Как проехать и не ошибиться? Разбор перекрестков на проспекте Независимости

23 марта 2019 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: Екатерина Блашко

Как проехать и не ошибиться? Разбор перекрестков на проспекте Независимости

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: Екатерина Блашко

«Весна — красна, веснов — ...» — пошутил как-то Логунович и был совершенно прав. Весна в Минске обнажила старые проблемы (в том числе и в части организации дорожного движения), которые нуждаются в решении. Ну или по крайней мере в тщательном анализе, которым и занимается Юрий Краснов в еженедельных «Разборах...». По просьбе наших читателей мы выехали на проспект Независимости, чтобы детально рассмотреть два проблемных перекрестка, на которых у водителей регулярно возникают трудности.

Краснов читает комментарии и видит, какие вопросы задают ему пользователи. Две озвученные ими проблемы касались перекрестков в самом центре Минска. Оба расположены на проспекте Независимости: это площадь Победы и пересечение с улицей Комсомольской. Отправляемся туда.

Разбор дорожной обстановки:

Площадь Победы, съезд на улицу Киселева

Площадь Победы. Монумент, Вечный огонь, «Подвиг народа бессмертен». В непрерывный транспортный поток, несущийся по проспекту Независимости, вливаются притоки с улиц Захарова и Киселева. Читатель Onliner с ником alexx_2805 попросил разъяснить, как выехать с улицы Захарова, проехать через площадь Победы и попасть не в беду, а на улицу Киселева.

«Достали специалисты из второго ряда вырезать и еще сигналить, что они правы», — возмущен пользователь.

— Проблема хорошо знакома, — соглашается Юрий Краснов. — На площадь Победы с улицы Захарова можно выехать из двух полос. И затем из этих же полос можно съехать на улицу Киселева — на перекрестке с круговым движением правила разрешают нам перестраиваться (п. 60 ПДД), а также выезжать на него и съезжать из любой полосы, если нет знаков или разметки, которые бы устанавливали иной порядок. Но на площади Победы есть и несколько нюансов.

Чтобы было понятнее, эксперт схематично изображает на доске площадь Победы и то, как там организовано дорожное движение.

— Подъезжая к перекрестку с круговым движением, человек может не знать, какая разметка там нанесена. На площади Победы при движении с улицы Захарова полосы разделены сплошной линией — она тянется практически до съезда на улицу Киселева. Водитель, оказавшийся в левой полосе, понимает, что ему нужно как-то съехать вправо, а автомобиль справа может при этом продолжать движение по кругу. Оба соблюдают ПДД, при этом их траектории могут пересечься, возрастает риск возникновения дорожно-транспортного происшествия, — констатирует Краснов.

При идеальном раскладе водители, зная все нюансы своего маршрута, еще перед выездом на площадь Победы займут подходящие полосы: тот, кто будет двигаться по кругу, поедет по левой полосе, а автомобилист, которому нужно съехать на улицу Киселева, займет правый ряд. Но так бывает не всегда, и потенциальный конфликт может возникнуть в двух местах: при выезде на круг, если вдруг кто-то из водителей решит в последний момент занять нужный ему ряд, либо на съезде, уже за сплошной линией разметки, когда автомобиль из левой полосы рванет на улицу Киселева.

— Люди, которые выезжают с улицы Захарова по крайней левой полосе и потом хотят съехать на улицу Киселева, оказываются в невыгодной ситуации. Через сплошную линию разметки перестраиваться запрещено, а на съезде они (так как совершают перестроение) должны уступить дорогу тому, кто справа от них продолжает движение по кругу, — он-то едет по своей полосе, — объясняет ведущий рубрики. — А еще нужно видеть автомобили, которые готовы выехать на круг с проспекта Независимости: они обязаны уступать дорогу, но мало ли кто-то неожиданно выскочит.

Смотрим, как едут другие

Приезжаем на площадь Победы, чтобы со стороны оценить происходящие там перемещения. С ходу становится очевидным и еще один сопутствующий фактор, который осложняет общую ситуацию.

— Глядите, с улицы Захарова выехать и без того непросто, — констатирует Юрий Краснов. — Дело в том, что площадь Победы не круглая, она скорее имеет форму овала. Водители, которые едут со стороны цирка, успевают набрать скорость. При этом им обязаны уступать дорогу все выезжающие на круг. Бывает, стоишь так на Захарова: только вроде появилась возможность выехать — и вот ее уже нет, только появился какой-то вариант — и снова кто-то летит. Поэтому основная задача водителей, которые выезжают, — пропустить тех, кто уже на кругу. И в результате они не успевают следить друг за другом.

Чистая правда: мы наблюдали, как осторожный водитель Lada Vesta был вынужден достаточно долго стоять, ожидая, когда же наконец появится просторное «окно», чтобы он мог выехать на круг, никому не помешав.

Исправить проблему можно было бы путем установки светофора — тогда поток с улицы Захарова беспрепятственно выезжал бы в отведенное ему время. Но, возможно, это привело бы к образованию заторов. Так или иначе, но светофора здесь нет, зато довольно часто на площади Победы можно увидеть регулировщика. Это еще раз указывает на то, что перекресток очень непростой.

На фоне таких рассуждений мы внимательно наблюдаем за происходящим на кругу. Очень часто водители из левой полосы в последний момент ныряют за сплошной линией разметки вправо, в направлении улицы Киселева. Несколько раз было очень опасно: все запросто могло закончиться аварией.

— Наш совет: внимательно наблюдайте за дорожной обстановкой, особенно на перекрестке с круговым движением, смотрите, что делает ваш сосед по потоку. Если вы едете справа и не собираетесь покидать круг, а машина слева собирается съезжать — нужно как-то разобраться: либо вам ускориться и проехать быстрее, либо, наоборот, замедлиться и дать возможность проехать этой машине. На дороге обязательно нужно друг другу помогать, а на круговом перекрестке это важно вдвойне, — говорит Краснов.

Кстати, через площадь Победы проходят и маршруты общественного транспорта. Водители автобусов благоразумно стараются ехать по правой полосе, а затем с куда меньшими проблемами съезжают на прилегающую улицу.

Проезжаем сами

Учли ли мы все нюансы? Чтобы проверить все лично, ведущий рубрики садится за руль и подъезжает к площади Победы по улице Захарова.

— Я знаю свой маршрут, поэтому сразу займу правую полосу, так как собираюсь свернуть на улицу Киселева. Если бы предстояло ехать дальше по кругу и сворачивать на проспект в направлении Октябрьской площади, было бы выгоднее ехать по левой полосе. Но водители не обязаны этого знать — кто-то может вообще впервые проезжать этот перекресток, — рассуждает за рулем эксперт.

На улице Захарова перед площадью Победы висит знак, который показывает, как необходимо выезжать на перекресток. Информации о том, как организовано движение дальше, нет, водителям предстоит разбираться по ходу, глядя и налево, и направо, чтобы контролировать ситуацию целиком.

И с первого же раза мы попадаем в ситуацию, о которой изначально рассказывал наш читатель. Движущийся слева от нас водитель Lexus «вспоминает», что ему нужно съезжать с круга. Он пересекает сплошную линию разметки и оказывается впереди, в правом ряду, откуда затем без помех едет на улицу Киселева.

— Я не стал газовать и помог ему в сложившейся ситуации, хоть мы и имели преимущество. А есть водители, которые, наоборот, ускорятся и еще будут сигналить, чтобы указать человеку на его ошибку. Не стоит так поступать, давайте помогать друг другу, особенно на кругу, — призвал ведущий «Разборов...».

Пересечения с улицей Комсомольской

Возвращаемся к учебной доске и переходим к проблеме, которую подняла читательница с ником shpilka. Речь о пересечении проспекта Независимости и улицы Комсомольской.

«Попробуйте пересечь Комсомольскую через проспект в час пик. О, как меня материли, один даже вышел из машины и пытался учить! — пожаловалась нам shpilka. — Чтобы по прямой проехать по Комсомольской по направлению от Немиги к «Динамо», надо повернуть на перекрестке направо, потом сразу через 4 полосы налево. <...> Меня учили, что поворота налево нет, мол. Ну так я и не поворачивала налево! Тьфу, учудили».

Да уж, учудили. Краснов берет в руки фломастер, начинает рисовать схему.

— Это сложный транспортный узел, — поясняет он. — С одной стороны (ближе к Немиге) улица Комсомольская — это просто дорога с двусторонним движением. А по другую сторону проспекта это уже бульвар с зоной для прогулок по центру. И да, некоторые водители пытаются пересечь проспект, думая, что проезжают таким образом перекресток по прямой. Злятся, что машины на проспекте перегораживают им дорогу, приходится лавировать между ними.

Вот только дело в том, что пересекать проспект так, как описано, действительно нельзя. И очень хорошо, что наша читательница упомянула об этой непростой ситуации, потому что ошибаются многие.

— Смотрите, какая штука: здесь на самом деле два перекрестка, которые находятся рядом друг с другом. Водители, которые следуют по улице Комсомольской со стороны улицы Немиги, поворачивают направо на проспект Независимости. И выходит, что на следующем перекрестке некоторые поворачивают налево, а поворот там запрещен, — констатирует ведущий рубрики.

Знаки и разметка

Нужно показать все наглядно, поэтому выезжаем на место. Действительно, сразу за перекрестком с улицей Комсомольской на проспекте Независимости установлен знак 4.1.1 — «Движение прямо». Трактовать этот знак как-то иначе невозможно, он не разрешает никаких альтернативных направлений движения. Почему же его игнорируют некоторые водители, выезжающие с улицы Комсомольской? Знак расположен за перекрестком — соответственно, его нужно принимать во внимание.

Попытаемся взглянуть на ситуацию глазами читательницы. Приближаемся к проспекту Независимости по улице Комсомольской, едем со стороны улицы Немиги — все как описано.

— Обратите внимание на дорожную разметку, — говорит Краснов. — Видите? Движение только налево или только направо в зависимости от полосы. На этом перекрестке у нас нет права ехать прямо, даже по какой-то сложной траектории, как делают некоторые водители. Да, может быть, имеет смысл установить еще и дорожный знак, дублирующий разметку, чтобы как-то акцентировать на этом внимание: прямо нельзя. Потому что многие едут так по привычке, нарушая неосознанно. 

Выполняем поворот направо и видим на проспекте тот самый знак, о котором уже упоминалось: «Движение прямо». Никакой возможности повернуть налево нет. На это же указывает дорожная разметка: во всех четырех полосах проспекта нарисованы прямые стрелки — езжайте прямо. Но есть, правда, и один нюанс: речь о разделительной линии на этом участке проспекта. С противоположной от нас стороны она сплошная — вопросов нет. А с нашей по какой-то причине линия прерывистая. Возможно, это и является косвенным фактором, из-за которого водители допускают мысль, что здесь можно пересечь проспект, несмотря на требования знака и остальной разметки.

— Поворот здесь запрещен, — однозначно заявляет эксперт. — Для того чтобы снова оказаться на улице Комсомольской, мы едем по проспекту дальше, в направлении Главпочтамта, к ближайшему месту, где разрешен разворот.

Ехать благо недалеко, и спустя минуту-другую, развернувшись, мы поворачиваем с проспекта направо, на улицу Комсомольскую, оказываясь там, куда так стремятся некоторые водители, едущие напрямик.

Взгляд со стороны

Выходим из машины, чтобы вместе с Дзержинским взглянуть на перекресток. Дзержинскому лучше видно — он на постаменте. Но и у нас вскоре не остается сомнений: водители действительно пытаются пересечь все полосы проспекта Независимости и добраться до улицы Комсомольской по короткой траектории. В какой-то момент так проехали сразу три автомобиля. Едва ли водители решили нарушить средь бела дня в самом центре города — они уверены, что едут по правилам. И таких немало.

В глаза бросается одна закономерность: если у машины, которая стоит на светофоре перед проспектом, работает указатель правого поворота — она повернет направо. Если поворотник не горит — поедет напрямик. Это наблюдение подтверждалось не раз. И логику участников дорожного движения понять можно: они считают, что просто проезжают перекресток по прямой, вот и не показывают поворот.

— Им кажется, что все это один перекресток. Но в таком случае и дорожные знаки, и дорожная разметка здесь были бы совсем другими. С одной стороны, все предельно просто: соблюдай требования. Но если ошибается такое количество людей (а это разгар буднего дня, в выходные здесь еще больше таких фактов), значит, есть смысл подумать о каких-то дополнительных решениях, чтобы водителям на интуитивном уровне было понятно, чего от них хотят, — уверен Краснов.

Наконец стало понятно, что это за злые водители, которые не дают спокойно пересечь проспект. Установлены светофоры, автомобилисты останавливаются перед стоп-линиями, как того и требуют правила дорожного движения. Мы сейчас говорим не о тех, кто стоит в пределах перекрестка, — это нарушение (данная тема будет затронута в одном из ближайших выпусков).

— Водителям можно и нужно останавливаться перед стоп-линией. Они это и делают, находясь на участке проспекта между двумя перекрестками. И они не могут мешать тем, кто поворачивает на улицу Комсомольскую, потому что здесь поворота никакого нет, — поясняет ведущий рубрики.


— Иногда приходится полагаться на судьбу. Плохо, когда водителю нужно заранее догадываться, как ехать, причем этому сопутствуют и аварийные ситуации, и даже ДТП. Надеемся, что сегодня еще какое-то количество участников дорожного движения узнало, как лучше ездить по нашему городу. Или как по нему лучше не ездить, — подвел итог разбора Юрий Краснов.

Читайте также:

«Разбор с Красновым» — разбираем самые интересные случаи на дороге

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by