Нужен был народный автомобиль. «Пассаты» как-то отошли в сторону, оставив место вакантным, смешные шутки о мешках картошки в багажнике стали забываться, появились новые, несмешные, про «по пятьсот». Потом завод «Белджи» показал белорусский «Атлас». Вот только разве машина народная, с таким-то ценником? А если в кредит? Льготные условия — от 1,9% годовых — казались каким-никаким выходом из ситуации. Однако в последнее время стали появляться тревожные слухи: поговаривают, что банки закрывают льготную программу, взять такой кредит на Geely стало невозможно. Onliner и двое наших читателей, решивших купить Atlas, проверили, так ли это.
Александр готовился к покупке автомобиля. «Старый» Citroen C5 X7 Exclusive 2009 года выпуска всем устраивал: мощный двигатель 2.7 HDI BiTurbo, гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом, максимальная комплектация. Но машине было 10 лет, она требовала постоянных вложений и времени — это напрягало.
— У меня никогда прежде не было нового автомобиля, но была мечта еще со студенческих лет купить модель из салона. К тому же надоело возиться с бэушными запчастями в гараже — пропадает все удовольствие от владения машиной. Причем не скажу, что так уж ломался Citroen. Скорее все дело в моей педантичности: в автомобиле все должно работать идеально, — пояснил читатель.
Три месяца назад появилась идея о покупке Geely Atlas: новая машина, льготное кредитование. Александр стал поглядывать на «Атласы» на дорогах, к тому же друг, купивший Emgrand X7, советовал присмотреться к «китайцам».
— Мое первое знакомство с кроссовером произошло в декабре 2018 года у дилера в Гомеле. Покатался на тестовом Geely Atlas Luxury 2.4 и, честно говоря, был расстроен.
При всех плюсах у автомобиля в этой комплектации был один большой и жирный минус — огромный расход топлива и никудышная при этом динамика. Машина просто не ехала.
Я понимаю, что после моего 2.7 HDI BiTurbo ждать крутой динамики от атмосферного двигателя «Атласа» не стоит. Разгон более 12 секунд до 100 км/ч и расход по городу более 15 литров — точно не мой вариант. Поэтому решил посмотреть версию 1.8 Turbo, которую вроде как все очень ждали, но дилеры только «кормили завтраками». Наконец в феврале машина появилась. Я беру с собой жену, и мы едем к минским дилерам.
У Александра был Citroen в максимальной комплектации, помните? То есть водитель привык к некоторым дополнительным опциям.
— Например, заинтересовал электропривод задней двери у Geely: цена, конечно, зашкаливала (более 2000 рублей), но я заранее знал, что мне он необходим, — рассказал читатель. — В итоге одних только дополнительных опций я насобирал на 7000 рублей.
Затем был тест-драйв турбированной версии.
— Проехали немного в городском трафике, выехали на кольцевую, покатались по ухабистой дороге. Динамика устраивала, другое дело, — делится впечатлениями собеседник.
Эйфорию быстро сбили насущные проблемы.
— Как я узнал, на белорусский рынок завод «Белджи» почти не отгружает топовые комплектации 1.8Т — все идет на экспорт в Россию. Ни у одного дилера не было топового Atlas Luxury 1.8T LED 4x4 в любом другом цвете, кроме красного. Спрашиваю, когда следующие поставки? Точных сроков нет, только прогнозы на лето, а то и вовсе на конец года. Пока же все идет за рубеж, — разводит руками читатель.
— Не могу купить белорусскую машину в Беларуси — обидно. Вот вам и народный автомобиль.
Александр озвучивает тревожные слухи: льготное кредитование на Geely заканчивается.
— По словам одного из дилеров, два банка уже не выдают такие кредиты, еще у одного соответствующий договор с дилерами истекает к концу февраля, — рассказал он.
Мужчина решил действовать быстро: он выставил на продажу свой Citroen и вскоре, не желая медлить, продал машину знакомому по заниженной цене.
— Все ради того, чтобы успеть хотя бы заключить договор с дилером на отсутствующий полноприводной автомобиль до конца февраля, успеть ухватить льготный кредит, — пояснил читатель. — Но сразу же начались другие проблемы. Из-за того, что в наличии не было полноприводной модели, дилер отказался заключать договор — мне не могли гарантировать, что в ближайшее время машина появится. Договор согласился заключить дилер в Гомеле, но без конкретизации сроков поставки. И то были сомнения, что банк вообще пропустит такие бумаги для оформления кредита.
Короче говоря, Александр согласился на покупку переднеприводного «Атласа» коричневого цвета. Машина была в наличии у минского дилера — кто-то отказался от своего резерва.
Были согласованы условия и озвучена стоимость автомобиля — 56 200 рублей. С договором от дилера покупатель направился в банк за кредитом.
— Мой первый взнос должен был составить 20 000 рублей. Менеджер банка посчитал мои доходы и обрадовал, что зарплата у меня достаточная для того, чтобы я мог рассчитывать на кредит. У меня уже имелись действующие кредиты, но доходы все покрывали. Я также предложил менеджеру указать доходы от моего бизнеса (я — индивидуальный предприниматель). Менеджер ответил, что в этом нет необходимости, — рассказал собеседник.
Банк собрал все необходимые документы, Александр ждал.
На следующий день ему перезвонили: в предоставлении кредита было отказано.
— В полнейшем недоумении я отправился в банк. Там выяснилось, что к моей кредитной истории приписали кредит моего бизнеса (кредит «оборотки» для моего ИП), а доходы от бизнеса в мою анкету не внесли, — пояснил мужчина. — Я сразу же принялся собирать документы о доходах от бизнеса: свидетельство, выписку из банка о движении денежных средств, налоговую декларацию, заверенную печатью налогового инспектора.
Вот с налоговой декларацией и началось все самое интересное:
— При указании доходов от бизнеса физическому лицу требуется принести налоговую декларацию с печатью налогового инспектора. Есть такое требование у «БПС-Сбербанка». И, подозреваю, с этим у них уже возникали вопросы, потому что ко мне подошла управляющая банка и дала свою визитку на случай каких-либо проблем в налоговой по этому вопросу.
Наш читатель рассказал, что налоговый инспектор отказался поставить печати на распечатанных декларациях, сославшись на какой-то указ. Александр позвонил той самой управляющей, которая дала ему свою визитку, — вопросы как раз таки возникли!
— Получается, на данный момент ипэшники не могут взять кредит у «БПС-Сбербанка» на покупку автомобиля Geely, так как банк требует налоговую декларацию с печатью из налоговой, а в налоговой печатей не ставят.
В итоге даже она ничем не смогла помочь. В телефонной службе поддержки «БПС-Сбербанка» мне ответили: «Да, действительно, о проблеме нам известно, но сделать мы ничего не можем», — расстроен собеседник.
Пока Александр занял выжидательную позицию. Может быть, ситуация изменится, и получить кредит станет проще. Возможно, за это время появятся в наличии и машины нужной комплектации. А с лизингом мужчина не хочет связываться из-за недоверия к данному финансовому инструменту.
— Хочу отметить, что я достаточно неплохо зарабатываю, бизнес приносит определенный доход. Это я к тому, что считаю себя вполне состоятельным клиентом. Человек, желающий купить автомобиль в топовой комплектации с дополнительными опциями, — это же отличный вариант и для дилера, и для банка, на мой взгляд!
Пока складывается ощущение, что к белорусским покупателями «повернулись задом». Нужной комплектации нет, все уходит на экспорт, кредит предоставить не могут.
В итоге я остался и без своего старого автомобиля, и без нового Geely Atlas. Есть деньги и желание купить машину, хотел поддержать отечественного производителя, но пока мне просто не дают этого сделать, — возмущается читатель.
Можно было бы предположить, что Александр оказался в этой запутанной ситуации лишь по какой-то нелепой случайности. Если бы не одно «но»: такая же история случилась с еще одним нашим читателем — Рустамом. И он не считает это совпадением.
— Уверен, что мой случай носит системный характер, не является частным и в очередной раз показывает, что в нашей стране многое делается не для людей, а ради показухи.
Я убедился в отсутствии льготного кредитования на Geely Atlas. Это миф, возможность получить кредит существует только формально.
Такая ситуация выгодна всем: власти рапортуют о том, что среднестатистический белорус может приобрести достойный автомобиль благодаря льготной программе кредитования; для производителя и дилеров это прекрасный рекламный ход; банки вроде как тоже выполняют поручения свыше. А на практике получить такой кредит оказалось невозможно, — отметил мужчина.
Но обо всем по порядку. Рассматривая возможные варианты покупки нового автомобиля, Рустам изучил предлагаемый льготный кредит на Geely.
— Цены на Atlas варьируются от 40 до 52 тысяч белорусских рублей. Три банка — «Беларусбанк», «БПС-Сбербанк» и «Белагропромбанк» — заявили о том, что предоставляют льготные кредиты на покупку автомобилей этой марки. Условия кредитования у всех схожи: минимальный первоначальный взнос — 10 или 25%, срок — до 7 лет, процентная ставка — 1,9% в течение первых 2—3 лет. Неплохо, подумал я, — рассказал читатель.
Он выбрал себе «Атлас» и внес первоначальный взнос — 30% от стоимости машины.
— Сотрудник дилерского центра меня предупредил, что начиная с 2019 года банки очень неохотно выдают кредиты на покупку Geely. Связано это, конечно, с тем, что банкам крайне невыгодно выдавать кредиты по ставке 1,9%. Это не позволяет получать ту прибыль, к которой они привыкли. Я насторожился, но был уверен, что у меня-то проблем не будет. Я уже несколько лет в качестве индивидуального предпринимателя являюсь клиентом «БПС-Сбербанка». Мои доходы по белорусским меркам вполне неплохие, все суммы проходят через счета в банке, все в открытую, — говорит Рустам.
Еще один обеспеченный клиент, который захотел купить Geely в кредит, и снова неудача.
— Во-первых, в банке мне заявили, что, исходя из уровня моих доходов, а точнее, исходя из того, сколько я плачу налогов со своих доходов, мне смогут выдать только часть необходимой суммы — примерно половину от необходимого. Досадно, но ладно — я решил добавить собственные средства, но не отказываться от покупки «Атласа». Я не знал, что на этом неприятности еще не закончились, — пояснил мужчина.
У него попросили предоставить необходимый пакет документов, в том числе уже упоминавшуюся декларацию из налоговой, заверенную печатями. История повторяется: как и Александру, Рустаму такой документ не предоставили.
— Я говорил в банке, что все декларации подаю в электронном виде, в ответ на что меня коротко послали в ИМНС.
У своего налогового инспектора я выяснил, что мои декларации, которые подаются в электронном виде, на руки не выдаются и печатями не заверяются — это четко оговорено в законодательстве. С этой информацией я вернулся в банк, где уже начальник кредитного отдела проинформировала меня, что возникшая проблема носит системный характер, но решить ее пока не представляется возможным: взаимопонимания между банками и ИМНС нет, ведется переписка. Как же быть с моим кредитом? В банке ответили, что не могут ничем помочь, — рассказал читатель.
Рустам приходит к неутешительному выводу.
— Предприниматель, который решил приобрести Geely Atlas в личных целях по системе льготного кредитования, сделать это не сможет ни при каких обстоятельствах, — уверен собеседник. — Я злюсь даже не из-за того, что мне не дали кредит. Это ладно, в конце концов я куплю другой автомобиль, подешевле, без кредитов. Я злюсь из-за того, что все делается ради какой-то показухи.
Действительно, три упомянутых Рустамом банка выдавали льготные кредиты на приобретение автомобиля Geely. Действует ли эта программа сейчас? Данный вопрос мы одновременно адресовали каждому из этих банков.
«Белагропромбанк»
— Кредиты на Geely? Вся актуальная информация указана на нашем сайте, — информируют в пресс-службе «Белагропромбанка».
Опираясь на размещенную там информацию, мы узнаем, что о начале льготного кредитования покупателей Geely банк объявил 28 августа 2018 года. Указанный срок кредитования — до 7 лет, с уплатой 1,9% годовых.
А затем на своем сайте банк опубликовал следующее уточнение: «Внимание! Заключение кредитных договоров в рамках кредитного продукта осуществляется до 29.12.2018».
Очевидно, что в настоящее время программа, просуществовавшая четыре месяца, приостановлена. Будет ли она возобновлена? Мы обратились в банк с просьбой предоставить актуальную информацию. Пока ответа нет.
К слову, «Белагропромбанк» предлагает кредит «На приобретение автомобиля у автодилера». Процентные ставки: 14% в первый год, 15% — со второго года. Это совсем не похоже на льготные 1,9%.
«Беларусбанк»
«Беларусбанк» объявил о запуске льготной программы кредитования приобретения автомобилей Geely 2 апреля 2018 года.
«Основным преимуществом данного кредитного предложения является сниженная процентная ставка по кредиту, которая в первые 2-3 года составит всего 1,9% годовых (ставка рефинансирования минус 8,6 п.п.), в дальнейшем ставка будет равна ставке рефинансирования, увеличенной на 2,5 п.п.», — говорилось в том сообщении.
Действует ли это предложение сейчас? В банке ответили: срок выдачи кредитов на приобретение автомобилей Geely у дилеров предприятия в рамках соглашения о сотрудничестве с СЗАО «Белджи» окончен.
— В настоящее время «Беларусбанком» совместно с «Белджи» ведется работа по разработке новой партнерской программы кредитования физических лиц на приобретение автомобилей Geely, об условиях которой клиенты будут информированы в ближайшее время, — сообщили корреспонденту Onliner в пресс-центре «Беларусбанка».
Там также добавили, что на сегодняшний день клиенты банка для приобретения автомобилей указанной марки могут воспользоваться действующим в «Беларусбанке» кредитным продуктом на коммерческих условиях. Данный кредит предоставляется на срок до 7 лет с уплатой процентной ставки за первые 6 месяцев пользования кредитом в размере 14% годовых, далее — в размере СР НБ + 5,4 п. п. (15,4% годовых). Размер кредита зависит от платежеспособности заявителя. Возможно включение в совокупный доход кредитополучателя доходов одного поручителя. При этом за счет кредита может быть оплачена вся стоимость автомобиля.
И снова никаких 1,9%.
«БПС-Сбербанк»
О начале программы льготного кредитования «БПС-Сбербанк» сообщал еще 19 марта 2018 года. Предложение все еще в силе?
В банке с комментарием медлили, но в конце концов все же дали ответ: до конца марта текущего года банк осуществляет кредитование покупателей Geely на льготных условиях. То есть еще три недели. А что потом? Точного ответа на этот вопрос пока нет — он находится на рассмотрении.
На всякий случай корреспондент Onliner в качестве потенциального покупателя сам обратился в банк. Там согласились рассмотреть заявку, запросив для этого паспорт, справку с места работы (за последние 3 месяца), договор купли-продажи автомобиля и документы, подтверждающие оплату собственными средствами стоимости машины.
А как же быть нашим читателям — двум предпринимателям, которым в выдаче кредита отказано? Вопрос повис в воздухе. Мы обратились в пресс-центр Министерства по налогам и сборам: как вышло, что налоговые органы не могут выдать гражданам документы, которые требует банк?
Выходит, читатели правы, и банкам невыгодно предоставлять кредиты на покупку автомобилей на льготных условиях? 1,9% против 14% — огромная разница для покупателей, но и для банков тоже.
Что случится через три недели? Продлит ли «БПС-Сбербанк» свою программу кредитования? Предложит ли «Беларусбанк» новый приемлемый вариант для тех, кто все же хочет купить новую машину, собранную в Беларуси, или льготные кредиты совсем закончатся? Давайте следить за новостями.
Читайте также:
Наш канал в «Яндекс.Дзен»
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by