14 230
02 декабря 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Одни не уступают пешеходам, другие — автомобилям». Разбор трех роликов недели

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

В одном случае сбили молодого мужчину, в другом чуть не наехали на бежавшего парня. Две из трех ситуаций, которые предложил рассмотреть Юрий Краснов, касаются пешеходов. Последний сюжет — о столкновении на нерегулируемом перекрестке автомобилей BMW и Fiat. Эксперт говорит о формуле безопасности, в которой фигурируют три значения — скорость, наблюдение, решение.

«Не сидеть за рулем как истукан!»

Утреннее ДТП попало в объектив регистратора на перекрестке проспекта Газеты «Правда» и улицы Алибегова в Минске. Водитель Renault поворачивал налево и совершил наезд на пешехода. У пострадавшего предварительно диагностировали перелом голени.

— У меня у самого был похожий случай. Автомобиль поворачивал налево, а я переходил дорогу, — вспоминает Юрий Краснов. — Все говорило, что водитель тормозить не намерен, и пришлось останавливаться мне. Когда машина проезжала мимо, обратил внимание на реакцию мужчины, сидевшего за рулем. На лице было написано недоумение: елки-палки, это ж я чуть человека не сбил!

«Как пешеход я помог ему не стать участником ДТП. А вот в рассматриваемом ролике такого не случилось. Хотя отслеживать ситуацию должен водитель, так как он управляет автомобилем, несет ответственность и обязан уступать дорогу»

Вообще, каждую осень в городе регистрируется увеличение числа аварий с участием пешеходов. Сказывается уменьшение светового дня, а тут еще дождь, мокрая проезжая часть, искусственное освещение, которое скрадывает детали...

— Во многих современных автомобилях боковые стойки ограничивают обзор, — размышляет эксперт. — При необходимости водитель должен работать корпусом, вытягивать шею, вертеть головой, рассматривать ситуацию вокруг. Словом, не сидеть за рулем как истукан.

Ключевым фактором, на наш взгляд, мог стать маневр, который, судя по всему, планировал водитель Renault. У этой машины включился правый поворотник. Следовательно, автомобилист мог отслеживать ситуацию сзади, что помешало ему заметить пешехода.

— Хороший вопрос, почему он занял крайнее левое положение на перекрестке, а не соседний ряд, — продолжает Юрий Краснов. — У меня есть этому объяснение. Далеко не на всех пересечениях в городе поворот налево разрешен с двух полос. Поэтому водители по привычке занимают крайний левый ряд, что могло произойти и в данном случае.

Это к вопросу о стратегии и планировании поездки. Водители, которые хорошо знают организацию дорожного движения, заранее выбирают нужный ряд. В то же время такие решения должны быть стандартизированными не только в Минске, но и по всей стране, чтобы автомобилист из другого населенного пункта не терялся, попадая на незнакомые улицы.

Заметим, что в данном случае перед водителем не стояло сложной задачи. Ведь обычно при повороте налево внимание в первую очередь сконцентрировано на встречных машинах. И только выполнив маневр, автомобилисты вспоминают о пешеходах. Но тут встречки не было — перекресток Т-образный.

— Однажды разбирал ДТП с участием пешехода. Водитель, совершивший наезд, объяснял, что не смог переключить передачу с первой на вторую, — вспоминает эксперт. — Он стал смотреть на рычаг КПП и не увидел пешехода. На самом деле это распространенная ошибка: не отвлекайтесь от движения при выполнении столь сложных маневров, даже если вам это кажется важным!

Самым популярным комментарием к заметке о ДТП был призыв к пешеходам смотреть по сторонам. Пост, вероятно, оставлен автомобилистом, которые часто привычным способом перекладывают ответственность. Это очень плохая тактика при управлении машиной. Сидя за рулем, нужно отвечать за свои поступки. Водители ведь тоже ускоряются, когда загорается желтый, хотя это запрещающий сигнал.

— Пишут еще, что пешеход должен был убедиться в безопасности, хотя эта рекомендация касается ситуации, когда вы еще не вышли на проезжую часть. Мужчина уже прошел бóльшую часть дороги, и упрекать его в том, будто он не выполнил эту норму, несправедливо! — бегло просматривает комментарии Юрий Краснов. — Не надо передергивать. Пешеходы заинтересованы в отслеживании ситуации — для собственной безопасности. А водители обязаны уступать, и тут не может быть разночтений.

Эксперт также вспоминает, как обычно оправдываются водители, остановленные за непропуск пешехода. Например, чего он стоял, я и поехал... Конечно! Человек же не будет бросаться под колеса.

— И все же я бы не осуждал водителя, — заключает Юрий Краснов. — Любой из нас может оказаться в такой ситуации. Риск увеличивается, если мы неправильно определяем, с какой скоростью нужно подъезжать к переходу или препятствию.

Как нельзя делать при подъезде к переходу

Очень странные ощущения оставило следующее видео, которое было сделано на ул. Нестерова в Минске. Водитель ВАЗа неуверенно подъезжает к нерегулируемому пешеходному переходу. На «зебре» в этот момент находились люди и... В общем, ролик правильнее было бы назвать «Как нельзя делать при подъезде к переходу».

— Пешеходов было трое: парень с сумкой, который двигался чуть впереди, а следом — пара в возрасте, — просматривает видео эксперт. — Со скорости, на которой двигался ВАЗ, можно было бы легко замедлиться и остановиться. Тем более что перед переходом находится искусственная неровность.

Затем произошли две неожиданности. Вдруг первый пешеход ускорился, что нельзя назвать с его стороны благоразумным. А водитель ВАЗа, кое-как преодолев «спящего полицейского», продолжил движение прямо перед парой в возрасте.

— С самого начала ролика действия водителя «Жигулей» были какими-то неуверенными, — анализирует видеозапись Юрий Краснов. — Вот он перестроился без включения указателя поворота в крайний левый ряд. Однако некоторое время правые колеса ехали по разметке. Затем машина вроде выровнялась, но ее снова повело вправо. А прямо перед пешеходным переходом загорелись задние габариты. Такое чувство, что водитель только тогда включил свет фар. Кажется, в ВАЗе эта кнопка находится слева — возможно, он искал ее и отвлекся. Это может объяснять, почему автомобиль повело вправо.

На машине установлены номера Витебской области. Как уточняет автор видео, за рулем находился молодой мужчина. То ли растерялся, то ли не хватило опыта...

— Кстати, такие водители становятся жертвой быстрых и шустрых автомобилистов, которые вечно куда-то спешат, — замечает эксперт.

Рекомендации Юрия Краснова такие: «Важно не только пропустить тех, кто находится на переходе, но и отслеживать, нет ли людей с противоположной стороны тротуара. И не забывайте смещаться корпусом и вращать головой, чтобы рассмотреть ситуацию вокруг».

В комментариях опять-таки есть замечания по поводу действий пешехода, мол, водитель не прав, но куда бежал парень с сумкой.

— Идти или бежать — это его личное дело, — подчеркивает эксперт. — Если вы при подъезде к переходу будете представлять, что сейчас вдруг появится велосипедист (а им на многих переходах уже разрешено не спешиваться) и ему придется уступать, то уж тем более сможете среагировать на появление быстрого пешехода.

Как замечает Краснов, пешеходам все же не стоит предпринимать резких действий при пересечении проезжей части: поступки должны быть предсказуемыми для окружающих.

Почему кто-то решил, что водитель BMW проскакивал перекресток?

Перекресток на окраине города. Знаки приоритета на нем присутствуют, а светофоров нет. Интенсивность движения такая, что можно обойтись без регулирования. Однако, как выясняется, не всегда водители могут проехать бесконфликтно. В данном случае столкнулись BMW и Fiat, хотя изначально ситуация не казалась опасной.

— Какой была главная ошибка? — рассуждает Юрий Краснов. — К знаку «Уступить дорогу» нужно подъезжать так, чтобы вы успели остановиться в любой момент. Знаете, что обычно говорят водители, попавшие в такие ДТП? Подъезжал к перекрестку, убедился, что нет машин, но потом услышал удар. О чем это говорит? Автомобилист недостаточно замедлился, чтобы оценить обстановку. А смотреть надо раза три до перекрестка и еще раз на самом пересечении.

По мнению эксперта, задача движущегося по главной дороге — обеспечить собственную видимость. В комментариях указывали, что в момент ДТП был туман, а значит, ближний свет фар обязателен. Кроме того, «главный» должен тоже отслеживать, уступают ли ему.

— Кто-то решил, будто водитель BMW хотел проскочить, но я так не думаю. В этом случае он бы ускорялся. Скорее всего, просто не видел автомобиль. Другая версия — не заметил знак приоритета. Заметьте, перед BMW проехала еще одна машина — это тоже фактор.

Однако даже если представить, будто это равнозначный перекресток, то для водителя BMW автор видео находился справа, и мужчине, управлявшему кроссовером, все равно следовало бы уступить дорогу.

В комментариях также сообщали, что перекресток сложный и тот, кто едет впервые, может легко попасть в ДТП. Но эксперт не согласен: надо было снижать скорость, и все — знаки приоритета установлены, что может быть не ясно? Возможно, водитель BMW ехал на автомате, тогда это все объясняет.


— Чтобы не попасть в ДТП, надо учитывать три фактора, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Во-первых, скорость. Двигайтесь так, чтобы успевать оценивать все вокруг и реагировать. Во-вторых, наблюдение. Важно, чтобы вы видели обстановку и объекты, которым надо уступить дорогу. В-третьих, решение. Делайте верные выводы, и все будет хорошо.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!