Уже долгое время ГАИ проводит регулярные массированные отработки и в городах, и на загородных дорогах. То, что мы привыкли называть «фильтрами»: когда проверке подвергаются практически все автомобили, движущиеся в потоке. Накануне больших выходных Госавтоинспекция Минской области предупреждала о проведении рейдовых мероприятий, одно из них прошло в позднее время в Минском районе, на трассе Р23 (Минск — Микашевичи).
Экипажи ГАИ, фишки, знаки. Огни Минска мерцают чуть дальше, но туда еще нужно доехать. Если все в порядке, проверка занимает совсем немного времени — это правда. Есть проблемы? Тогда водителя приглашают в служебную машину.
Подобные рейды чаще всего проводятся в выходные дни или накануне. Логика понятная: все-таки одной из насущных проблем остается пьянство за рулем. В обществе давно ходят разговоры, что пора еще больше ужесточить ответственность за такие проступки, хотя, если вдуматься, штрафы и сейчас отнюдь не маленькие.
— В соответствии с ч. 1 ст. 18.16 Кодекса об административных правонарушениях, за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических веществ, психотропных веществ, либо передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в таком состоянии, а равно отказ от прохождения в установленном порядке процедуры освидетельствования наступает административная ответственность в виде штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин (от 1275 до 2550 рублей) с лишением права управления сроком на 3 года, — напомнила старший инспектор по агитации и пропаганде ОГАИ Минского райисполкома Анастасия Чечко.
Но и это же не все: за аналогичное нарушение в течение года после привлечения к административной ответственности наступает уже уголовная ответственность: санкция ч. 1 ст. 317-1 Уголовного кодекса предусматривает ответственность в виде исправительных работ на срок до 2 лет, или ареста, или ограничения свободы на срок до 2 лет, или лишения свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. К тому же применяется конфискация транспортного средства независимо от права собственности.
И, нужно отметить, за время специального мероприятия, по крайней мере, на данном участке слуцкой трассы пьяных водителей выявлено не было — позитивный итог.
Другое дело «бесправники». Еще одно серьезное нарушение, которое безоговорочно вызывает общественное осуждение: если человек не получил водительское удостоверение, то нечего за руль садиться, а если права отобрали, значит, тоже была веская причина не пускать такого водителя на дорогу. На некоторых, правда, не действует.
Анастасия Чечко рассказала корреспонденту Onliner, что за время проведения спецмероприятия было выявлено четыре человека, управлявших транспортными средствами без соответствующего на то права. Ст. 18.19 Кодекса об административных правонарушениях — «Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления». За первый раз привлекают к ответственности по первой части: штраф в размере от 5 до 20 базовых величин (от 127,5 до 510 рублей). В случае повторного нарушения в течение года наказание ужесточается (ч. 2 ст. 18.19): штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин (от 510 до 1275 рублей) или административный арест — решает суд.
Кстати, норма, предусматривающая возможность применения административного ареста за повторное в течение года управление транспортным средством лицом, не имеющим на это права, а также передачу управления такому лицу, была включена в КоАП относительно недавно — в 2018-м — как раз с целью исключить появление на дорогах водителей-«бесправников», которые создают потенциальную опасность для других участников дорожного движения.
Нужно между тем быть внимательным, чтобы не оказаться в категории «бесправников». Предположим, водитель дисциплинирован, за нарушения особо не попадается. И случайно забыл, что срок действия водительского удостоверения истек. Он может и не подозревать, что невольно стал нарушителем, но сути дела это не меняет. Поэтому лишний раз проверьте документы.
Вопрос с техосмотром сложный потому, что взаимопонимания между властями и водителями пока не найдено. Все упирается в оплату госпошлины. Обещали изменения, но пока ничего принципиально не переменилось, да и переменится ли?
Напомним, на днях министр финансов Максим Ермолович заявил, что, кроме государственной пошлины, нет другого источника профинансировать расходы по дорожному строительству (как республиканских, так и местных дорог), а также исполнять обязательства по внешним займам, которые привлечены для модернизации основных магистралей в стране.
То, что многие водители игнорируют требования по оплате этой пошлины, а вместе с тем и необходимость прохождения техосмотра, в правительстве знают. Наверное, поэтому, наряду с возможными инновациями в законодательстве, обещают еще сильнее ужесточить контроль на дорогах. Такие вот дела.
К делам нашим. Только сухая отчетность: за время рейда 13 водителей были привлечены к административной ответственности по ч. 5 ст. 18.12 Кодекса об административных правонарушениях — «Управление транспортным средством, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении либо которое не зарегистрировано в установленном порядке». Предусмотренная ответственность — предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин (от 25,5 до 76,5 рубля).
Еще трое водителей были привлечены к ответственности по ч. 3 ст. 18.12 КоАП — «Управление транспортным средством, имеющим неисправности, при наличии которых правилами дорожного движения запрещено его участие в дорожном движении». Такое нарушение влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до одной базовой величины (до 25,5 рубля).
Двух водителей привлекли за нарушения ч. 4 ст. 18.12 КоАП — «Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом, мопедом либо перевозка на них пассажиров без мотошлемов или с незастегнутыми мотошлемами». За это полагается предупреждение или наложение штрафа в размере до одной базовой величины (до 25,5 рубля).
Еще один автомобилист был привлечен к ответственности за нарушение правил перевозки детей. Напомним, что эти требования установлены в пункте 178 Правил дорожного движения. В частности, перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка.
До конца выходных продолжается профилактическая акция «Трезвый водитель». Наряду с массированной отработкой автодорог, рейдовые группы из числа сотрудников ГАИ и других служб милиции общественной безопасности проводят отработку объектов торговли спиртными напитками, увеселительных заведений (кафе, дискотеки, сельские клубы), мест массового отдыха граждан.
По статистике за 10 месяцев этого года сотрудниками были задержаны 3215 водителей в состоянии опьянения, в том числе зафиксировано 139 фактов повторного управления транспортными средствами водителями в нетрезвом виде.
Читайте также:
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by