23 078
346
26 октября 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Екатерина Блашко

«Во многом сам генерировал ситуацию». Разбор ДТП с участием мотоцикла и разворачивавшегося Citroen

Красноречивый пример, когда стечение факторов в одно время и в одном месте приводит к дорожному происшествию. Один водитель просто остановился в крайнем правом ряду на аварийке, другой просто перестраивался, третий просто разворачивался, а четвертый просто ехал прямо. В результате произошло столкновение автомобиля и мотоцикла, пострадал молодой человек, управлявший Kawasaki. Разбираем симптоматичное ДТП, которое попало в объектив видеорегистратора.

Что произошло?

Вкратце об обстоятельствах аварии. Она случилась вечером буднего дня (17 октября 2019 года) на ул. Козлова в Минске, прямо возле Дворца искусства.

Как сообщает ГАИ, водитель (1977 г. р.) Citroen C3 совершал разворот на трамвайных путях. Навстречу двигался Kawasaki. Произошло столкновение. Мотоциклист (1997 г. р.) оказался на асфальте, после случившегося его госпитализировали.

Видеозапись происшествия, которую разместил участник нашего форума FlyErMC, дает хорошее представление о том, как развивались события. При просмотре создается ощущение, что мотоциклист пытался уйти от столкновения, но сделать это не удалось.

Анализ ролика: место для разворота, фактор мотоцикла

При просмотре ролика четко видно, что аварии предшествовала цепочка событий. Во-первых, обратите внимание на стоящий в крайней правой полосе Mercedes с включенной аварийкой. Во-вторых — на серебристый Hyundai Santa Fe, который по этой причине вынужден был перестраиваться в средний ряд. В-третьих — на свет фары мотоцикла, который освещал разметку, разделяющую полосы.

— Водитель Citroen, возможно, рассчитывал, что после разворота попадет в крайнюю левую полосу и никому не будет мешать, — предполагает Юрий Краснов. — В этом месте поток в сторону проспекта как раз замедляется. И даже если кто-то будет ехать, то притормозит, пропустит.

Как считает ведущий рубрики, выбор места для разворота не очень удачный. В первую очередь из-за стоявшего напротив на аварийке автомобиля.

— С одной стороны, удобно, что правила разрешают разворачиваться на трамвайных путях практически без ограничений (не считая запрещающих знаков, сплошной линии разметки и пр.), — продолжает Юрий Краснов. — С другой — отсутствие регламентированного места для данного маневра вводит элемент неожиданности.

В этом месте улицы Козлова почти всегда плотный поток. Тем более в час пик. Разворот порой можно выполнить только с помощью других автомобилистов, которые, что позитивно, все чаще и охотнее в Минске уступают в подобных случаях.

— Тем не менее водитель оказывается в сложной ситуации, — анализирует обстановку ведущий «Разборов...». — Надо отслеживать, когда можно выехать на рельсы, не приближается ли попутный трамвай, о чем автомобилисты часто забывают. Затем необходимо пропустить всех встречных, поглядывая к тому же назад. Такая вот каша получается...

По словам Юрия Краснова, в схожей ситуации он предпочитает выполнять разворот на пл. З. Бядули, а не выезжать на рельсы.

Рассматривая обстоятельства этого происшествия, нельзя не затронуть мотоциклетный фактор. Почти весь теплый сезон учетных ДТП с этим видом транспорта в Минске практически не случалось. Однако осенью произошел рост. Данную аварию тоже следует занести в печальный список.

— Что такое мотоцикл? Небольшой, быстрый и не всегда заметный на дороге объект, — замечает ведущий рубрики. — Учтите к тому же, что авария произошла в темное время суток, в условиях недостаточной видимости, в плотном потоке. Одна фара не спасает, ее не всегда видно в такой ситуации, она сливается с другими источниками света (фонари, фары, подсветка рекламы, зданий)...

«Ездить на мотоцикле в плотном потоке в темноте все равно что нырять в озеро с крокодилами»

— Поток двигался 20—25 км/ч, кроме нескольких машин, ехавших чуть быстрее в крайнем левом ряду, — просматривает ролик Юрий Краснов. — А вот мотоциклист появляется в кадре стремительно. Никто до него в ролике с такой скоростью не двигался. Знаете, есть ощущение, что он нарывался на ситуацию. Ведь если бы ехал спокойно, со скоростью потока, то успел бы остановиться за Hyundai и не потребовалось бы даже перестраиваться.

Осмотр места происшествия: пригорок, недостаточная видимость

Повороты налево на перекрестке Независимости — Машерова — Козлова запрещены. Это вынуждает водителей, которым все-таки нужно налево, проезжать пересечение, разворачиваться в первом удобном месте и затем поворачивать направо.

В данном случае самое удобное место для разворота — на трамвайных рельсах.

Убеждаемся, что данный маневр здесь выполняют многие. Большинство подгадывают нужный момент, но некоторые вынуждены ожидать возможности совершить задуманный маневр.

На месте становится очевидным еще один фактор: дорога, если ехать со стороны пл. З. Бядули к пр. Независимости, имеет подъем. Это рождает у ведущего «Разборов...» новое предположение: «Мотоциклист мог ехать на скорости и даже не предполагать, что его ждет впереди. Из-за пригорка водитель Kawasaki, не исключено, не видел автомобили и вынужден был маневрировать».

Если говорить о ситуации с точки зрения организации дорожного движения, то возникает вопрос: а почему бы здесь не упорядочить маневр разворота, как это сделано, например, на ул. Первомайской возле стадиона «Динамо»? Это позволило бы сделать его предсказуемым и безопасным для всех участников процесса.

Разговор с водителем Citroen: «Я не только начал выезжать, а уже выехал в полосу»

Водитель Citroen за рулем с 1998 года. Звоним ему. Виталий говорит, что для него это первое серьезное происшествие. Заметно, что мужчина сильно переживает, сотни раз проиграл ситуацию, но с виной не согласен:

— Конечно не согласен. Он [мотоциклист] ехал со второго ряда. Как я могу быть согласен?

— А вы его видели? — спрашивает Юрий Краснов.

— Как я мог видеть его из-за машины? Третий ряд был абсолютно свободен. Его [мотоциклиста] подрезает Santa Fe. Он выскакивал, когда я не завершил полностью разворот. Деваться мне было некуда...

Наш собеседник утверждает, что обзор был хорошим и пригорок ему не мешал:

— Я не ускорялся, ни от кого не убегал. У меня никого не было, не было помехи... Я немного раньше начал разворачиваться, а он стал выезжать позади меня, внимание переключилось вперед и на Santa Fe.

— Встречным водителям вы должны уступать, даже если они движутся не по крайнему левому ряду, — напоминает о требовании, изложенном в ПДД, ведущий рубрики.

«Перед поворотом налево или разворотом вне перекрестка водитель транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и попутному трамваю» (п. 67 ПДД)

— Представьте, чтобы в центре Минска в час пик не было в ста метрах в трех полосах машин — абсурд полнейший. Как можно это представить? — удивляется Виталий.

Мужчина утверждает, что завершал маневр разворота и мотоциклиста не видел: «Я не только начал выезжать, а уже выехал в полосу».

— А давайте представим другую ситуацию, — предлагает Виталий. — Если бы мотоцикл не менял полосу, а врезался бы в Santa Fe, вы бы вообще звонили мне?

Водитель Citroen говорит, что находится на связи с мотоциклистом: «У него ко мне нет претензий, и у меня к нему нет. Мы как люди поговорили...»

Выводы: «Виновным, вероятно, признают водителя автомобиля»

Как считает Юрий Краснов, с высокой вероятностью именно водителя Citroen признают виновным в ДТП: «Ведь мотоциклист мог перестраиваться по любой другой причине и имел на это право. Автомобилисту же не стоило торопиться. Перед выездом на проезжую часть я бы на его месте остановился и еще раз пересмотрел ситуацию. Ведь перестраиваться мог кто угодно».

— Формально в ДТП мотоциклист не виноват, — заключает ведущий «Разборов...». — Но когда анализируешь обстановку в целом, сопоставляешь его скорость с динамикой попутных автомобилей, то приходишь к выводу, что именно он во многом генерировал эту ситуацию.

«А с учетом, что ты незаметный, с одной фарой, в плотном потоке... Нужно же понимать, что есть риск тебя не заметить. Если бы мотоциклист снизил скорость, ожидая, что кто-то в плотном потоке может перестроиться, ему не пришлось бы внезапно менять ряд и он успел бы спокойно притормозить и остановиться»

— Бывают ДТП, когда потерпевший, по всем юридическим нормам не виновный в аварии, при этом являлся генератором ситуации, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Не надо думать, что другие видят ситуацию так, как видите ее вы...

основная камера: 5 Мп 140°, видео 2592x1944 H.265, G-сенсор, экран 2" 320 x 240
основная камера: 5 Мп 140°, видео 2560x1440 H.264, G-сенсор, экран 2"
основная камера: 8 Мп 162°, вторая камера: 2.1 Мп, видео 3840x2160, GPS, G-сенсор

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. va@onliner.by