Раньше у автолюбителей и их пассажиров была такая забава. Чтобы занять себя в дальней дороге, договаривались считать встречные автомобили: кто-то выбирал красный цвет, кто-то — желтый, кто-то — зеленый и т. д. Машин было немного, и это сохраняло какую-никакую интригу: кто победит в дорожной игре? Сейчас, двигаясь по МКАД-2, строительство которой еще недавно носило масштабный характер, вполне можно вспомнить об этой старой автомобильной привычке — дабы не заснуть ненароком... Изучаем, что происходит на трассе из цементобетонного покрытия, кто по ней ездит и как изменилась жизнь в окрестностях.
— Нам стрельнуло в голову съездить и посмотреть, что сейчас происходит на МКАД-2, — садится за руль Юрий Краснов. — Иногда я сюда приезжаю, когда отрабатываю с учениками движение по загородным трассам. Удобно, что на дороге почти никого нет и никому не создаешь неудобства.
«Трасса настолько пустая, что иногда даже возникает ощущение наступившего апокалипсиса: шикарная дорога, а на ней почти никого нет... Ни заправок, ни захудалого придорожного кафе (во всяком случае на отрезке, по которому мы проехали), только редкие автомобили»
Ко второй кольцевой (М14) сразу после объявления о ее возведении было приковано всеобщее внимание. Задумывалось, что трасса станет своеобразным образцом дорожного строительства: развязки, ограждения, подземные переходы. Все — на высшем уровне!
Покрытие решено было выполнить из цементобетона. Специалисты обещали: поверхность будет ровной, как гладильная доска. «Вот только не надо путать со старой бетонкой, которая была на трассе М1 лет тридцать назад», — оговаривались они.
Ранее сообщалось, что «доля» бетона в дорожной одежде составит 38 см (14 в основании и 24 в верхнем слое). Такой трассе нагрузки нипочем!
— Сейчас понимаешь, что не все так идеально, — при выезде на МКАД-2 замечает ведущий рубрики. — Ощущение, что движешься по стиральной доске: ту-ду-ду-дум, ту-ду-ду-дум. Впрочем, стыки — это ерунда... Меня больше беспокоит, что кое-где заметны следы небольшой эрозии. Вот смотрите, возле съезда на Заславль и Радошковичи даже есть заплатка.
Напомним, дорожники уверяли, что в идеале покрытие прослужит до 40—50 лет! Скоростной режим для легковых автомобилей ограничен 120 км/ч.
Правда, в первый год с наступлением холодов появились временные знаки «70». Оказалось, некоторое время покрытие нельзя было обрабатывать солью. В качестве реагента использовался только песок, и чтобы соблюсти требования безопасности, скорость ограничили.
— Честно говоря, и сейчас ехать в гололедицу со скоростью 120 км/ч будет страшновато, — считает Юрий Краснов. — Все-таки бетон кажется не таким «цепким», как асфальт...
Хотя в целом дорога оставляет только приятные впечатления: по два ряда в каждом направлении, разделительное ограждение (на многих участках отбойники установлены с обеих сторон проезжей части), полосы разгона и торможения достаточной длины.
Шумовая разметка выполнена из пластика и должна прослужить долго. Светодиодное освещение предусмотрено, в частности, на развязках. Оно считается более эффективным по сравнению с натриевым.
— А вот что мне кажется странным, так это наличие отделенных ограждениями карманов для съездов, — говорит ведущий «Разборов...». — Например, такое решение выполнено на развязке М14 с гродненской трассой. Это нетипично для Беларуси и здорово путает водителей. Не раз видел, как, промахнувшись, автомобилисты тут сдавали назад и даже двигались навстречу движению.
Проблемы с навигацией хорошо известны по основной МКАД, которая является самой интенсивной дорогой в Беларуси. При этом на ней недостаточно понятно, на наш взгляд, обозначены съезды.
На основной кольцевой их замечаешь едва ли не в последний момент, когда что-либо предпринимать уже поздно. Впрочем, некоторые решают исправить ошибку и резко тормозят (сложностям навигации был посвящен специальный выпуск).
Отдельный разговор про диких животных. На днях вышла публикация о наезде на лося, что случилось как раз на МКАД-2. Возник вопрос: как животному вообще удалось попасть на проезжую часть? Ведь на многих участках второй кольцевой установлены сетки высотой более двух метров.
Но не все так просто! Во время поездки обратили внимание, что местами не хватает двух-трех пролетов сетки. Ровно столько нужно для проезда сельскохозяйственной техники.
Как говорят специалисты, на некоторых отрезках установлены специальные ворота, которые почему-то остаются незакрытыми.
Однако самое главное — на участках трассы, где существуют миграционные коридоры, сеток вовсе не предусмотрено. И такие разрывы могут составлять не одну сотню метров.
Словно в подтверждение этих слов, проезжаем мимо знака «Дикие животные» с табличкой, которая уточняет его актуальность, — 30 (тридцать) километров!
Впрочем, происшествия с дикими животными — тема для отдельной публикации. Этот момент требует особого изучения, и мы к нему еще планируем вернуться.
А вот чего мы не заметили на второй кольцевой, так это камер скорости. С одной стороны, зачем они нужны? Трафик ведь незначительный. С другой — это хорошо характеризует тот факт, что пока внимание к трассе небольшое. Да и массовых происшествий здесь не случалось, зафиксированы лишь единичные аварии, попавшие на учет ГАИ.
— Однако когда дорога еще не открылась, на ней уже погиб человек, — вспоминает ведущий рубрики. — Это указывает на главную опасность — возможность развить высокую скорость.
Речь о случае трехлетней давности. В ночь с 1 на 2 августа 2015 года на участке МКАД-2 погиб мотоциклист. В ГАИ Минской области сообщили: «ДТП было зарегистрировано на строящемся объекте, не введенном в эксплуатацию». По данным байкеров, там проводились нелегальные гонки. Парень врезался в бетонный блок и разделительное ограждение.
Помимо отсутствия датчиков фотофиксации бросается в глаза нехватка кафе и заправок. Ранее сообщалось, что вторую кольцевую предлагается не застраивать объектами придорожной инфраструктуры. Мол, открывать их надо там, где люди, трафик...
— Режим и длительность движения по МКАД-2 предполагают, что во время поездки по ней можно устать. Хорошо, если бы все-таки были заправки, кафе или на худой конец площадки для отдыха, — считает Юрий Краснов. — Но пока я их не видел. Водители иногда притормаживают на обочине, что опасно, или на остановках общественного транспорта.
Любой бизнес предполагает рентабельность. А какова она на дороге с подобной загрузкой?
Заявлялось, что при проектировании МКАД-2 старались учесть интересы дачников, местных жителей и т. д. Однако подобный объект не мог не затронуть жизнь региона.
— Остановились возле указателя к деревне Щербины, — комментирует ведущий рубрики. — С одной стороны трассы дома, с другой — тоже. Видна даже дорога, которая, судя по всему, соединяла населенные пункты. Теперь кольцевая их отрезала друг от друга. Под ней проложен подземный переход. Но доехать на транспортном средстве, очевидно, стало сложнее.
Решаем свернуть с трассы и спросить мнение местных жителей напрямую. Правда, отыскать собеседников оказалось непросто. Сначала блуждаем по заброшенному хутору. На дверях — замки, забор покосился, только в сарае блеет козел.
Проехав еще немного, встречаем хозяина симпатичного домика. Мужчина рассказывает, что жил в Минске, но решил сбежать от цивилизации и перебрался в сельскую местность.
Но вскоре цивилизация догнала его — сначала шло бурное строительство, а теперь рядом расположилась магистраль.
— Шумно стало, — сетует он.
В остальном МКАД-2, по его словам, на жизнь не повлияла: «Я по ней не езжу. Хотя жена пользуется регулярно, добирается на работу в Заславль».
Зато активизировались риелторы. По словам собеседника, в округе стали активнее скупать и застраивать участки. Это подтвердили другие местные жители.
В деревне Микулино разговорились с Вячеславом, который раньше работал на овощном комбинате, а теперь живет на пенсию и ведет приусадебное хозяйство.
— А мне все равно, — усмехается мужичок. — У нас тут своя дорога (по сути, дублер небольшого отрезка МКАД-2), тоже бетонка, автобус по ней исправно ходит.
Многие из тех, с кем удалось пообщаться, высказывали схожее мнение: вторую кольцевую открыли, но напрямую на жизни ближайших деревень и их обитателей это не отразилось. «Она как будто идет параллельно», — провел сравнение один из наших собеседников.
Правда, люди трудоспособного возраста отмечают, что стало удобнее добираться до работы. У этой женщины, например, трое взрослых сыновей, которые регулярно ездят на автомобиле по МКАД-2.
Есть и те, кто обращает внимание на явный контраст между шикарной М14 и местной сетью дорог, пребывающих местами не в самом лучшем состоянии.
Так, житель деревни Чики Анатолий замечает:
— Проблемы доехать до Минска и раньше не было. А посмотрите, в каком состоянии улица. Вы же чуть не утонули, пока шли. Это я еще поставил цветочницы, чтобы пешеходам было удобнее...
От мужчины же мы узнали, что раньше прямо через деревню проходила екатерининская дорога из Москвы на Брест. Теперь ее можно определить разве что по насыпи. Любопытная деталь в свете развития дорожной инфраструктуры спустя более чем два столетия...
Неминуемо во время этой поездки по МКАД-2 мы возвращались к теме избыточности трассы. По параметрам она соответствует первоклассному немецкому автобану (закроем глаза на не решенный до конца вопрос с дикими животными). Но трафик здесь пока минимальный. Для кого богатство?
— Не считая занятий с курсантами, я воспользовался этой дорогой лишь один раз, — вспоминает Юрий Краснов. — Ехал с гродненской трассы на «Линию Сталина» (Молодечненский район). Навигатор проложил маршрут именно через МКАД-2.
«В остальном мне как жителю Минска она без надобности. Не поеду же я в самом деле объезжать по ней минские пробки. Ощущение, что трасса построена на очень далекую перспективу»
Напомним, вторая кольцевая задумывалась именно для разгрузки столицы. В марте 2014 года Александр Лукашенко заявлял: «Мы немедленно должны начать работы по строительству второй кольцевой дороги вокруг Минска, чтобы город не задохнулся в этой грязи, чтобы 2 млн человек, четверть населения нашей страны, не чувствовали эту проблему. Надо иметь в виду, что от этого и все болезни. И нам придется платить бешеные деньги для того, чтобы лечить людей. Это тоже не надо забывать».
Однако сказать, что трафик в городе стал меньше, ни у кого язык не повернется. По-прежнему на столичных улицах множество грузовиков, а в часы пик заторы все чаще оцениваются в десять баллов.
Очевидно, без комплексного решения трасса будет пустовать. Вопрос управления транспортным спросом лежит в экономической плоскости. При существовании бесплатной альтернативы в виде первой кольцевой дальнобойщики еще долго будут выбирать именно последний вариант.
— МКАД-2, конечно, классная дорога, однако и обошлась она недешево, — подытоживает Юрий Краснов. — А ведь за ней еще надо постоянно ухаживать — чистить, подметать, убирать мусор... При этом у нас есть огромные проблемы с движением по борисовской, молодечненской трассе. Водители там вынуждены съезжать на обочину, чтобы пропустить спешащих автомобилистов. Это провоцирует аварийные ситуации. Вместе с тем построен такой автобан...
GPS-навигаторы в каталоге Onliner
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by