После субботней трагедии, произошедшей на проспекте Победителей в Минске, возникло много вопросов. А действительно ли у ЗИЛа отказали тормоза? Пробовал ли водитель вырулить на бордюр, ограждение? Хоть как-то пытался предупредить окружающих? Ответы ищут компетентные органы. Но, на наш взгляд, нужно поднимать более глобальную тему — уместность грузовиков на главных улицах и в центре города. Габаритная машина требует много места, ограничивает обзор, производит больше выбросов, чем легковушка... Вчера корреспонденты Onliner.by во время репортажа с сотрудниками ГАИ изучали злободневный вопрос.
Как сообщалось, водитель ЗИЛа ехал со стороны центра города. На оживленном пешеходном переходе было много людей — в популярный торговый центр каждые выходные устремляются тысячи горожан. А потом что-то пошло не так...
Очевидцы описывали, как люди резко бросились в стороны. Но, увы, среагировать успели не все: пятерых пешеходов грузовик сбил, 11-летняя девочка погибла на месте происшествия, в больницу доставили четверых пострадавших.
Сразу сообщалась предварительная версия: мол, у автомобиля отказали тормоза. Внешне машина и правда выглядит неважно — в частности, кое-где заметны следы ржавчины.
А на лобовом стекле наклейка о прохождении техосмотра. На ней указан 2015 год. Опять-таки, по предварительным данным, у ЗИЛа не было действующего техосмотра.
У многих возникли вопросы, что пытался сделать водитель ЗИЛа. Если в самом деле отказали тормоза, то как ему удалось все-таки остановить автомобиль? После ДТП он находился в нескольких метрах от пешеходного перехода. Предпринимал ли попытки шофер предупредить окружающих?
Несколько лет назад на ул. Якуба Коласа водитель фургона, у которого отказали тормоза, сделал все, чтобы предотвратить наезд на людей, выходивших из трамвая. В результате врезался в столб, который упал и все-таки травмировал несколько человек. Но жертв удалось избежать.
Эксперты регулярно обращают внимание на давнюю проблему: трафик грузовых автомобилей как фактор аварийности в Минске является одним из ключевых.
Заметьте, в двух последних смертельных авариях в Минске фигурировали как раз большегрузы — на МКАД и на пр. Победителей. Именно они нанесли критические удары...
Бетономешалки, самосвалы, хлебовозки спешат по магистралям наравне с легковыми автомобилями. Часто это обосновывается острой необходимостью. Можно поверить, что цемент в нужном объеме на пикапе вряд ли на стройку завезешь. А вот зачем гонять большой фургон, который везет всего один ящик яблок? Или, например, фура в пределах первого кольца — это как?
Часто габаритные автомобили становятся не прямыми участниками происшествий, а косвенными. Вспомните, сколько ДТП произошло из-за того, что один водитель не видел другого, поскольку обзор был ограничен грузовиком. А если еще учесть вредные выбросы, вопросы парковки...
На самом деле город несколько лет назад предпринял ограничительные меры. Например, на участке пр. Независимости и подъездах к нему установлены знаки, запрещающие движение грузовиков общей массой более 1,5 т. Это касается абсолютного большинства фургонов и грузовиков.
Разумеется, внимание сейчас приковано к пр. Победителей, где произошел трагический случай в минувшую субботу. Выезжаем с сотрудниками отдела технического надзора Минской ГАИ на проспект. Сразу замечаем знак 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено», указано ограничение в 1,5 т.
— Автомобили с технически допустимой общей массой более полутора тонн, выехавшие на пр. Победителей, могут двигаться, только если они обслуживают предприятия, расположенные на данной территории, — напоминают инспекторы. — При этом они должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из нее на ближайшем к месту назначения перекрестке.
Оговоримся, что проехали по всей магистрали — на прилегающих улицах заблаговременно стоят аналогичные запрещающие знаки. Это сделано, чтобы водители грузовиков могли спокойно развернуться и двигаться по альтернативному маршруту.
Первым, на кого обращают внимание сотрудники ГАИ, — водитель фуры, стоящий в крайней правой полосе возле аквапарка. Оказывается, он едет на разгрузку, промахнулся мимо стройплощадки и остановился, чтобы уточнить дорогу. Документы в порядке, техосмотр пройден. Инспекторы также проверяют исправность тормозной системы.
— Есть возможность сделать это без специального оборудования, — объясняют инспекторы отдела технадзора. — Достаточно снять ручной тормоз и выжать педаль. Характерный звук утечки воздуха будет свидетельствовать о нарушении герметичности тормозной системы.
У MAN с этим все в порядке, и мы движемся дальше. Но вскоре сотрудники ГАИ обращают внимание на Volkswagen Crafter, который едет со стороны МКАД. Водитель фургона бросает удивленный взгляд, когда включаются спецсигналы: мол, а ко мне какие претензии?
— Когда съезжали с кольцевой дороги, запрещающий знак видели? — спрашивают инспекторы.
Парень мнется. Объясняет, что нужно доставить товар на перекресток улиц Орловской и Нововиленской. На вопрос, почему не выбрал другой маршрут, например МКАД — Долгиновский тракт, отвечает: «Это ж заказчики — им срочно надо».
Аргументы звучат неубедительно — составляется протокол по части 6 статьи 18.14 Кодекса об административных правонарушениях — невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований дорожных знаков или разметки (за исключением выезда на полосу встречного движения). Санкциями предусмотрен штраф от 1 до 5 б. в. В данном случае назначается минимальный.
Будем откровенны: запрещающий знак 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» водители нередко игнорируют, вероятно считая его факультативным. Произошедшее в Минске заставляет по-другому взглянуть на проблему.
Месседж однозначен: сейчас появились серьезные основания реально ограничивать грузовой трафик в центр, что будет сделано в ближайшее время.
— Кроме запрещающих знаков, существуют другие ограничения для грузовых автомобилей касаемо расположения на проезжей части, стоянки во дворах, — перечисляют сотрудники ГАИ. — Это наша ежедневная работа. Но в свете последних обстоятельств контроль усилен.
А как убедить ГАИ, если водителю грузового автомобиля действительно нужно именно в «запрещенный» район и других маршрутов нет? По словам инспекторов, необходимо предъявить товарно-транспортную накладную. Этого документа достаточно, чтобы доказать невозможность подъехать к точке разгрузки-погрузки иным путем.
Останавливают МАЗ с номерами Гомельской области. Передний номер залеплен снегом. Водитель говорит, что погодные условия в понедельник были сложными, даже фару разбил где-то. Везет кондиционеры в район перекрестка Орловская — Победителей. В отличие от предыдущего шофера он запрещающий знак видел. Почему же тогда поехал?
— Я не местный, улиц не знаю, — говорит мужчина, управлявший МАЗом.
— Могли бы через Тимирязева поехать, — предлагают инспекторы.
— Говорю ж, не здешний я. Навигатор повел, я и поехал.
— Выглядите уставшим...
— Так в пять утра встал.
— Вам нужно отдохнуть и только потом продолжить движение.
Инспекторы, кроме техпаспорта, водительского удостоверения, накладных, проверяют протектор шин, тип резины. С этим порядок, и для водителя все заканчивается минимальным штрафом в 1 б. в.
По поводу техосмотра надо сказать особо. По данным пресс-службы Минской ГАИ, с начала года составлено более 35 тысяч протоколов за отсутствие отметки о прохождении ТО. Это на треть больше, чем за тот же период 2016-го.
Следующим тормозят фургон Fiat, который движется на улицу Гурского (почему через проспект?). Водитель сразу не понимает, о чем речь: «Этот автомобиль полторы тонны поднимает».
— Дело не в грузоподъемности, — замечают сотрудники отдела технадзора ГАИ. — У вашего автомобиля технически допустимая общая масса более полутора тонн. Следовательно, требования знака 3.4 вас напрямую касаются.
— А как мне тогда ехать?
— Например, по ул. Тимирязева, где таких запретов нет.
Водитель явно пытается подловить на противоречии, задавая новые и новые точки назначения: а если на пл. Победы, а если к гостинице «Юбилейная»?
— На самом деле планировать маршрут нужно заранее вместе с инженером по безопасности предприятия, — советуют в пресс-службе Минской ГАИ. — Сейчас есть возможности заранее рассмотреть особенности организации дорожного движения, например, с помощью панорам улиц на картографических сервисах.
Инспекторы подчеркивают, что подобный контроль в Минске ведется постоянно. Ранее на Onliner.by размещался репортаж с такого рейда. А недавно специалисты советовали автомобилистам обратить внимание на состояние тормозной системы.
Сейчас ГАИ недвусмысленно намекает: нужны очень серьезные основания, чтобы ехать на грузовом автомобиле в центр города или по основным магистралям. Одновременно усилен контроль за состоянием тяжеловесов — при выявлении неисправностей санкции грозят не только водителю, но также должностным лицам, выпустившим автомобиль на линию.
GPS-навигаторы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!