины стоят на газоне. Приезжаем, начинаем штрафовать. Высовывается бабушка из окна, кричит нам: «Ой, это я звонила! Не надо их штрафовать, они ж мне потом жизни не дадут!» — со смехом рассказывает Краснов.
Уезжаем на экскурсию по другим дворам. И не перестаем удивляться, насколько везде все по-разному. Похожий дворовой проезд между кварталами «Нескучный сад» и «Северное сияние». Тоже сквозной, но с обеих сторон закрытые шлагбаумы. Вдоль края проезжей части парковаться нельзя, желтая линия — ну сторона жилой застройки же, мы помним. Парковочные места организованы по центру этого проезда.
— Неплохой вариант, — одобрительно кивает инструктор.
— А с точки зрения безопасности как лучше?
— С точки зрения безопасности в таких проездах лучше не носиться. Поэтому тут искусственные неровности и уложили. Можно было бы, кстати, и добавить, — серьезно отвечает он. — Потому что любая машина во дворе — это уже не про безопасность. Кто-то может выскочить из подъезда, а может и с противоположной стороны — какая разница? Это могут быть дети или даже взрослый — мусор выносит, задумался, в телефон засмотрелся. Единственный действенный совет — ехать тише и ждать, что в любой момент кто-то выпрыгнет под колеса.
Прогулялись по двору. Ситуация действительно напоминает ту, что мы видели на Авиационной, разве что проезд здесь шире. Возможно, поэтому и решили организовать парковку не по краям, а в центре.
— Разные решения применяют даже в одном и том же районе, где застройкой занимается одна и та же компания, — недоумевает ведущий рубрики. — А вообще, я вот зашел, все уютно, хорошо дышать, звуки на минимум, чтобы не мешать. Хочется, чтобы это была зона отдыха, а не парковка. Кафешки, прогулки, скамеечки — такой бульвар. А машины пусть бы стояли где-то чуть поодаль.
На этот двор нам тоже жаловались читатели. Точнее, жаловались всего на одно парковочное место, расположенное в не самом удачном месте.
— Уложен тротуар, ведущий к дому, и он упирается ровно в парковку, в размеченные места. Утром эти места, конечно же, заняты, а люди идут по тротуару с колясками, ведут детей в детские сады, которые тут расположены. И все думают, как же им эти машины обойти. Нужно либо всю парковку обходить слева или справа, либо, не знаю, как-то протискиваться. Но с детской коляской не особо и протиснешься, а случись что — останешься и виноват. У любого родителя в такие моменты только один вопрос: чем думали те, кто рисовал здесь парковку? — рассказал нам читатель.
— Кажется, тут и споров никаких не нужно: очень неудачная организация парковочного места, его здесь попросту не должно быть. Если есть тротуар, значит, по нему ходят люди, значит, у этих людей должна быть возможность нормально пройти, проехать на велосипеде, самокате, прокатить коляску и не упереться в парковочное место. Вот где нужна желтая линия, столбики, а может быть, и полусферы, — отмечает Краснов.
Чуть в стороне он замечает машину, припаркованную в зоне занижения бордюра.
— Ну вот как тут людям ходить, если все машинами заставлено? Мало того что тротуар сделали кривой, так еще и не спустишься нормально с этого тротуара, — возмущается преподаватель. — Такие моменты должны учитывать на этапе проектирования.
Это были новые кварталы, а что сейчас творится в старых? Вы и сами, конечно, знаете, но мы все же заехали в соседнее Уручье, к дому №18 по улице Руссиянова, в котором, между прочем, аж 18 подъездов!
— Вот это стандартная история всех старых дворов Минска. Узкий проезд, пятачки, предусмотренные для парковки, — небольшие, всего на пару-тройку машин. Раньше на этих пятачках детвора мяч гоняла. Потому что, когда эти дома строили, никто просто не рассчитывал, что будет столько автомобилей. И тут уже паркуются, кто во что горазд. Кто в проезде, кто на тротуаре, на той самой стороне жилой застройки, кто на газон заезжает. Тоже подпирают тротуары так, что не пройти, — знакомая многим история. Но когда это видишь в старых дворах, ты понимаешь, что это недочеты, допущенные в прошлом. А когда эти же проблемы переносятся в только что отстроенный двор — вот тут уже непонятно почему, — рассуждает ведущий рубрики.
О проблемах с парковкой в «Маяке Минска» нам писали не раз, да и мы не раз заглядывали в эти дворы. Машин там, что и говорить, много, бывает, что и яблоку негде упасть. Вечером можно раз за разом наворачивать круги между домов и так и не найти, где оставить автомобиль.
— Здесь паркуются везде, потому что вариантов не так много. Причем возле каждого дома здесь свои традиции. Возле одного паркуются вдоль бордюра, возле другого — под углом. При том что все это — сторона жилой застройки. И полусферы даже установлены, но на тротуаре. То ли их сдвинули сюда, то ли намеренно ограждают именно тротуар, — размышляет Краснов. — По идее, тут парковки вообще быть не должно, это просто проезд. Но для чего он такой широкий? И зачем нужны полусферы? Опять же, для инвалида парковочное место есть, так может, и остальные места предусмотрены — как разобраться?
Кое-где, кстати, такие же полусферы сложены аккуратно кучкой в сторонке — мешали кому-то парковаться, а сильных людей хватает.
— Можно согласиться, что в некоторых случаях парковка вдоль дороги — это не проблема. Например, когда тротуар очень широкий и до выхода из подъезда много места. Но проблемы могут возникнуть. Кто-то где-то выйдет не вовремя или скорой нужно подъехать, или пожарной машине. Получается, что одну проблему стараются решить, а другую одновременно создают, — добавляет инструктор.
— А самая большая проблема в том, что ничего не понятно. Возле одного дома можно стоять, хотя по ПДД вроде как нельзя. Возле другого дома тоже машины стоят, и есть предположение, что, может быть, это тоже кто-то как-то согласовал. А возле соседнего дома в такой же ситуации стоять уже нельзя, и это точно, ведь нанесена желтая линия. Но не исключено, что ее кто-то нанес самовольно. И в этом прелесть наших ПДД: все прописано и все понятно, но на практике может быть и не так, как написано, — вздыхает ведущий рубрики.
Хороший пример — два одинаковых дома на проспекте Победителей.
— В одном дворе нельзя парковаться, в другом — можно. Дома стоят напротив друг друга. Просто в одном доме решили так, а в другом — иначе. А ПДД, кажется, одни и те же, — отмечает Юрий Краснов. — Как лучше? Мое мнение, что в идеальном дворе машин нет. И люди выходят из дома именно во двор, а не на парковку. Тогда мы можем говорить о безопасности. И примеры такие есть.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by