Странные ДТП: облокотился о МАЗ, пыталась остановить пьяных, шел вдоль разделительного ограждения...

 
04 октября 2013 в 10:06
Автор: Андрей Журов
Автор: Андрей Журов

На очень необычную тенденцию обратили внимание эксперты: в Минске стало меньше типичных учетных ДТП, но в этом году происходили аварии, которые иначе как странными не назовешь. Эти происшествия выбиваются из стандартных сводок ГАИ нехарактерным стечением обстоятельств, приведших к трагическому финалу. В одном случае погибла женщина, пытавшаяся отговорить от поездки пьяного водителя. В другом сбили пешехода, который шел вдоль разделительного ограждения на мосту МКАД. Специалисты, обсуждавшие эту закономерность, спрашивали друг у друга: как предотвратить такие ДТП и можно ли вообще? Попытаемся разобраться вместе с экспертом.

— «Уходят» классические очаговые ДТП, например наезды на пешеходов, происходившие в одних и тех же местах, — обращает внимание председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — Зато появились нехарактерные происшествия. Они стали что ли более «хитрыми», менее симптоматичными. Это косвенно указывает на то, что у нас сменился уровень проблем, мы как бы перешли в следующую лигу стран, борющихся с аварийностью. Время простых решений позади, нужно занимать другой уровень. Простыми и очевидными способами вроде «спящих полицейских» предотвратить аварии уже не получится. Этот ресурс практически исчерпан. В Минске именно действия городской концепции безопасности дорожного движения «Добрая дорога» привели к снижению аварийности. За полгода в авариях погиб 21 человек. Эти ДТП рассматривались рабочей группой по анализу аварийности с участием специалистов ГАИ, следствия, прокуратуры, коммунальных служб, экспертов (более подробную информацию можно найти на сайте ассоциации).

Не справился с городской средой

На ул. Чкалова насмерть сбили мужчину. Он неудачно пытался пересечь оживленную дорогу в пятидесяти метрах от пешеходного перехода. Тоже странность — ведь проще было дойти до положенного места, чем нарушить, сильно рискуя. Как выяснилось позже, погибший страдал слабоумием, а в момент ДТП находился в состоянии легкого алкогольного опьянения.

— На форуме высказывалось мнение, что это аварийное место. За последние пять лет на этом участке действительно сбили четверых пешеходов. Однако смертельный случай только один — апрельский, — замечает эксперт. — Но, заметьте, снова речь идет о человеке, не способном справиться с городской средой. Он также оказался вне поле зрения патроната за больными людьми. При этом для него были доступны опасные участки улиц нашего города. Не было ограждений, которые бы его остановили, направили к переходу. Считаем, что тут необходима установка эффективных конструкций, а разделять потоки должен «отбойник». Опять-таки ДТП случилось вечером, и улицы необходимо освещать лучше.

Конец главной дороги

Небольшой перекресток ул. Краснозвездной и ул. Золотая Горка в центре города. Поздний зимний вечер. Происходит сильнейший боковой удар. Старенький Peugeot 405 оказывается на тротуаре. Через несколько минут спасатели будут на месте происшествия. Но женщине-водителю уже ничем нельзя помочь. Она скончалась на месте ДТП. Чтобы достать ее тело, пришлось срезать крышу машины. Водитель второго автомобиля, Nissan Pathfinder, не пострадал.

— На этом перекрестке с 2009 года не было ни одного ДТП с пострадавшими. Да и вообще ничего подобного не происходило, — обращается к статистике Юрий Важник. — Что же случилось в тот вечер? Формально женщина не уступила дорогу. Хотя там установлен знак Stop. Но, обратите внимание, еще выше размещен знак «Конец главной дороги». А теперь вспомним, что это был вечер и шел снег. Водитель могла увидеть лишь очертания знака и спутать его с «Главной дорогой». Тут нужны меры по успокоению движения, все равно знак Stop обязывает остановиться. И необязательно типовой «спящий полицейский», шведы применили бы в этом случае поднятый перекресток-плато или мини-кольцо.

 

МКАД. Мост. Пешеход?

Меньше всего водители ожидают увидеть пешеходов на МКАД, да еще на мосту! Вечером 8 января человек шел вдоль ограждения. Жилые дома, предприятия, магазины находятся на приличном отдалении. Как он там вообще оказался? Можно еще как-то объяснить, когда пешеходы пересекают кольцевую дорогу от одной точки притяжения к другой (от заправки к жилому микрорайону, например), но что им делать на середине моста? Увидеть человека в темной одежде водитель Opel смог в последний момент. Резкое торможение и удар. Погибший работал где-то в Шабанах, в момент ДТП был пьян (2,6 промилле).

— В начале этого года МКАД была передана на баланс города, — напоминает председатель БАЭС. — Обновили покрытие, ездить стало лучше, но как это повлияло на аварийность? В текущем году на кольцевой дороге уже погибли шесть человек. Это почти треть всех смертельных ДТП в городе! Реальных мер по снижению числа происшествий не предпринято. А камеры скорости, должен заметить, лишь немного успокоили движение, но не решили проблему. Как водителю предугадать, в каком месте и в какое время кто-нибудь еще в темной одежде решит пересечь эту оживленную магистраль? Но все же есть две закономерности. Во-первых, на кольцевой дороге высока вероятность гибели пешеходов с высокими промилле. Во-вторых, такие аварии в основном происходят в вечерний час пик, то есть после работы. Здесь нужны эффективные ограждения, о которых много раз говорилось, в том числе в Мингорисполкоме.

Облокотился о МАЗ и попал под колеса

Еще одно «пьяное» ДТП случилось на ул. Долгобродской. Как установили следователи, нетрезвый мужчина вышел из автобуса. В это время на остановку (автобусная и трамвайная расположены рядом) подъехал трамвай, и попутные автомобили остановились. Пешеход зачем-то вышел на проезжую часть, облокотился о кабину МАЗа. После того как трамвай закрыл двери и продолжил движение, грузовик тронулся. Пешеход упал и попал под колеса прицепа.

— Поведение мужчины было не только странным, но и асоциальным. Однако обращает на себя внимание то, что две гибели в этом году связаны с трамвайными остановками, — говорит эксперт. — Во время обсуждения обстоятельств этого происшествия транспортники сообщили, что на ул. Долгобродской недавно провели реконструкцию, мол, что еще мы можем сделать? На это сотрудники ГАИ заметили, что как раз после реконструкции и произошел всплеск ДТП. На этом участке после окончания ремонта зафиксировано четыре происшествия с пострадавшими. То есть опять сталкиваемся с хронической городской проблемой — при реконструкции не учитываются возросшие скорости, транспортный спрос и, как следствие, аварийность. Многие трамвайные остановки у нас должным образом не обозначены: полустертая разметка на асфальте, знак, теряющийся среди десятков других, и иногда шумовая полоса.

Вторая гибель на трамвайной остановке произошла неподалеку, на ул. Козлова: иногородний (!) водитель грузовика не понял, что нужно остановиться, и сбил мужчину, выходившего из трамвая. Большинство пассажиров успели отпрыгнуть, а погибший — нет. Эти два случая говорят о том, что должна быть проведена программа по унификации оборудования трамвайных остановок. Там должен быть островок-рефьюж, отделенный от проезжей части ограждением, с выходом на регулируемый светофором переход.

 

Около трети ДТП с погибшими совершены с участием грузовиков

Череда случайных совпадений привела к трагедии на ул. Н. Орды, произошедшей в конце мая. Водитель грузовика Iveco сдавал задним ходом, пытаясь подъехать к магазину. В этот момент он задел ворота. В результате грузчик, державший их и стоявший на стремянке, упал и получил смертельные травмы.

— Два человека в этом году погибли во дворах при обслуживании магазинов. Это, между прочим, 10% от общего числа ДТП с погибшими в Минске, — комментирует Юрий Важник. — Торговые объекты у нас «вмонтированы» в жилую застройку, а парковки и подъезды формируются по остаточному принципу. Этот случай напомнил о трагедии на ул. Алибегова, когда на парковке возле магазина погиб ребенок. Подходы по повышению безопасности на дворовых территориях требуется изменить, и начинать нужно с сетевых магазинов. Кстати, по поводу грузовиков тоже вырисовалась тенденция — около трети ДТП с погибшими в городе произошло с участием большегрузов. Есть смысл и необходимость контролировать их передвижение в городе. Что они делают в центре? Запрещающие знаки многими водителями игнорируются, а эпизодический контроль сотрудниками ГАИ не является эффективным. Однажды сам увидел занимательную картину, правда за городом: три грузовика двигались по могилевскому шоссе, заняв все три полосы. У многих установлены GPS-датчики, принудительный контроль за такими машинами возможен, но этим никто системно не занимается. В целом складывается ощущение, что движение грузовиков, развитие логистических центров происходит вне контекста безопасности.

Пыталась остановить пьяных и погибла

Душещипательная история произошла в конце января на ул. Пономаренко. Там Audi A6 на полной скорости выехала на тротуар и врезалась в столб. На месте происшествия погибли два человека — водитель и пассажирка машины. Еще один пассажир (сын погибшей) остался жив. Как стало известно сразу после аварии, водитель был пьян.

— Мать была трезвой, она пыталась предотвратить трагедию, не пускала пьяных друзей за добавкой в магазин, — рассказывает предысторию Юрий Важник, ссылаясь на данные расследования. — Женщина не смогла убедить и решила сопровождать для безопасности. Добрались до ул. Бельского, купили спиртное. А когда подъезжали к перекрестку с пр. Пушкина, водитель значительно превысил скорость и на закруглении не справился с управлением. Это, конечно, сюжет для драмы, но в реальной жизни такие истории часто заканчиваются трагически. Статистика явственно говорит: чем выше в обществе потребление алкоголя, тем выше аварийность. Если вдвое снизить употребление спиртного, то будет вдвое меньше ДТП. Во многих европейских странах, где традиционно много пьют крепкий алкоголь, введены ограничительные меры. Беларусь же чемпион в Европе по потреблению крепких напитков на душу населения. При этом доступность алкоголя у нас даже выше, чем в России: в Норвегии одна точка, торгующая спиртным, приходится на 30 тыс. жителей (это население нашего райцентра), в Швеции — на 23 тыс., в России — на 500—800 человек, у нас — на 182. Невозможно, чтобы в такой ситуации свободного доступа к алкоголю происходило снижение числа «пьяных» ДТП.

Выбор на скорости

Еще одна страшная авария произошла на ул. Свердлова. Молодой человек, управлявший BMW, врезался в столб. Легковую машину разорвало на две части. 19-летний парень погиб на месте происшествия. Сотрудники ГАИ говорят, что скорость была сильно превышена. А странно то, что произошло это днем, причем поток был не очень напряженным. За последние пять лет там не было ДТП с пострадавшими, то есть это не аварийное место.

— Заметьте, снова речь идет о грузовых автомобилях: водитель BMW пытался опередить бетономешалку, перестроился правее и увидел фуру, заезжавшую на заправку, — отмечает эксперт. — Когда он предпринял попытку предотвратить столкновение, врезался в столб. На этот раз акцент я хотел бы сделать на кампании в отношении молодых водителей. Сейчас 150 км/ч воспринимаются как удовольствие, крутое действие, что связано с приоритетами поведения за рулем. Изменить отношение можно только с помощью долговременной и тонко просчитанной пиар-кампании. Быстрое движение — не «круто», это бессмысленно и глупо, как «очень быстро ем», или «очень быстро умею подпрыгивать», или «умею сильно нажимать на педаль». С другой стороны, в этом возрасте молодые люди еще очень зависят от родителей, и это может быть использовано в целях повышения безопасности. Вплоть до принудительной установки GPS-датчиков для контроля за скоростью и местонахождением дистанционно. В любой момент можно посмотреть GPS-трек с данными о маршруте, времени и скорости движения.

* * *

— Снижение числа ДТП диктует «ломку» сознания, поскольку потребуется внедрять новые, непривычные в нашем понимании подходы к повышению безопасности на дорогах, — подытоживает Юрий Важник. — Меры будут все более сложными и принесут не такой быстрый эффект, как, например, «спящие полицейские» (число ДТП с пешеходами в аварийных местах резко сократилось). Но их нужно внедрять как можно скорее, иначе число этих странных аварий не уменьшится.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by