Проехать полгорода по спортивному графику. Репортаж из автобуса Европейских игр

UPD
19 июня 2019 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Проехать полгорода по спортивному графику. Репортаж из автобуса Европейских игр

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Три дня осталось до старта II Европейских игр в Минске. Нет, уже даже меньше — церемония открытия состоится в пятницу. Но спортивная составляющая этого события не так сильно тревожит водителя, который каждое утро привык выезжать на своем автомобиле. Водителя тревожит то, что изменилась организация движения на его маршруте, что закрыли часть поворотов, что запретили передвигаться в одном из рядов. А по соседству, в этом самом ряду, едут желтые автобусы, которые совсем скоро повезут спортсменов к местам соревнований. Это тоже своего рода спорт: добраться из одной части города в другую. Заезд на время, а иногда и с препятствиями.

Студенческая деревня — «Минск-Арена»

Самый трудный маршрут

Перед городом стоит интереснейшая задача: на протяжении 10 дней нужно обеспечивать беспрепятственный проезд к спортивным аренам большого числа специального транспорта — автобусов со спортсменами, автомобилей с организаторами, колонн с почетными гостями. Мы помним 2014 год, большой хоккей. Две арены, 16 команд — хватило обыкновенного сопровождения. Теперь все иначе.

Спортсмены будут проживать в Студенческой деревне, а на соревнования им добираться через весь город. Большинство спортивных объектов расположено на проспекте Победителей, один из самых дальних — «Минск-Арена». Спорт живет по четкому графику: соревнования, церемонии, телетрансляции — нельзя просто взять и опоздать.

Вот и вводятся изменения в организацию дорожного движения — чтобы спортсмены не опаздывали. Заметнее всего две перемены: закрыта часть левых поворотов на проспектах Дзержинского и Победителей, а также появились выделенные полосы для спортивного транспорта. На днях в этих полосах стали дежурить сотрудники ГАИ, водителей предупреждают, что контроль усиливается. Но и рядовым автомобилистам, и инспекторам нужно еще тренироваться, чтобы, когда все начнется, сыграть красиво и по правилам.

8:32. Студенческая деревня, проспект Дзержинского

Утренняя тренировка, час пик. На проспект Дзержинского к остановке возле Студенческой деревни прибыли два автобуса с логотипами Европейских игр. Только в качестве пассажиров там пока поедут не спортсмены, а представители Госавтоинспекции, ГП «Столичный транспорт и связь», корреспонденты Onliner.

— Это самое сложное время в городе. Мы хотим увидеть реальную обстановку: сможет ли транспорт Европейских игр двигаться по выделенной для него полосе, будут ли трудности, сколько времени потребуется на дорогу до самой дальней точки маршрута — «Минск-Арены», — пояснил заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Андрей Зырянов.

Андрей Зырянов, заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома

Спортивный норматив — 30 минут на дорогу от Студенческой деревни до «Минск-Арены». Кажется, придется постараться, чтобы его выполнить.

На часах 8:32. Автобусы начинают движение, запускаем секундомер. В городе заметных изменений по сравнению с прошедшим днем не произошло: закрытые повороты по пути следования, сотрудники ГАИ, несущие службу на перекрестках. Со стороны казалось, что это не вполне эффективное решение для того, чтобы освободить выделенную полосу: при виде инспекторов водители перестраивались, а затем спокойно возвращались в свободный крайний ряд. Посмотрим, насколько это повлияет на наш темп.

Есть, правда, одна особенность. Впереди автобусов движется автомобиль Госавтоинспекции.

— Машина не расчищает нам дорогу, она просто едет в потоке. А сотрудники на перекрестках будут участвовать в регулировании потока и при необходимости оказывать помощь для продвижения транспорта Европейских игр, — пояснил Андрей Зырянов.

Как бы там ни было, но автомобиль ГАИ, пусть и с выключенными маячками, и два автобуса за ним в выделенной полосе ассоциируются у водителей с организованной колонной. Пусть так: больше порядка на дороге, автобусы беспрепятственно движутся по проспекту Дзержинского. Сегодня утром здесь по-летнему пусто.

8:35. Трехуровневая развязка

Всего 3 минуты потребовалось, чтобы добраться от Студенческой деревни до развязки проспектов Дзержинского и Жукова. Вполне неплохо. Нужно отметить, это соизмеримо со скоростью метро, а ведь там составы идут под землей, без каких-либо препятствий.

— Обратите внимание: в период проведения соревнований автобусы станут развозить спортсменов начиная с 8:00. С этого момента ГАИ будет осуществлять усиленный контроль, так как необходимо гарантировать, что транспорт Европейских игр будет следовать по своему графику. До 8 часов утра обычным водителям проехать по этому маршруту будет куда проще, — отметил замначальника столичной Госавтоинспекции.

8:37. 1-й Извозный переулок

Еще через 2 минуты пролетаем под окнами офиса Onliner. За день до этого мы видели, что в любое время дня, а утром в особенности, все полосы движения на проспекте были заняты равномерным потоком транспорта, даже присутствие инспекторов не особо улучшало ситуацию. Что произошло сейчас? Неужели водители стали привыкать к транспорту с логотипами Европейских игр в выделенном ряду?

— Вы видите, что никто специально под колеса автобусов не лезет, не подрезает, полоса свободна. Пока мы анализируем обстановку, нет задачи кого-то наказывать. Стараемся максимально довести информацию до людей: не надо ехать в выделенной полосе, в центр на личном транспорте в этот период будет добраться трудно, лучше выбирать альтернативные маршруты. И надеемся на взаимопонимание водителей. Если же в период проведения соревнований кто-то будет мешать транспорту, вести себя неадекватно — будем привлекать к ответственности. В каждом автобусе установлены видеорегистраторы, записи с них при необходимости будут передаваться в ГАИ, где действиям участников дорожного движения будет даваться соответствующая правовая оценка, — предупредил Андрей Зырянов.

8:38. Площадь Богушевича

Вот он, удар по нашему оптимизму. На выезде с проспекта Дзержинского на площадь Богушевича образовался затор, автомобили заняли все свободные полосы, в том числе и нашу, крайнюю левую. Присутствие машины сопровождения лишь немного улучшает ситуацию: водители стараются перестроиться из крайней полосы, но в плотном потоке сделать это непросто. Теряем время.

Между тем еще накануне был закрыт левый поворот с площади Богушевича на улицу Клары Цеткин в направлении улицы Кальварийской. Проехать туда с проспекта Дзержинского можно по Домашевскому переулку — ГАИ настоятельно рекомендует этот маршрут, он пока не загружен. Но это не решает проблему в полной мере. Слишком много машин движется по Дзержинке в направлении центра, а впереди — Немига.

8:40. Немига

Самый сложный участок маршрута. На некоторых участках Немиги предусмотрено всего две полосы для движения в направлении проспекта Победителей. Один ряд выделен для движения транспорта Европейских игр, для всех остальных, получается, будет всего одна полоса.

— Разработаны планы координации, которые мы будем использовать. К примеру, при необходимости можем увеличивать время работы зеленого сигнала на определенных участках, в пиковые часы постараемся минимизировать доступ транспорта в центральную часть города, — отметил Андрей Зырянов. — На Немиге, конечно, сложнее всего. Две полосы, много машин — людям очень тяжело.

Можно обеспечить «зеленую волну» на широченном проспекте, но пролетевший стрелой автобус все равно попадает в это узкое бутылочное горлышко. Мы безнадежно застряли в потоке — сколько времени придется здесь потерять?

Когда автомобили едут, водителям, даже если они оказались в выделенной полосе, несложно уступить дорогу автобусам. Но если транспорт стоит, то полосу не освободишь — просто некуда съехать. Все нервничают, ждут, когда ряд поедет и справа образуется «окно». Приходится надеяться, что туда дадут перестроиться, а это бывает не всегда. Конечно, лучше с самого начала не въезжать куда не следует, но будет настоящим чудом, если на Немиге водители спокойно и терпеливо станут ехать по единственному ряду, оставив соседнюю полосу свободной для кого бы то ни было. Слишком много машин сюда вливается с проспекта Дзержинского. Уменьшить бы этот поток раза в три, вот только как?

Время идет. Теперь автобус движется в ритме обычного городского транспорта в час пик: чуть проехали — стоим, еще короткое продвижение — и снова тормоз. Укачивает.

Вскоре причина затора становится понятнее. Во-первых, здесь достаточно сложный перекресток с улицей Мясникова. Во-вторых, в районе улицы Короля многие поворачивают либо разворачиваются — занята левая полоса. Этот маневр здесь пока не запрещен, хотя не исключено, что и такое решение будет принято по итогам поездки.

— На этом участке придется поставить трех опытных сотрудников, которые будут регулировать поток движения, — констатирует замначальника ГАИ. — Вы видите, пока здесь не все гладко.

В это время «Яндекс.Карты» показывают в Минске только 4-балльные пробки. Вполне благоприятная обстановка, нужно отметить. Красная от напряжения только наша Немига — от площади Богушевича до Городского Вала, где движение, к слову, запрещено.

Мы потеряли 6 минут. Не так много, с одной стороны, но это 20% отведенного на весь маршрут времени. Зато дальше все чисто. Притормозили только возле пешеходного перехода — пропустить людей.

8:49. Проспект Победителей

С Немиги сворачиваем на проспект Победителей. Транспорту Европейских игр можно, всем остальным — нет. Пока здесь на это смотрят лояльно, при большом скоплении транспорта его могут пропустить на поворот. Но когда начнутся соревнования, когда автобусы будут ходить куда чаще, поворот закроют окончательно — нечего даже соваться.

Маршрут до «Минск-Арены» — единственный, где пришлось пойти на такие меры. Сотрудники ГАИ мониторят ситуацию и на проспекте Независимости, и на улице Ташкентской — там должно быть куда спокойнее.

— Необходимо обеспечить беспрепятственное и безопасное передвижение спортсменов, но при этом доставить как можно меньше неудобств горожанам, — отмечают в Госавтоинспекции.

8:52. Стела

На проспекте Победителей замечены экипажи ГАИ из Гомеля, Гродно — в столицу прибыло подкрепление из регионов. Иначе бы не справились: сколько личного состава занято на перекрестках, в сопровождении, а город при этом живет своей жизнью, на дорогах происходит всякое.

Через несколько минут добираемся до проспекта Машерова. Машина сопровождения проезжает на зеленый, а автобусы не успевают. Ничего, экипаж нас дождется.

Возле стелы «Минск — город-герой» установлены трибуны, все украшено. Богатое на события лето — скоро еще День Независимости праздновать, будет парад, водители снова «порадуются».

Едем дальше.

8:54. Площадь Государственного флага

Осталось 8 минут.

— Какая скорость? Быстрее здесь можно ехать? — спрашивает Андрей Зырянов у водителя автобуса.

Вообще, на проспекте Победителей обстановка куда менее напряженная, чем, к примеру, на проспекте Дзержинского. Для следования транспорта Европейских игр отведена крайняя правая полоса — по ней и так нельзя было ездить, она выделена для движения общественного транспорта. Так что конфликтов, даже заочных, здесь куда меньше. Вот только левые повороты закрыты. Тот, кто проехал улицу Мельникайте, вынужден мчаться до второго кольца — на развязке с улицей Орловской можно развернуться. Или поезжайте еще дальше, до улицы Нарочанской.

8:58. «Арена-Сити»

Еще 4 минуты позади, по левому борту уже видна «Минск-Арена».

Кстати, соседство с общественным транспортом в выделенной полосе имеет некоторые особенности. «Гармошка» на Ждановичи движется чуть ленивее, чем автобус спортсменов. И ведь не опередишь. Это замечает начальник отдела организации пассажирских перевозок ГУ «Столичный транспорт и связь» Александр Каптюх. Поступает предложение: нужно, чтобы водители на регулярных маршрутах пропускали специальный транспорт, когда находятся в карманах на остановочных пунктах.

Перед улицей Нарочанской уходим в крайнюю левую полосу — будем поворачивать. Пару маневров, и мы на месте. Неужели успеем?

9:00. «Минск-Арена»

Автобус останавливается в конечной точке маршрута. Все выдыхают с облегчением — 28 минут. Возле арены не заканчиваются подготовительные мероприятия, служба безопасности и волонтеры проходят инструктаж.

— Вы видите, мы приехали в соответствии с графиком, есть даже небольшой запас. Из того, что нужно улучшать, — ситуация на Немиге, где было потеряно 6 минут. Кроме того, можно увеличивать скорость на длинных участках проспектов и там выигрывать еще пару минут, — говорит Андрей Зырянов, проводя оперативную летучку.

От транспортников узнаем, что утром в центре города не было перебоев в работе общественного транспорта на регулярных маршрутах — мы никому не помешали. И 4-балльные пробки — не глобальная проблема для мегаполиса.

— Сегодня мы протестировали самый длинный, самый сложный маршрут, по которому будет ездить транспорт Европейских игр. Мы видим, что ситуация улучшается, все меньше машин занимают выделенную полосу, водители понемногу привыкают к новым условиям. Рассчитываем, что когда соревнования начнутся и автобусы будут так курсировать регулярно, дополнительных проблем не возникнет, всем станет морально легче, все будут видеть, для чего это делается. Но такая тренировка была необходима: мы оценили ситуацию в реальных условиях. Во время игр контроль будет серьезнее, — предупредил замначальника ГАИ.

Некоторые выводы

Из салона автобуса ситуация в городе не выглядела безнадежной. Движение по проспектам в режиме «зеленой волны» оставило самые радужные впечатления — мчались как метро. Очевидно, что автобусы, по крайней мере в сопровождении машины ГАИ, могут беспрепятственно передвигаться по выделенной полосе, причем не было впечатления, что они существенно мешают остальному транспорту.

Закрытые повороты придется перетерпеть. Нет сомнений, что эти меры значительно увеличили скорость движения в прямом направлении. В такой ситуации это безусловный приоритет. Водителям необходимо проявить гибкость, возможно, получше узнать город, открыть для себя новые маршруты. Какой смысл поворачивать налево с площади Богушевича или стоять в пробке на Немиге, если можно проехать по Домашевскому переулку? Даже если маршрут будет чуть длиннее, на него все равно уйдет куда меньше времени.

28 минут заняла дорога от Студенческой деревни до «Минск-Арены». Из них 6 минут мы потеряли на Немиге, но пару минут можно выиграть, если не стоять в заторе на выезде на площадь Богушевича и ехать чуть шустрее по проспектам. Соответственно, «чистое» время — 20 минут. Еще 10 минут закладываются в резерв на случай форс-мажора. Так что вполне реальный норматив. Но есть беспокойство, что любая неожиданность, например мелкое ДТП на Немиге, может пустить все эти расчеты под откос.

Мы наконец увидели, насколько крутым может быть общественный транспорт в Минске. За 20 минут (пусть даже за 28) добраться из одной части города в другую, да еще в автобусе с кондиционером — вот реальная альтернатива личным авто, от которых задыхается город.

Недавно Onliner по просьбе читателя обратился в «Минсктранс» с предложением размещать в салонах общественного транспорта информацию о том, что при работе кондиционера окна и люки должны быть закрыты. Предложение было услышано

Игры закончатся, но пусть бы кое-что осталось: скорость и пропускная способность проспектов, эффективность передвижения по выделенной полосе, приоритет общественного транспорта. Конечно, контроль должен осуществляться иначе: сотрудник ГАИ на каждом перекрестке — это, наверное, не самый эффективный способ. Было бы лучше, если бы эти функции выполнялись в автоматическом режиме камерами фотофиксации, ведь это возможно.

Дополнено. А почему не по МКАД?

Читатели все просчитали и решили: нужно было пустить транспорт Европейских игр по МКАД, а не через город. Действительно ли это такой хороший вариант?

Если бы речь шла об одной только «Минск-Арене» — нет вопросов, маршрут от проспекта Дзержинского до проспекта Победителей по кольцевой автодороге напрашивался бы сам собой. Но во время Европейских игр будут задействованы различные спортивные объекты, значительная часть которых находится на проспекте Победителей. «Минск-Арена» — просто самая дальняя точка, если ехать со стороны города. Соответственно, маршрут до нее охватывает все прочие объекты, на которых будут проводиться соревнования: Дворец спорта, комплекс Palova Arena, РЦОП по теннису, Falcon Club.

Пустить отдельные маршруты к каждому объекту означало бы внести изменения на гораздо большей части города. К Дворцу спорта удобнее ехать через Немигу, а к теннисным кортам — по Домашевскому переулку и проспекту Машерова. Самый очевидный путь к Falcon Club пролегает через второе кольцо — по проспектам Жукова и Пушкина. И по МКАД бы поехали на «Минск-Арену» — так было бы правильнее?

Маршрут Дзержинского — Немига — Победителей хорош тем, что он один. Другие части города изменения почти не затронут. Из неудобств — закрытые левые повороты и Немига, на которой заторы и без того случаются почти ежедневно. Так стоило ли вдобавок ко всему нагружать кольцевую?


II Европейские игры пройдут в Минске с 21 по 30 июня.

экран 5" TFT (800 x 480), процессор ARM11 664 МГц, ОЗУ 128 Мб, флэш-память 4 Гб, камера 1 Мп, Windows CE 6.0
Нет в наличии
экран 7" TFT (800 x 480), процессор MStar 800 МГц, ОЗУ 256 Мб, флэш-память 8 Гб, Windows CE 6.0

Читайте также:

Auto.Onliner в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by