29 752
20 мая 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Хотя Mercedes черный, но водитель как белая ворона». Юрий Краснов еще раз о бессмысленности «шашек»

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Водитель Mercedes словно пытался попасть в такт игравшей на фоне группы «Мумий Тролль», выполняя перестроение, как только представлялась малейшая возможность. Смысл маневров малопонятен, поскольку автор видео не сильно отстал, несмотря на спокойную манеру езды. Не раз и не два Юрий Краснов критиковал бессмысленность «шашек» в городе, которые только нервируют окружающих. Но ролик участника форума под ником Даярам мы сочли очень показательным и решили еще раз вернуться к рассмотрению вечной проблемы.

Лихорадочно перестраивающийся Mercedes попал в объектив регистратора на пр. Машерова в Минске. Он двигался от перекрестка с ул. Даумана до развязки с ул. Кальварийской. Затем проследовал по ул. Притыцкого, по которой продолжил ехать в характерной манере.

«На протяжении 10 минут всю дорогу водитель мерседеса пытался играть в шашки и опережать через карманы и под знаки с которых поворот только направо. В кадр ещё несколько подобных манёвров не попало», — пишет автор видео, зарегистрированный на нашем форуме как Даярам (орфография и пунктуация автора сохранены).

— Что примечательно, Mercedes оказывался то впереди, то позади автора видео, — просматривает запись Юрий Краснов. — Это как бы намекает на бессмысленность шараханий по полосам, но водитель все равно не унимался. Я вот не вижу, чтобы маневры всегда обозначались. Вызывает также вопрос, где совершались перестроения — кое-где сплошная линия разметки. Знаете, на мой взгляд, это то, что называют агрессивным вождением.

Ради интереса мы посчитали, сколько перестроений совершил водитель лихорадочного Mercedes. Не менее десяти! Самый опасный момент был зафиксирован на путепроводе, не доезжая развязки с улицей Кальварийской.

Сначала темный седан оказался вроде бы в правильной полосе, но водителя явно не устраивало, что впереди кто-то едет. Неудачная попытка совершить опережение слева — там двигался микроавтобус. Тогда Mercedes перестроился вправо — в «кастрированную» полосу — и через пару мгновений резко вернулся обратно, вынудив водителя опережаемого хетчбэка выжать педаль тормоза.

Затем Mercedes совершил еще одно перестроение левее. Казалось, ему надо прямо, но продолжение было снято на улице Притыцкого. Вероятно, он перестраивался еще как минимум один раз до поворота.

— Когда кто-то вот так вызывающе ведет себя в потоке, то рано или поздно натолкнется на ответную реакцию: найдется водитель, который решит его проучить, — говорит эксперт. — Но в данном случае этого не произошло. У меня есть этому объяснение. Определяющий фактор — марка и имидж автомобиля. Многие в Беларуси рассуждают так: машина, мол, дорогая — лучше с ним не связываться. Есть такая наука — этология, которая изучает поведение и генетически заложенные программы у животных и людей. Доказано, что по внешним приметам мы всегда пытаемся определить статус оппонента. Таким опознавательным знаком может быть, например, машина.

«Вы замечали, что новичку за рулем простенького автомобиля все сигналят, поторапливают, пытаются показать, как надо, и так далее? Но стоит этому же человеку сесть в премиум-класс — всё сразу изменится. Никто не будет его прессинговать или упрекать, даже если он будет медлительным»

По мнению Юрия Краснова, водитель Mercedes хорошо знает об этой особенности и спекулятивно пользуется «преимуществом». Эксперт берет в руки книжку ПДД со словами: «Уместно было бы вспомнить кое-какие пункты».

Речь, в частности, о п. 7.2 (не создавать препятствий и опасности для дорожного движения, действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми. Каждый участник дорожного движения, соблюдающий настоящие Правила, вправе рассчитывать на то, что и другие участники дорожного движения будут выполнять содержащиеся в них требования), хотя можно цитировать и другие — о необоснованном перестроении при равномерно занятых полосах, обозначении маневров и проч.

— Смысл в том, что ваши действия за рулем должны быть предсказуемы для других участников дорожного движения, — считает Юрий Краснов. — Ведь почему новички опасаются перестраиваться в потоке? Они боятся вот таких водителей Mercedes…

Конечно, нужно вспомнить особенности организации дорожного движения на пр. Машерова (во всяком случае на участке от ул. Заславской до ул. Кальварийской). Так, в крайней правой полосе (в направлении движения автора видео и Mercedes) часто припаркованы автомобили, а на перекрестке с ул. Тимирязева поворот налево разрешен с двух полос. То есть стабильно «проходным» остается один ряд из четырех!

— На самом деле водитель Mercedes так едет не потому, что у него мастерство на высоте, а потому, что ему другие позволяют так делать. Хотя он на черной машине, но выглядит белой вороной, — убежден эксперт. — Автомобилисты, обращая внимание на такую лихорадочную машину, позволяют ему так ехать. Но в любую секунду кто-то может совершить действие, которое не вписывается в планы условного водителя Mercedes. Тогда произойдет аварийная ситуация или даже ДТП.

Не один раз мы описывали последствия таких происшествий, после которых истинный виновник, спровоцировавший ДТП, скрывался. Дескать, а что, я тут ни при чем, это они всё…

Юрий Краснов припомнил такой случай на улице Смоленской в Минске. Один водитель внезапно выехал на встречную полосу, женщина, двигавшаяся навстречу, попыталась избежать лобового столкновения и вырулила на тротуар. К несчастью, там находился пешеход — произошел наезд.

— У меня возникла такая аналогия: в гипермаркете кто-то разгоняет тележку между рядами до неприличной скорости, — сравнивает эксперт. — Как считаете, это опасно? Кто-то ведь может показаться из-за стеллажа или сделать шаг назад. Бац! В ролике зафиксирована похожая ситуация…

Несколько слов об авторе ролика. Судя по его каналу на YouTube, около двух лет назад он начал активно фиксировать разного рода дорожные ситуации в Минске. Его явно раздражают те, кто выделяется из потока: либо едет слишком медленно, либо слишком быстро.

— Интересное наблюдение: названия роликов и оценки, которые автор видео дает другим, не соответствуют его стилю вождения, — обращает внимание Юрий Краснов. — Когда смотрел видеозаписи, было ощущение, что это я сам еду за рулем — очень спокойный и предусмотрительный стиль. Водитель каждый раз оставляет себе запасной вариант. При этом «регистратор» не всегда положительно относится к окружающим: кто-то у него «тошнот», кто-то «дерганый». Но если убрать все оценочные суждения, то получим отличную подборку роликов о том, как нужно безопасно действовать за рулем.

«Автор предусмотрительно избегает опасных ситуаций. В то же время он не дошел до момента осознания, что подобное будет происходить на дорогах всегда. С этим надо смириться»

В конце выпуска эксперт сам сел за руль, чтобы проехать по этому участку пр. Машерова. Несмотря на то, что поток был разреженный, нашлись те, кто явно спешил. Сначала водитель Mercedes S-Class при опережении BMW X5 наехал левыми колесами на двойную сплошную линию разметки, а потом Skoda Octavia заметалась по полосам.

На следующем перекрестке еще несколько водителей действовали так, словно торопились куда-то, — большое число перестроений, несомненно, спровоцировано таким количеством полос. А заторы все равно собираются — на перекрестках. То есть вопрос пропускной способности принципиально не решен, а раздолье для бессмысленных маневров имеется. Неудивительно, что на таких улицах часто слышны гудки клаксонов.


— Большое спасибо тем, кто никак не реагировал на неджентльменское поведение водителя Mercedes, — подытоживает разбор Юрий Краснов. — Если же обращаться к виновнику торжества, то хочется посоветовать: управляя таким автомобилем, ведите себя соответственно, чтобы все видели, какой вы спокойный и солидный человек.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by