UPD
11 февраля 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Избежал ДТП, но вызвал гнев участников форума». Разбор аварийной ситуации на кольце

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Горячий спор разгорелся в ветке форума «Дурдом на дорогах». Один из пользователей разместил ролик, сделанный видеорегистратором, где он предотвращает ДТП, резко затормозив. Но вместо одобрения, как это часто бывает, получил шквал критики: «А сам-то нарушил требования разметки... Тебя там вообще быть не должно!» Необычную ситуацию с точки зрения ПДД, в которой есть косвенный запрет, согласился прокомментировать наш субботний эксперт.

Однажды мы уже проводили разбор ДТП, произошедшего на этом кольце. Речь об узле возле бывшего автовокзала «Восточный» в Минске. Тогда один автомобиль съезжал направо, второй ехал прямо, и они столкнулись. Это вызвало ожесточенные споры: кто виноват? Вывод эксперта был таким — поворачивавший направо формально совершал перестроение, а значит, должен был уступить.

Сейчас возникла другая ситуация. Автор видео двигался по кольцу и пытался свернуть на улицу Ванеева. Неожиданно справа, с проспекта Рокоссовского, наперерез выехал Renault Megane. Водитель машины, в которой был установлен регистратор, четко среагировал, затормозил, и аварии удалось избежать.

— Вроде бы ситуация очевидная, — просматривает ролик Виталий Жуковский, который в течение десяти лет обучает приемам и принципам безопасного вождения по методике Юрия Краснова (сам он по не зависящим от него причинам не может сейчас участвовать в выпусках). — Автор видео движется по кольцу, потом начинает перестраиваться для съезда на улицу Ванеева. Сразу видно, что он достаточно опытный водитель, да и ездит там постоянно.

Пользователь, разместивший видео, утверждает, что за десять лет стажа не получил ни одной записи в талон. Впоследствии он подтвердил догадку эксперта: «Езжу по этому маршруту регулярно. Обычно двигаюсь с ул. Тростенецкой, а потом мне нужно попасть на ул. Ванеева».

Было два пути: повернуть налево — в разрыв. Но автор видео выбрал второй, продолжив движение по кольцу. Как объяснил он сам, мол, раньше не было возможности перестроиться в крайний левый ряд, с которого разрешен маневр. Впрочем, на форуме некоторые решили, что таким образом тот хотел выиграть несколько секунд. Автомобилисты, хорошо знающие особенность работы здешних светофоров, в курсе, что для кольца горит зеленый, а повернув в разрыв, придется остановиться на красный.

Определенное время мы наблюдали за ситуацией на кольце и пришли к выводу, что это типичное поведение. Некоторые водители предпочитают проехать по кругу, чем стоять на красный сигнал светофора.

— Особо анализировать действия водителя Renault не хочется, — признается Виталий Жуковский. — С ним все понятно. Он выезжал на перекресток, перед которым с его направления установлены знаки «Уступить дорогу», и это требование, кстати, продублировано разметкой. Рассуждать особо нечего: уступи дорогу и все. А он вылетал... Случись авария — наверняка бы его признали виновником.

Сначала возникло предположение, что водитель Megane не видел машину автора видео — будь та, например, темного цвета, она могла бы слиться с притормозившей и пропускавшей Laguna. Но, как мы выяснили, машина, в которой был установлен регистратор, серебристая, а указатель поворота в момент аварийной обстановки работал. Главный же аргумент: водитель Megane проезжал на скорости, которая не предполагает запланированную остановку.

— В целом это напоминает типичную ситуацию перед нерегулируемым пешеходным переходом, когда одна машина притормаживает, а справа кто-то проносится на скорости и сбивает человека, — проводит аналогию эксперт. — Похожие аварии происходят также с автомобилями на скоростных дорогах при резком опережении справа «вслепую».

Впрочем, на форуме нашлись те, кто вступился за водителя Megane. Дескать, тот не ожидал появления автора видео, которого «там быть не должно». Далее следовала сложная цепочка аргументаций, суть которой сводилась к следующему: этот перекресток не круговой, более того — это череда перекрестков, и пересекать некоторые виды разметки на них запрещено.

Честно говоря, мы потратили уйму времени, разбирая, критикуя и сверяя каждый аргумент с пунктами ПДД и реальной дорожной обстановкой на кольце. Да, формально оппоненты автора видео правы: на кольце существует серия перекрестков, перед выездом нет знака 4.3 «Круговое движение», а значит, это не перекрестки с круговым движением.

Апеллируя к этому факту, пользователи форума вспоминают такой пункт ПДД (из главы 2 приложения 3): «Линии разметки 1.5—1.8 разрешается пересекать с любой стороны, кроме перекрестков, на которых не организовано круговое движение». На Ванеева — Рокоссовского не организовано, получается, что пересекать такую разметку нельзя?

На форуме автора видео обвиняли в том, что он нарушил этот пункт правил, поскольку сначала пересек разметку 1.7 (обозначает полосы движения в пределах перекрестка), а потом — 1.6 (обозначает приближение к сплошной линии продольной разметки).

— Это, конечно, больше напоминает казуистику, чем разбор серьезной дорожной проблемы, — замечает эксперт. — Выходит так, что формально автор видео, действительно, нарушил требования разметки. Тогда возникает вопрос: а чего добивались те, кто придумал такую организацию дорожного движения? По правилам следовало бы не поворачивать налево на кольцо, а ехать по пр. Рокоссовского, там искать место для разворота и возвращаться на круг. Серьезно, так и было задумано?

Возник резонный вопрос: зачем тогда вообще этот кусок кольца? Ведь разметку 1.7 пересекать нельзя, что автоматически делает каждого, кто движется по данному сегменту круга, нарушителем. Может, тогда проще отгородить запретное место бордюром и использовать ценную городскую площадь иным способом, например установив газетный киоск или ресторан быстрого питания?

Есть еще одно важное замечание, свидетельствующее, что все-таки запрет движения по кольцу тут не планировали вводить. Например, при выезде на круг со стороны пр. Рокоссовского установлены знаки «Уступить дорогу». Но зачем, если там никого быть не может — разметка же запрещает!

Также смущает форма запрета: проще было бы нанести сплошную линию разметки, установить знак «Движение прямо», только и всего, а не использовать некие косвенные меры.

— Но давайте взглянем на ситуацию под другим углом, — предлагает Виталий Жуковский. — Все рассуждения «что там кого-то быть не должно», в принципе, ущербные. А вдруг человек ошибся, не заметил разметку или знак? И он там есть! Вероятно, его привлекут за нарушение соответствующего пункта правил, однако виновен в аварии будет тот, кто был обязан, но не уступил дорогу.

Достаточно вспомнить последний разбор, когда BMW проехал под «кирпич», но виновным сотрудники ГАИ назвали именно водителя Volkswagen, начинавшего движение с парковки.

Вернемся, впрочем, к актуальному разбору. Некоторое время мы находились на кольце и наблюдали за движением. Оказалось, что многие спокойно движутся по этому отрезку кольца, а выезжающие с пр. Рокоссовского им уступают, что естественно и закономерно. Конфликтные ситуации возникают, но не так уж часто.

В конце выпуска мы позвонили автору видео. Он остался при своих аргументах: «В ролике все, в принципе, видно. Я увидел белый Renault, интуитивно повернув голову направо. Не знаю, на что он рассчитывал... Вообще, я езжу там каждый день. Многие следуют по такой же траектории. Запрещающих знаков двигаться по кольцу там нет. Если бы разметка была сплошная, но она штрихпунктирная... Нахожусь в некотором недоумении. Собираюсь поехать в ГАИ, чтобы мне рассказали, как там следует двигаться».

— Вроде бы ситуация очень простая. Но когда начинаешь детально разбираться, то выясняется, что все крайне запутанно. Мы потратили несколько часов для досконального обследования узла и изучения версий. А ведь на дороге загадок быть не должно — за доли секунды водитель должен понимать ситуацию и не гадать: можно или нет? — считает эксперт.

На форуме постепенно дискуссия свелась к повторению тех же аргументов. Хотя в самом начале спора пользователь fami высказал мысль, которая могла бы подвести черту: «В ветке про ПДД его [автора видео] бы стоило наказать за разметку, а Renault — за несоблюдение требования знака „Уступить дорогу“. В случае контакта виновен был бы Renault, т. к. именно его неуступание всей дороги стало бы причиной контакта. „Его там быть не должно!“ — классная мантра, но часто она не работает».

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by