«Не могу купить белорусский автомобиль в Беларуси — обидно». Льготные кредиты на Geely закончились?

11 марта 2019 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

«Не могу купить белорусский автомобиль в Беларуси — обидно». Льготные кредиты на Geely закончились?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Нужен был народный автомобиль. «Пассаты» как-то отошли в сторону, оставив место вакантным, смешные шутки о мешках картошки в багажнике стали забываться, появились новые, несмешные, про «по пятьсот». Потом завод «Белджи» показал белорусский «Атлас». Вот только разве машина народная, с таким-то ценником? А если в кредит? Льготные условия — от 1,9% годовых — казались каким-никаким выходом из ситуации. Однако в последнее время стали появляться тревожные слухи: поговаривают, что банки закрывают льготную программу, взять такой кредит на Geely стало невозможно. Onliner и двое наших читателей, решивших купить Atlas, проверили, так ли это.

О чем пойдет речь:

Хотелось новый автомобиль

Александр готовился к покупке автомобиля. «Старый» Citroen C5 X7 Exclusive 2009 года выпуска всем устраивал: мощный двигатель 2.7 HDI BiTurbo, гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом, максимальная комплектация. Но машине было 10 лет, она требовала постоянных вложений и времени — это напрягало.

— У меня никогда прежде не было нового автомобиля, но была мечта еще со студенческих лет купить модель из салона. К тому же надоело возиться с бэушными запчастями в гараже — пропадает все удовольствие от владения машиной. Причем не скажу, что так уж ломался Citroen. Скорее все дело в моей педантичности: в автомобиле все должно работать идеально, — пояснил читатель.

Три месяца назад появилась идея о покупке Geely Atlas: новая машина, льготное кредитование. Александр стал поглядывать на «Атласы» на дорогах, к тому же друг, купивший Emgrand X7, советовал присмотреться к «китайцам».

— Мое первое знакомство с кроссовером произошло в декабре 2018 года у дилера в Гомеле. Покатался на тестовом Geely Atlas Luxury 2.4 и, честно говоря, был расстроен.

При всех плюсах у автомобиля в этой комплектации был один большой и жирный минус — огромный расход топлива и никудышная при этом динамика. Машина просто не ехала.

Я понимаю, что после моего 2.7 HDI BiTurbo ждать крутой динамики от атмосферного двигателя «Атласа» не стоит. Разгон более 12 секунд до 100 км/ч и расход по городу более 15 литров — точно не мой вариант. Поэтому решил посмотреть версию 1.8 Turbo, которую вроде как все очень ждали, но дилеры только «кормили завтраками». Наконец в феврале машина появилась. Я беру с собой жену, и мы едем к минским дилерам.

У Александра был Citroen в максимальной комплектации, помните? То есть водитель привык к некоторым дополнительным опциям.

— Например, заинтересовал электропривод задней двери у Geely: цена, конечно, зашкаливала (более 2000 рублей), но я заранее знал, что мне он необходим, — рассказал читатель. — В итоге одних только дополнительных опций я насобирал на 7000 рублей.

Затем был тест-драйв турбированной версии.

— Проехали немного в городском трафике, выехали на кольцевую, покатались по ухабистой дороге. Динамика устраивала, другое дело, — делится впечатлениями собеседник.

Полного привода в наличии нет, но вы держитесь

Эйфорию быстро сбили насущные проблемы.

— Как я узнал, на белорусский рынок завод «Белджи» почти не отгружает топовые комплектации 1.8Т — все идет на экспорт в Россию. Ни у одного дилера не было топового Atlas Luxury 1.8T LED 4x4 в любом другом цвете, кроме красного. Спрашиваю, когда следующие поставки? Точных сроков нет, только прогнозы на лето, а то и вовсе на конец года. Пока же все идет за рубеж, — разводит руками читатель.

— Не могу купить белорусскую машину в Беларуси — обидно. Вот вам и народный автомобиль.

Александр озвучивает тревожные слухи: льготное кредитование на Geely заканчивается.

— По словам одного из дилеров, два банка уже не выдают такие кредиты, еще у одного соответствующий договор с дилерами истекает к концу февраля, — рассказал он.

Мужчина решил действовать быстро: он выставил на продажу свой Citroen и вскоре, не желая медлить, продал машину знакомому по заниженной цене.

— Все ради того, чтобы успеть хотя бы заключить договор с дилером на отсутствующий полноприводной автомобиль до конца февраля, успеть ухватить льготный кредит, — пояснил читатель. — Но сразу же начались другие проблемы. Из-за того, что в наличии не было полноприводной модели, дилер отказался заключать договор — мне не могли гарантировать, что в ближайшее время машина появится. Договор согласился заключить дилер в Гомеле, но без конкретизации сроков поставки. И то были сомнения, что банк вообще пропустит такие бумаги для оформления кредита.

Короче говоря, Александр согласился на покупку переднеприводного «Атласа» коричневого цвета. Машина была в наличии у минского дилера — кто-то отказался от своего резерва.

В предоставлении кредита отказано

Были согласованы условия и озвучена стоимость автомобиля — 56 200 рублей. С договором от дилера покупатель направился в банк за кредитом.

— Мой первый взнос должен был составить 20 000 рублей. Менеджер банка посчитал мои доходы и обрадовал, что зарплата у меня достаточная для того, чтобы я мог рассчитывать на кредит. У меня уже имелись действующие кредиты, но доходы все покрывали. Я также предложил менеджеру указать доходы от моего бизнеса (я — индивидуальный предприниматель). Менеджер ответил, что в этом нет необходимости, — рассказал собеседник.

Банк собрал все необходимые документы, Александр ждал.

На следующий день ему перезвонили: в предоставлении кредита было отказано.

— В полнейшем недоумении я отправился в банк. Там выяснилось, что к моей кредитной истории приписали кредит моего бизнеса (кредит «оборотки» для моего ИП), а доходы от бизнеса в мою анкету не внесли, — пояснил мужчина. — Я сразу же принялся собирать документы о доходах от бизнеса: свидетельство, выписку из банка о движении денежных средств, налоговую декларацию, заверенную печатью налогового инспектора.

Вот с налоговой декларацией и началось все самое интересное:

— При указании доходов от бизнеса физическому лицу требуется принести налоговую декларацию с печатью налогового инспектора. Есть такое требование у «БПС-Сбербанка». И, подозреваю, с этим у них уже возникали вопросы, потому что ко мне подошла управляющая банка и дала свою визитку на случай каких-либо проблем в налоговой по этому вопросу.

Наш читатель рассказал, что налоговый инспектор отказался поставить печати на распечатанных декларациях, сославшись на какой-то указ. Александр позвонил той самой управляющей, которая дала ему свою визитку, — вопросы как раз таки возникли!

— Получается, на данный момент ипэшники не могут взять кредит у «БПС-Сбербанка» на покупку автомобиля Geely, так как банк требует налоговую декларацию с печатью из налоговой, а в налоговой печатей не ставят.

В итоге даже она ничем не смогла помочь. В телефонной службе поддержки «БПС-Сбербанка» мне ответили: «Да, действительно, о проблеме нам известно, но сделать мы ничего не можем», — расстроен собеседник.

«Хотел поддержать отечественного производителя, но...»

Пока Александр занял выжидательную позицию. Может быть, ситуация изменится, и получить кредит станет проще. Возможно, за это время появятся в наличии и машины нужной комплектации. А с лизингом мужчина не хочет связываться из-за недоверия к данному финансовому инструменту.

— Хочу отметить, что я достаточно неплохо зарабатываю, бизнес приносит определенный доход. Это я к тому, что считаю себя вполне состоятельным клиентом. Человек, желающий купить автомобиль в топовой комплектации с дополнительными опциями, — это же отличный вариант и для дилера, и для банка, на мой взгляд!

Пока складывается ощущение, что к белорусским покупателями «повернулись задом». Нужной комплектации нет, все уходит на экспорт, кредит предоставить не могут.

В итоге я остался и без своего старого автомобиля, и без нового Geely Atlas. Есть деньги и желание купить машину, хотел поддержать отечественного производителя, но пока мне просто не дают этого сделать, — возмущается читатель.

История повторяется

Можно было бы предположить, что Александр оказался в этой запутанной ситуации лишь по какой-то нелепой случайности. Если бы не одно «но»: такая же история случилась с еще одним нашим читателем — Рустамом. И он не считает это совпадением.

— Уверен, что мой случай носит системный характер, не является частным и в очередной раз показывает, что в нашей стране многое делается не для людей, а ради показухи.

Я убедился в отсутствии льготного кредитования на Geely Atlas. Это миф, возможность получить кредит существует только формально.

Такая ситуация выгодна всем: власти рапортуют о том, что среднестатистический белорус может приобрести достойный автомобиль благодаря льготной программе кредитования; для производителя и дилеров это прекрасный рекламный ход; банки вроде как тоже выполняют поручения свыше. А на практике получить такой кредит оказалось невозможно, — отметил мужчина.

Но обо всем по порядку. Рассматривая возможные варианты покупки нового автомобиля, Рустам изучил предлагаемый льготный кредит на Geely.

— Цены на Atlas варьируются от 40 до 52 тысяч белорусских рублей. Три банка — «Беларусбанк», «БПС-Сбербанк» и «Белагропромбанк» — заявили о том, что предоставляют льготные кредиты на покупку автомобилей этой марки. Условия кредитования у всех схожи: минимальный первоначальный взнос — 10 или 25%, срок — до 7 лет, процентная ставка — 1,9% в течение первых 2—3 лет. Неплохо, подумал я, — рассказал читатель.

Он выбрал себе «Атлас» и внес первоначальный взнос — 30% от стоимости машины.

— Сотрудник дилерского центра меня предупредил, что начиная с 2019 года банки очень неохотно выдают кредиты на покупку Geely. Связано это, конечно, с тем, что банкам крайне невыгодно выдавать кредиты по ставке 1,9%. Это не позволяет получать ту прибыль, к которой они привыкли. Я насторожился, но был уверен, что у меня-то проблем не будет. Я уже несколько лет в качестве индивидуального предпринимателя являюсь клиентом «БПС-Сбербанка». Мои доходы по белорусским меркам вполне неплохие, все суммы проходят через счета в банке, все в открытую, — говорит Рустам.

«В банке ответили, что не могут ничем помочь»

Еще один обеспеченный клиент, который захотел купить Geely в кредит, и снова неудача.

— Во-первых, в банке мне заявили, что, исходя из уровня моих доходов, а точнее, исходя из того, сколько я плачу налогов со своих доходов, мне смогут выдать только часть необходимой суммы — примерно половину от необходимого. Досадно, но ладно — я решил добавить собственные средства, но не отказываться от покупки «Атласа». Я не знал, что на этом неприятности еще не закончились, — пояснил мужчина.

У него попросили предоставить необходимый пакет документов, в том числе уже упоминавшуюся декларацию из налоговой, заверенную печатями. История повторяется: как и Александру, Рустаму такой документ не предоставили.

— Я говорил в банке, что все декларации подаю в электронном виде, в ответ на что меня коротко послали в ИМНС.

У своего налогового инспектора я выяснил, что мои декларации, которые подаются в электронном виде, на руки не выдаются и печатями не заверяются — это четко оговорено в законодательстве. С этой информацией я вернулся в банк, где уже начальник кредитного отдела проинформировала меня, что возникшая проблема носит системный характер, но решить ее пока не представляется возможным: взаимопонимания между банками и ИМНС нет, ведется переписка. Как же быть с моим кредитом? В банке ответили, что не могут ничем помочь, — рассказал читатель.

Нет кредита — нет машины

Рустам приходит к неутешительному выводу.

— Предприниматель, который решил приобрести Geely Atlas в личных целях по системе льготного кредитования, сделать это не сможет ни при каких обстоятельствах, — уверен собеседник. — Я злюсь даже не из-за того, что мне не дали кредит. Это ладно, в конце концов я куплю другой автомобиль, подешевле, без кредитов. Я злюсь из-за того, что все делается ради какой-то показухи.

Дают кредиты или нет? Комментарии банков

Действительно, три упомянутых Рустамом банка выдавали льготные кредиты на приобретение автомобиля Geely. Действует ли эта программа сейчас? Данный вопрос мы одновременно адресовали каждому из этих банков.

«Белагропромбанк»

— Кредиты на Geely? Вся актуальная информация указана на нашем сайте, — информируют в пресс-службе «Белагропромбанка».

Опираясь на размещенную там информацию, мы узнаем, что о начале льготного кредитования покупателей Geely банк объявил 28 августа 2018 года. Указанный срок кредитования — до 7 лет, с уплатой 1,9% годовых.

А затем на своем сайте банк опубликовал следующее уточнение: «Внимание! Заключение кредитных договоров в рамках кредитного продукта осуществляется до 29.12.2018».

Очевидно, что в настоящее время программа, просуществовавшая четыре месяца, приостановлена. Будет ли она возобновлена? Мы обратились в банк с просьбой предоставить актуальную информацию. Пока ответа нет.

К слову, «Белагропромбанк» предлагает кредит «На приобретение автомобиля у автодилера». Процентные ставки: 14% в первый год, 15% — со второго года. Это совсем не похоже на льготные 1,9%.

«Беларусбанк»

«Беларусбанк» объявил о запуске льготной программы кредитования приобретения автомобилей Geely 2 апреля 2018 года.

«Основным преимуществом данного кредитного предложения является сниженная процентная ставка по кредиту, которая в первые 2-3 года составит всего 1,9% годовых (ставка рефинансирования минус 8,6 п.п.), в дальнейшем ставка будет равна ставке рефинансирования, увеличенной на 2,5 п.п.»,говорилось в том сообщении.

Действует ли это предложение сейчас? В банке ответили: срок выдачи кредитов на приобретение автомобилей Geely у дилеров предприятия в рамках соглашения о сотрудничестве с СЗАО «Белджи» окончен.

— В настоящее время «Беларусбанком» совместно с «Белджи» ведется работа по разработке новой партнерской программы кредитования физических лиц на приобретение автомобилей Geely, об условиях которой клиенты будут информированы в ближайшее время, — сообщили корреспонденту Onliner в пресс-центре «Беларусбанка».

Там также добавили, что на сегодняшний день клиенты банка для приобретения автомобилей указанной марки могут воспользоваться действующим в «Беларусбанке» кредитным продуктом на коммерческих условиях. Данный кредит предоставляется на срок до 7 лет с уплатой процентной ставки за первые 6 месяцев пользования кредитом в размере 14% годовых, далее — в размере СР НБ + 5,4 п. п. (15,4% годовых). Размер кредита зависит от платежеспособности заявителя. Возможно включение в совокупный доход кредитополучателя доходов одного поручителя. При этом за счет кредита может быть оплачена вся стоимость автомобиля.

И снова никаких 1,9%.

«БПС-Сбербанк»

О начале программы льготного кредитования «БПС-Сбербанк» сообщал еще 19 марта 2018 года. Предложение все еще в силе?

В банке с комментарием медлили, но в конце концов все же дали ответ: до конца марта текущего года банк осуществляет кредитование покупателей Geely на льготных условиях. То есть еще три недели. А что потом? Точного ответа на этот вопрос пока нет — он находится на рассмотрении.

На всякий случай корреспондент Onliner в качестве потенциального покупателя сам обратился в банк. Там согласились рассмотреть заявку, запросив для этого паспорт, справку с места работы (за последние 3 месяца), договор купли-продажи автомобиля и документы, подтверждающие оплату собственными средствами стоимости машины.


А как же быть нашим читателям — двум предпринимателям, которым в выдаче кредита отказано? Вопрос повис в воздухе. Мы обратились в пресс-центр Министерства по налогам и сборам: как вышло, что налоговые органы не могут выдать гражданам документы, которые требует банк?

Льготные кредиты на Geely: почему банк потребовал документ, который не смогли предоставить в налоговой? Комментарий МНС

Вместо послесловия

Выходит, читатели правы, и банкам невыгодно предоставлять кредиты на покупку автомобилей на льготных условиях? 1,9% против 14% — огромная разница для покупателей, но и для банков тоже.

Что случится через три недели? Продлит ли «БПС-Сбербанк» свою программу кредитования? Предложит ли «Беларусбанк» новый приемлемый вариант для тех, кто все же хочет купить новую машину, собранную в Беларуси, или льготные кредиты совсем закончатся? Давайте следить за новостями.

серый, внедорожник, дизель 3 л, автоматическая, полный привод
серебристый, внедорожник, бензин 2 л, автоматическая, полный привод
черный, внедорожник, бензин 3.6 л, автоматическая, полный привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Читайте также:

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by