UPD
03 марта 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Мне не нравится, что дорожное полотно используется нерационально». Краснов и его оппонент о том, нужно ли «тошнить» в городе

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Тесная коммуникация комментаторов Onliner.by и Юрия Краснова продолжается. На этот раз приглашенным участником выпуска стал Евгений, который покритиковал ведущего: «Вы учите быть тошнотом, что контрпродуктивно. Давайте вспомним, что живем мы в немалом городе, где у людей есть дела». Молодому человеку предложили поделиться своими соображениями, а также проехать маршрут на время. Самое интересное выяснилось уже после выхода публикации: несколько пользователей вспомнили, что три года назад данный водитель попал в серьезное ДТП. Тогда Audi TT врезалась в столб, понадобилась помощь спасателей.

 

«Качество человеческого фактора надо увеличивать в разы»

Идея рассмотреть стиль вождения в городских условиях возникла после прочтения следующего сообщения пользователя fisher05: «Юрий, вплеснем бокал хайпа в чан напряженности по поводу проблемы отцов и детей или тошнотов и спешунов. Так вот, вы учите быть тошнотом, что контрпродуктивно. Давайте вспомним, что живем мы в немалом городе, где у людей есть дела».

Пару слов про Евгения, у которого BMW 3-Series и водительский стаж 4—5 лет: «В начале водительской карьеры попадал в ДТП и сделал из этого выводы. Этим автомобилем владею два года. Должен сказать, что BMW — очень спокойная машина, для уравновешенных людей. Это ведь необязательно мощный автомобиль. Есть 316-е, 520-е модели. Все зависит от водителя и того, что содержится в его черепной коробке. Можно ж и на газонокосилке разбиться...»

Участник выпуска рассказал, что проехал много десятков тысяч километров, в том числе по дорогам Западной Европы. Вскользь Евгений обмолвился об участии в трек-днях на территории аэропорта Минск-1.

Это важный момент, который будет напоминать о себе на протяжении всей встречи. Много раз участник указывал на необходимость развиваться и улучшать свои навыки.

А Юрий Краснов впоследствии обратил внимание на некоторые привычки водителя BMW: «Заметно влияние спортивной школы: во время управления автомобилем он находился в характерной позе гонщика, а руки постоянно держал на условных точках руля 10 и 2 (9 и 3)».

— Надо не снижать скорость, а повышать концентрацию и навыки вождения, — высказывал свое мнение герой выпуска. — Качество человеческого фактора надо увеличивать в разы.

Евгений, приглашенный участник выпуска «Разбор с Красновым»

Тогда мы попросили Евгения привести в пример страну или систему безопасности дорожного движения, где не минимизируют человеческий фактор, а наоборот, повышают его значение. Широко известны приемы, которые используют в Западной Европе, где за счет геометрии дорог, правильных ограждений, светофоров, разметки, травмобезопасных столбов и многих других конструктивных приемов реально уменьшают последствия от возможных ошибок участников дорожного движения.

Шведы, британцы, голландцы считают: автомобилем пользуется множество разных людей, и они склонны по какой-то причине ошибаться. Значит, нужно упредить или хотя бы смягчить возможный вред от их неверных действий.

— Если мы говорим о какой-то сухой статистике, то, конечно, вы не найдете такую информацию, — ответил Евгений. — Во всех странах, которые нас окружают: Литва, Польша, а также дальше — Германия, Италия... Если вы посмотрите, как там движутся на дорогах, то решает человеческий фактор, что бы вы сейчас ни говорили.

Безусловно, человеческий фактор исключить нельзя, и это сейчас главная проблема в дорожном движении. Решением может стать всеобщий переход на беспилотные автомобили, однако когда это будет...

«В „шашечки“ получается играть, потому что другие позволяют это делать»

Несколько раз Евгений сослался на свой опыт, мол, водители в Европе нарушают. Более того, на это иногда закрывают глаза. С этим тоже сложно спорить. Однако вынуждены заметить: если нарушение может создавать опасность, то меры будут жесткими.

Ранее мы приводили санкции за превышение скорости. В Швейцарии за движение от +1 км/ч можно получить штраф — от 19 (если на автобане) до 38 евро (в населенных пунктах и на обычных дорогах), в Италии — от +5 км/ч, в Голландии — от +7 км/ч. Швейцарские камеры скорости настроены на превышение от 3 км/ч, немецкие — от 5 км/ч.

Очевидно, оговорка о нарушении европейцами скоростных ограничений была приведена неспроста, и мы поинтересовались, превышает ли владелец кабриолета сам. Ответ был уклончивым: «Я езжу с безопасной скоростью, на мой взгляд. Ведь все субъективно».

В разговоре участник выпуска упомянул, что часто его путь пролегает через кольцевую дорогу. А сколько, по его мнению, экономит водитель за среднюю поездку по МКАД с превышением скорости (например, двигаясь 120 км/ч)? По данным экспертов, такая поездка составляет около 7 километров.

Услышали следующее мнение: «20%. Временнóе значение в числах не имеет значения, это будут маленькие показатели. Важен процент от потраченного времени. Секунды, минуты... Это сравнивать бесполезно, вы этого не увидите в реальной жизни. А процент будет складываться на протяжении всей драйверской карьеры. Эти 20% я потрачу на что-то полезное в своей жизни. Если буду экономить две секунды в час, у меня набежит лишний год жизни. И этот год могу заниматься саморазвитием, увлечениями».

— А можно этот год думать: начнут у меня ноги действовать или нет? — нарисовал пессимистичный сценарий Юрий Краснов. — Своеобразное будет саморазвитие...

— Но это другая история, связанная с головой. Я ж не говорю, что нужно ездить как сумасшедший!

Приведем все же данные Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте, касающиеся сути спора: «На МКАД при 120 км/ч выигрыш по сравнению с разрешенными 90 км/ч для средней поездки (протяженностью 7 километров) составляет 70 секунд. При этом риск попасть в ДТП — вдвое выше».

А вот подсчеты для Минска. По информации упомянутой организации, при движении со скоростью 70 км/ч (по сравнению с европейскими 50 км/ч) выигрыш составляет около 2,5 минуты на среднюю поездку, а риск гибели вырастает в четыре раза.

Во время разговора родилась следующая аналогия. Юрий Краснов, рассуждая на тему превышения скорости, провел сравнение: «Представь, что кто-то в магазине будет со всей дури бежать с тележкой. В определенный момент он неминуемо столкнется с кем-нибудь».

— Бежать вдоль прилавков, когда этого никто не ожидает, неадекватно, — согласился Евгений. — На дороге, наверное, тоже не стоит это повторять. Но скажите, разве никому не мешает человек, который в том же магазине идет с покупочками, горд собой, а потом резко останавливается и достает телефон? В него можно врезаться!

— А если этому человеку позвонил больной ребенок? — решили продолжить мысль. — Мы же не знаем, почему он остановился. Может, проще держать дистанцию?

— Какие вы красивые случаи приводите! Ну а если у человека больной ребенок, ему можно парковаться на детской площадке?

— Нет.

— Вот и мешать другим тоже не стоит в любой ситуации. Отойти в сторону — пять секунд времени.

Наконец, зашла речь о выпусках Юрия Краснова. Евгений обратил внимание: «Проблема в том, что в ваших видео говорится — езди спокойненько, это нормально. Опережают справа? В порядке вещей. Возможно, вы потом говорите, что надо ездить быстрее, но в роликах это не отображено».

— Основное на дороге — безопасность, — ответил ведущий рубрики. — Даже тот, кто хорошо ездит, должен ехать спокойно, чтобы была возможность помочь окружающим.

Неоднократно эта мысль подчеркивалась в предыдущих выпусках «Разборов...». Если водитель будет действовать исходя из пессимистичного сценария, оставляя запас времени и пространства, ему это не раз поможет.

— Многое от ситуации зависит: иногда можно ехать быстрее, но часто нужно двигаться медленнее, — продолжил мысль Юрий Краснов. — Есть рекомендация «ехать со скоростью потока», и по сути она правильная.

— Надо ехать быстрее! — заметил Евгений.

— Сейчас ты рассуждаешь как мотоциклист... Кто-то, увидев, что ты быстро едешь, решает двигаться еще быстрее. И вас набирается несколько человек. Потом вы как сумасшедшие кружите и создаете нервозность. Наблюдаешь и думаешь: нет, мне с вами не по дороге! А в «шашечки» получается играть только потому, что остальные едут спокойно и позволяют им совершать такие маневры. Вот из-за таких «опережальщиков» в нашем потоке и невозможно двигаться со скоростью потока.

Кстати, этот аргумент имеет научное подтверждение. На радиальных магистралях, где люди продолжительное время едут друг с другом, чаще фиксируются случаи соревновательного движения, что в Западной Европе может трактоваться как дорожное хулиганство.

За рулем Евгений. Время — 33 минуты 24 секунды

Впрочем, довольно разговоров, приступаем к дорожному испытанию! Решено, что участники проедут по знакомому для Евгения маршруту: из Малиновки в район Национальной библиотеки. Чтобы эксперимент был объективным, решили включить участок МКАД, улично-дорожную сеть спального микрорайона и городские магистрали.

— Сначала вы сядете за руль, а потом я, и поделимся впечатлениями, — предложил Юрий Краснов.

Хотя из разговоров могло сложиться ощущение, что Евгений будет ехать резво, этого не произошло. BMW тянулся за маршрутным автобусом, потом аккуратно подъезжал к перекресткам, слегка ускорялся «со светофора».

Выезжаем на МКАД, где практически сразу кабриолет занимает крайний левый ряд. Водитель признался, что обычно не моргает фарами, а ждет, когда водитель впереди съедет. Так мы некоторое время ехали за Acura. Однако в какой-то момент Евгению это надоело, он перестроился в средний ряд, попытался опередить, но мы уперлись в Hyundai Accent. Тогда сместились еще правее. Но снова неудача — грузовик. Опять перестраиваемся в средний ряд и снова в крайний правый. Те самые «шашечки»!

— А разрешено ли на немецком автобане опережать справа? — спросили, раз уж Евгений любит приводить в пример Европу.

— Нет, но там же нарушают, — водитель не раз обращался к этому аргументу.

А на Долгиновском тракте возник спор о целесообразности движения в крайнем правом ряду. Евгений считает, что в городе стоит придерживаться именно этой полосы.

Но ведь там могут быть припаркованы автомобили или двигаться медленные транспортные средства, да и дорожное покрытие не всегда идеальное (колейность, ливневые решетки). В данном случае снежная каша и мало ли что там может таиться, проще ведь минимизировать опасность, чем потом демонстрировать навыки экстремального вождения.

— Я прямо ловлю машину, — усмехнулся водитель.

— Вы иронизируете?

— Да, я иронизирую. Где вы видите ямы и люки? А если они есть, их можно объехать.

— Возможно, вы вспомните ролики, когда водитель на скорости выезжает по крайнему правому ряду и происходит ДТП...

— Я не так часто смотрю видео с авариями. Обычно читаю немного другие новости.

Мнение Юрия Краснова такое: «У большинства есть привычка ехать по средней полосе. Говорят же, стоит выбирать золотую середину. Многие не хотят ехать правее, зная, что придется перестраиваться. Мы ведь стремимся к рациональности».

— Хорошо. Почему тогда некоторые едут в крайней левой, а я опережаю их по средней полосе? — возразил Евгений. — Водители «Газели» и Chrysler вон вообще играют в «шашечки».

— Но ты же движешься, судя по спидометру, 80 км/ч, — замечает Краснов. — А насчет «Газели» — возможно, водителю нужно налево повернуть.

Отметим, что так и произошло. Оглянувшись, убедились, что микроавтобус выполнял разворот. Правда, Chrysler продолжил движение прямо.

Разговор о вредных привычках зашел в тот момент, когда мы выехали на второе городское кольцо. Водитель BMW снова обратился к прежнему доводу: «Зачем двигаться только в средней полосе?»

— А что все-таки в этом плохого? — спросили.

— При свободной правой? Мне не нравится, что дорожное полотно используется нерационально.

Приводим пример: впереди движется троллейбус, какой смысл перестраиваться за ним? Если же скользнуть в правый ряд, то это не значит, что мы опять не упремся в тихоходное транспортное средство, а следовательно, получатся «шашечки», которые могут создавать опасность. Прямое движение естественное и предсказуемое, а каждое перестроение — это возмущение.

— Перестраиваться — не значит играть в «шашечки», — возразил Евгений. — А каждая секунда за рулем и в этом мире — опасность. Если человек считает, что перестраиваться — это выше его возможностей, ему стоит задуматься, а нужно ли ездить за рулем. Потому что перестраиваться, поворачивать руль — необходимость, и если не умеете этого делать — задумайтесь о вашей квалификации.

— Представьте, если весь поток, десятки автомобилей будут постоянно перестраиваться — в крайний правый ряд, потом в средний, затем обратно. К чему это приведет?

— Думаю, что полотно будет занято равномерно. В Европе водители ведь стараются держаться правого ряда, — был непреклонен водитель.

Когда выехали на улицу Сурганова, слово взял Юрий Краснов:

— Такое чувство, что Евгений хочет, дабы все ехали в правой, а он будет двигаться в средней и никто ему не помешает.

— На самом деле я сам чаще передвигаюсь в крайней правой полосе, особенно когда трафик, — заметил участник выпуска. — Сейчас трафика нет. Но часом ранее я бы ехал именно там и, возможно, «шарахался» бы.

— Замечаю нотку эгоизма. Впрочем, это присуще всем людям, — считает Краснов. — Мы хотим, чтобы все действовали так, как мы хотим. Но забываем: у окружающих тоже есть свой план, заключения, опыт, привычки. Конечно, можно вмешаться в чужой план, но проще подстроиться под поведение конкретного человека и не мешать ему.

Наконец, зашел разговор о «тошнотах» (категорически неприемлем этот жаргонизм, но тем не менее). Евгений высказал мнение, что он имеет в виду далеко не всех водителей, а лишь отдельных автомобилистов. И все же люди разные, и мы не знаем, почему они медлят.

— У нас ГАИ за превышение до 20 км/ч не останавливает, а после 20 км/ч лишает прав. Вам не кажется это странным? — ухватился за очередной аргумент водитель. — Конечно, у нас будут бояться. А надо учить людей развиваться и дать им чуточку свободы.

Под эти слова мы заехали на парковку возле офисного здания, где работает герой публикации. Взглянули на секундомер — 33 минуты 24 секунды. Заметим, что двигались не быстро и опасностей не возникало. Однако Евгений ехал, что называется, на флажке скоростного ограничения, или, точнее, наступления мер административной ответственности.

— Я говорил, что надо ехать нормально! — прокомментировал заезд водитель BMW. — Все машины разные и могут двигаться с разной безопасной скоростью. Связка должна быть такая: хороший автомобиль — опытный водитель, который следит за собой. Что такое «следить за собой»?

Это значит всегда быть начеку, готовым к любой ситуации, уверенным в своих навыках. Человек не должен ездить в тех условиях, где не может совладать с автомобилем. В таком случае ему лучше пересесть, например, на метро.

По мнению Юрия Краснова, если бы у большинства водителей имелся высокий уровень мастерства, то это было бы идеально, но такая ситуация нереальна. Ведь люди очень разные: «Представь, кто-то бы на очень крутой машине подъехал сзади: чего ты тут тормозишь?»

— Буду только рад тому, что есть люди, которые развиваются и лучше меня, — ответил Евгений.

— А если скажут, что вам надо на метро ездить? — спрашиваем.

— Задумаюсь над этим. Вот только мне этого никто не говорил. Если будут говорить часто, то, возможно, пересяду.

За рулем Юрий Краснов. Итоговое время — 37 минут 17 секунд

За руль сел Краснов и сразу почувствовал мощь автомобиля: «Вот я тебе делал замечания, а сейчас сам поеду так же».

При повороте с пр. Независимости на ул. Калинина ведущий рубрики довольно резко выполнил маневр, насколько это вообще возможно зимой в городских условиях.

— А вот если бы не DSC (Dynamic Stability Control — система курсовой устойчивости. Во многих других автомобилях называется более привычно — ESP. — Прим. Onliner.by), ловили бы «задок», — сделал замечание Евгений.

— Если бы был лед, то да, но там просто неровная дорога. Жесткая подвеска, и машину тряхнуло. Сейчас стараюсь ездить аккуратно, — оправдывался Краснов.

На втором городском кольце решили, а почему бы ведущему не двигаться в крайнем правом ряду, как предлагает Евгений. Только Юрий совершил перестроение, как снова вынужден был включить левый поворотник — впереди стоял сломавшийся троллейбус.

Затем нырнуть правее все же удалось и мы смогли опередить автомобиль, который через несколько минут остановился за нами — горел красный сигнал светофора. На наш взгляд, это очень хороший пример, демонстрирующий всю суть подобных маневров: выигрыш минимальный (если вообще есть), а риск попасть в ДТП возрастает.

Самым рациональным считается равномерное движение — каждая остановка требует времени на торможение и разгон. Рваный ритм при 60 км/ч обеспечит скорость сообщения всего в 30—40 км/ч. А если машина постоянно едет 50 км/ч, то это и будет скорость сообщения.

При выезде на МКАД Краснов явно решил «топтануть» при перестроении из крайней правой полосы в крайнюю левую.

— Этот момент я бы воспринял как агрессивный, — заметил Евгений.

С этим сложно не согласиться. Погодные условия были не очень, и мы не сомневаемся в способности Краснова предпринять контраварийные приемы. Но всегда подчеркиваем: не нужно демонстрировать удаль, это неосмотрительно и опасно. В общем, не повторяйте такого!

— Посмотрел, что сзади никого нет, и разогнался до 90 км/ч, — объяснялся Юрий. — Потом увидел, что крайняя левая до 100 км/ч. Разогнался до сотни.

— Кстати, многие водители, которые едут медленнее, чем позволяет ситуация, за рулем сидят в телефоне, — поделился наблюдением Евгений.

От себя добавим, что отвлекать и мешать объективному восприятию информации могут также громкая музыка, болтающие пассажиры, переключение магнитолы и многие другие факторы.

— Вообще, люди по-разному воспринимают ситуацию, — отметил Краснов уже при подъезде к финальной точке. — Не раз слышал, как кто-то не так понимает формальные и неформальные правила. Например, на трассе водитель обгоняемого автомобиля может подсказывать, когда можно выполнять маневр: левый указатель — обожди, правый — дерзай. В какой-то момент произошла неразбериха, и некоторые водители стали действовать наоборот — все перепуталось. Понимаете, та самая призма восприятия?

На въезде во двор секундомер показал итоговое время — 37 минут 17 секунд. Проигрыш составил 4 минуты. Возник вопрос: а что можно успеть за это время? Выпить кофе? Открыть ноутбук и загрузить нужные страницы в браузере?

Уже после выпуска Юрий Краснов сформулировал свое мнение о стиле вождения Евгения: «Все видит и предугадывает. Но мне показалось, что слишком напряжены руки на руле. Считает, в потоке много неумелых водителей и они должны повышать свой уровень мастерства, чтобы поток ехал быстрее. При этом он сам сказал, что постоянно опережает. Получается, как бы быстро ни ехал поток, он все равно будет его опережать.

Напрашивается вывод: Евгений, говоря про других и предъявляя требования к их способностям, экстраполирует их на остальных с высоты своих умений. Он хочет, что бы все были как он. Ну будут, а что дальше? Евгений все равно их будет опережать. Замечу, что он тихий „опережальщик“. Всегда готов помочь, но может быть недоволен тем, что другой водитель едет не так быстро, как хочется ему.

Да, я ехал на минут пять дольше! Евгений утверждает, что будто бы все эти минуты можно сложить и потратить на что-то более важное в жизни. А мне кажется, за это время даже чаю нормально не попьешь. Готов ли я ехать на пять минут быстрее ради эфемерной возможности сделать что-то другое в своей жизни? Нет, не готов и не спешу жить.

Наш герой не против ехать со всеми, но предъявляет свои требования к потоку. Он как бы говорит: ездить надо как я и тогда мы будем приезжать в пункт назначения быстрее. При этом он все равно будет всех опережать. А я никуда не тороплюсь, потому что знаю: пытаясь сэкономить пять минут, можно вообще никуда не доехать. Евгений, не спешите жить, вы еще так молоды».


— Весна! Первый день... Можно поездить на белом автомобиле по свежему снегу, — романтично вздыхает Юрий Краснов. — Изначально думали, что Евгений поедет быстро, а я — медленно, и время у меня будет лучше. Но случилось наоборот. В некоторых ситуациях я ехал даже агрессивнее, а он двигался спокойно. Тот, кто ехал равномерно, оказался первее.

— Но не будем забывать об итоге: если ехать быстрее, то быстрее доберешься до финальной точки. Я ехал быстро, но спокойно! — не унывает Евгений.

Беговелы в каталоге Onliner.by

Дополнено

Уже после выхода публикации несколько пользователей обратились в редакцию: а знаете ли вы, что герой выпуска ранее попадал в серьезное ДТП? Нам даже прислали ссылку на заметку трехлетней давности.

Тогда сообщалось, что на улице Горецкого в Минске Audi TT (2001 года выпуска) врезался в столб. Водителя (1993 года рождения) спасатели деблокировали при помощи гидравлического инструмента, в салоне автомобиля также находилась девушка. Как утверждали очевидцы, до аварии машина двигалась на большой скорости.

Разумеется, мы обратились к самому Евгению, попросили подтвердить или опровергнуть эту информацию. Однако он сослался на занятость. Зато дозвониться до него смог Юрий Краснов: «Да, Женя подтвердил, что то происшествие связано с ним. По его словам, именно после аварии он пошел на курсы контраварийной подготовки Сергея Овчинникова, а сейчас регулярно посещает трек-дни, которые проходят на территории аэропорта Минск-1».

Отметим, что ранее мы спрашивали у Евгения, случались ли в его жизни дорожные происшествия. Он ответил, что были, но не стал конкретизировать.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by