Проезд на красный бывает разным: кто-то осознанно завершает маневр на «розовый», кто-то, улучив момент, ме-е-едленно стартует на «салатовый», тоже вполне себе умышленно. На прошлой неделе произошли две аварии, причиной которых, по предварительным данным, стал проезд на запрещающий сигнал светофора. В одном случае (на пр. Независимости) о деталях позволяет судить видеозапись, в другом (на втором кольце) — слова очевидца. Разбираем громкое ДТП, жертвой которого стала пассажирка Volkswagen Touran.
Утром в воскресенье (16 декабря) на пересечение улиц Орловской и Нововиленской в Минске выехали сразу несколько автомобилей службы 103. Очевидцы сообщали о лежащем на крыше Volkswagen Touran, а также Jaguar XJ с разбитой передней частью.
Фотографии с места происшествия и направление движения седана, озвученное ГАИ, могли сбить с толку.
Подчеркнем, Jaguar ехал по улице Нововиленской со стороны Зацени в направлении центра города. После удара этот автомобиль развернуло, и потому многие решили, будто он двигался в противоположном направлении.
— Заметил Jaguar, когда выезжал из двора дома, — рассказывает Дмитрий, ставший очевидцем происшествия. — Водитель двигался спокойно, небыстро. Не было ощущения, что он куда-то спешит.
Наш собеседник говорит, что ездит по этой улице каждый день и особенности перекрестка, работу светофорного объекта изучил хорошо. Именно этого человека мы цитировали в первой публикации о ДТП: «Загорелась дополнительная секция для поворота направо. Перед ним машина повернула, а он по прямой пошел. Для Volkswagen еще горел зеленый либо мигал (я этот светофор хорошо знаю)».
— На светофоре Jaguar стоял вторым, я — за ним, третьим, — уточняет свидетель аварии. — Когда загорелась дополнительная стрелка направо, первая машина повернула, ну а Jaguar словно по инерции проехал прямо, хотя ему горел красный.
— Желание остановить, например посигналив, не возникло? — спрашивает Юрий Краснов.
«Это была единственная возможность предотвратить случившееся. Шанс...»
— Честно говоря, сразу хотел, но передумал. Боялся, что он ускорится, — признается очевидец.
По словам Дмитрия, столкновение произошло через несколько секунд:
— Touran я увидел в последний момент. После удара Volkswagen понесло в сторону бордюра, автомобиль опрокинулся. Сразу бросились окружающие, пытались помочь, я — тоже. Водителю помогли выбраться из салона, она была пристегнута ремнем безопасности. С подозрением на перелом ребер ее доставили в больницу.
Как говорит свидетель аварии, водитель Volkswagen не сразу вспомнила, что ехала с матерью. Пожилую пассажирку доставать не решились — она находилась на заднем сиденье без движения. Была ли пристегнута, мужчина не знает.
— Водитель Jaguar оставался на месте происшествия, вызвал скорую, — продолжает Дмитрий. — Я у него спросил: «Вы видели, на какой сигнал светофора ехали?» Он ответил, что сам не понял...
Для направления, в котором двигался Jaguar, поворот направо и движение прямо разрешены из одной и той же полосы. Такое совмещение вроде бы ничем не чревато, если бы не одно «но» — на перекрестке установлен светофор с дополнительной секцией (стрелка направо).
В результате нередко складывается конфликтная ситуация, вынуждающая одних сигналить, а других — начинать движение.
Иногда водителям, стоящим первыми, нужно прямо, а задним — направо. Обычно первые пытаются освободить дорогу и начинают движение. Выглядит это так, будто они вот-вот выедут на перекресток.
— На самом деле те, кто сигналит, спекулятивно трактуют ПДД, вспоминая пункт, который не относится к данной ситуации, — замечает ведущий «Разборов».
Речь о пункте 104 ПДД: «При включенной стрелке дополнительной секции светофора (одновременно с запрещающим сигналом) водитель, находящийся на крайней полосе проезжей части дороги, должен продолжать движение в направлении указанной стрелки, если его остановка создаст препятствие для движения транспортных средств, движущихся за ним по этой же полосе, если иной порядок движения не определен дорожными знаками „Направления движения по полосам“, „Направление движения по полосе“ или соответствующей горизонтальной дорожной разметкой».
Но, как правило, в Минске порядок движения определен и знаками, и разметкой (как в данном случае), а значит, требование неприменимо. Это с юридической точки зрения. В реальности же постоянно звучат гудки клаксонов.
По словам Дмитрия, он не раз видел, как ради экономии в пару секунд некоторые автомобилисты, чтобы повернуть направо, объезжали очередь по встречной полосе.
— В ситуации, когда случилось ДТП, все было наоборот, — напоминает Юрий Краснов. — Передний водитель поворачивал направо, а мужчине за рулем Jaguar, который стоял на светофоре вторым, надо было прямо и... Дальше вы знаете.
Возник вопрос: а зачем здесь вообще дополнительная стрелка? Ведь через 5—6 секунд загорается основной сигнал.
Еще один момент, на который обратил внимание очевидец ДТП, — когда для направления Jaguar загорелась стрелка направо, автомобили, движущиеся слева по ул. Орловской, стояли на красный. Очевидно, дополнительная стрелка предусмотрена для того, чтобы встречные поворачивающие налево (со второго кольца на Нововиленскую) успели завершить маневр.
— В той обстановке это также могло сыграть свою роль, — полагает Юрий Краснов. — Представьте, машина перед Jaguar начала движение. Если бы по второму кольцу шел транспорт, то водителя это наверняка насторожило бы. Но нет, автомобили слева стоят. А еще воскресное утро, разреженный поток...
«Все сложилось как назло...»
Был ли шанс у водителя Volkswagen избежать столкновения? Важный момент: по словам свидетеля аварии, обзор со стороны движения Touran на перекрестке ничего не перекрывало — очереди из поворачивающих налево (со второго кольца на Нововиленскую) не было, что непривычно.
— Предпринял ли водитель Volkswagen попытку предотвратить ДТП? — спросил ведущий рубрики у Дмитрия.— По-моему, она даже не среагировала...
Заходит разговор о том, могла ли женщина вообще видеть седан.
— При всей кажущейся очевидности ответа скажу, что не факт — ей могла помешать, например, передняя стойка. В некоторых автомобилях не то что пешехода — машину не увидишь. А у Touran стойка массивная, — отмечает Юрий Краснов.
— Такое может быть, — соглашается Дмитрий, который сам когда-то управлял Opel Zafira.
По мнению очевидца происшествия, для водителя Volkswagen, скорее всего, мигал зеленый сигнал светофора: «Красный точно еще не загорелся».
Как считает Юрий Краснов, самое опасное, когда водитель сталкивается с самообманом и действует исходя из придуманной им ситуации. А потом оказывается, что ехал не на основной зеленый, а на стрелку...
Похожий случай произошел на днях на пр. Независимости (на перекрестке с ул. Володарского), где столкнулись Volkswagen Passat службы такси и кроссовер марки Mazda. Авария попала в объектив видеорегистратора, что позволяет сделать определенные выводы.
— Иногда нам кажется, что водитель, решивший проехать на красный, — то ли сумасшедший, то ли наглец, — говорит ведущий рубрики. — Однако мы же не знаем реальных мотивов и того, как он воспринимал ситуацию. Что видел и как его мозг трактовал информацию.
«В случае с таксистом, например, у нас возникла следующая версия. Судя по динамике движения Volkswagen, он не торопился проскочить перекресток, а ехал спокойно. Хотя для него явно включился красный. В то же время на следующем перекрестке горел зеленый. Смекаете?»
Эту проблему мы рассматривали в отдельном выпуске, когда разбирали размещение светофорных объектов на пр. Независимости. Оказалось, секции расположены в разных условных точках перекрестков. В результате водителям каждый раз надо проделывать работу по поиску важной информации.
Вообще же с зеленым сигналом светофора следует быть крайне осторожным, говорят эксперты по безопасности дорожного движения. Он даже более важен, чем красный, так как разрешает движение. Ситуации, когда водители неправильно распознают информацию, возникают постоянно.
Вскоре после ДТП появилась информация, что за рулем Jaguar находился известный предприниматель. Повторимся, мы не педалируем вопрос профессиональной или иной принадлежности человека, если это не является фактором аварийности.
В рассматриваемой ситуации водитель Jaguar ничем не отличается от остальных автомобилистов. Отметим, что Следственный комитет сразу сообщил: в отношении данного мужчины возбуждено уголовное дело по «водительской» статье 317.
— Анализируя обстоятельства происшествия, нужно учитывать весь спектр факторов, устранение которых поможет предотвратить подобные инциденты в данном узле, — замечает ведущий «Разборов...». — Смотрите, как все совпало: разреженный поток в выходной день, передняя машина начала движение, слева автомобили стоят, виден какой-то отблеск зеленого, который, возможно, был воспринят как разрешающий сигнал. А еще есть ощущение, что предполагаемый виновник ДТП чаще ездит на пассажирском сиденье, чем за рулем. Все совпало, и случилось непоправимое.
— Любой из нас может оказаться в придуманной его сознанием ситуации, — подводит итог Юрий Краснов. — Все мы ездим по одним и тем же маршрутам, и это тоже может быть фактором аварийности. Когда мы расслаблены и вроде бы контролируем обстановку, скрытая опасность может подстерегать в самом неожиданном месте. Поэтому мой призыв такой: не просто ездите за рулем, а тренируйте свое внимание, ищите опасные моменты, всегда ожидайте подвоха.
Видеорегистраторы в каталоге Onliner
Читайте также:
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by