04 марта 2020 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onliner. Видео: forum.onliner.by

Соблазн. Чем наc так привлекает левый ряд МКАД?

Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onliner. Видео: forum.onliner.by

На форуме уже много лет ходят слухи, будто левую полосу МКАД мажут медом, поэтому там всегда столько автолюбителей. Никакого меда на кольцевой, конечно же, нет. Как и магнитов — эта версия тоже рассматривалась. Тем не менее левая полоса и правда многим кажется до крайности притягательной: за нее держатся, за нее борются, ее не хотят уступать.

Опасная притягательность левого ряда

В левом ряду можно ехать быстрее, но не везде

Возможно, поэтому многие так стремятся ехать именно слева?

В ГАИ Минска корреспонденту Onliner сообщили, на каких участках МКАД в настоящее время максимально допустимая скорость в крайней левой полосе составляет 100 км/ч. В некоторых местах такой скоростной режим действует еще с 2014 года:

  • от улицы Байкальской до улицы Скорины в обоих направлениях;
  • внешнее кольцо от 52,8 до 42,6 км (ориентировочно между Логойским трактом и проспектом Победителей);
  • внешнее кольцо от 41,6 до 38,9 км (ориентировочно между проспектом Победителей и улицей Тимирязева);
  • внутреннее кольцо от 38,9 до 52,8 км (ориентировочно между улицей Тимирязева и Логойским трактом).

Еще на трех участках максимальная скорость в крайней левой полосе была увеличена в конце февраля, после того как были завершены соответствующие подготовительные работы:

  • от улицы Притыцкого до улицы Громова в обоих направлениях;
  • внешнее кольцо от улицы Франциска Скорины до проспекта Независимости.

Как отметили в ГАИ, при повышении скоростного режима учитывается целый ряд факторов, в том числе аварийность на отдельно взятом участке, наличие барьерных пешеходных ограждений (кстати, в прошлом году работа по их установке была завершена практически на всей протяженности МКАД) и многие другие. Не каждый участок кольца чисто конструктивно подходит для движения с большей скоростью. К примеру, в районе пересечения МКАД и проспекта Независимости кольцевая имеет значительное закругление, увеличение скорости там может негативно сказаться на безопасности.

Об общем увеличении скоростного режима на МКАД говорить пока не приходится. Специалисты констатируют, что загрузка кольца в настоящее время весьма значительна, к тому же доступ туда имеет грузовой и тихоходный транспорт, что оказывает влияние на обстановку в целом.

В ГАИ пояснили, что прежде предстоит выполнить большой объем работ для повышения безопасности, в числе которых создание конструктивных полос разгона там, где их еще нет, увеличение их длины, где это необходимо, установка новых ограждений и так далее. В планах и реализация транспортной системы в части создания подсистемы контроля инцидентов и маршрутного ориентирования, что должно уменьшить количество необдуманных маневров.

Читаем правила

Минская кольцевая автодорога расположена в черте города, поэтому запрет на занимание левых полос при свободных правых здесь не действует. Но уместно будет вспомнить другие требования Правил дорожного движения. Пункт 79.2, в частности, гласит: «При трех и более полосах движения в данном направлении занимать крайнюю левую полосу движения разрешается только тогда, когда заняты другие полосы движения, либо для опережения, объезда препятствия, поворота налево или разворота, а также для остановки, стоянки на левой стороне дороги с односторонним движением в случае, указанном в подпункте 138.3 пункта 138 настоящих Правил».

Парадокс. Комментарий Краснова

— На МКАД получилась интересная ситуация. С одной стороны, в некоторых местах кольцевой установлены знаки, разрешающие движение по крайней левой полосе со скоростью 100 км/ч, — рассуждает Юрий Краснов, эксперт в вопросах безопасности дорожного движения. — С другой стороны, в ПДД есть тот самый пункт 79.2.

Выходит, только по крайней левой полосе можно двигаться быстрее, при этом ехать там можно не всегда.

— Организация дорожного движения предусматривает движение по одной из полос со скоростью большей, чем в двух других. Получается неувязка. Одни водители воспринимают это разрешение как возможность опередить поток по крайней левой, а затем вернуться правее, опираясь на пункт 79.2. Другие же придерживаются мнения, что двигаться со скоростью 100 км/ч в левой полосе МКАД только лишь для того, чтобы кого-то опередить, не имеет никакого смысла.

В результате одни используют левую полосу как скоростную и движутся преимущественно по ней, другие с таким подходом не согласны и хотят, чтобы полоса была свободной для совершения опережений.

— Получается нестыковка ПДД с организацией дорожного движения. Возникает желание либо внести дополнение в Правила именно для таких случаев, либо признать, что пункт 79.2 к данной ситуации не относится. Пока же на МКАД продолжают возникать конфликтные ситуации, причем все усугубляется отсутствием наказания для тех, кто превышает скорость, кто «висит на хвосте», моргает дальним светом, опережает и пытается проучить.

Ради принципа не жалко и Panamera?

Теперь о тех самых конфликтных ситуациях. Наш читатель с ником samasebe недавно оказался втянут в типичную для кольцевой размолвку. Достаточно плотный поток во всех полосах, автор видео движется в крайнем левом ряду. Есть ощущение, что водитель Porsche Panamera желает перестроиться туда же из средней полосы. Хотя это не точно — указатель поворота он не включал. Левый ряд ехал быстрее, и наш читатель опередил Porsche. Однако спустя некоторое время этот автомобиль нагнал его.

— Внешнее кольцо МКАД, водитель Porsche Panamera без каких-либо причин вырезал меня в левой полосе, потом предпринял несколько попыток «поучить», а затем ушел вправо и опередил поток по обочине, — рассказал автор ролика.

Можно пофантазировать, что указатель поворота у Porsche не работал либо же водитель по известной ему одному причине не собирался им пользоваться. Объехав машину нашего читателя, водитель резко въехал в левый ряд и затормозил. Маневр опрометчивый: учитывая, что у samasebe работал регистратор, человеку на Porsche было бы непросто объяснить свои действия сотрудникам ГАИ, если бы произошло столкновение.

  • Перед перестроением водитель обязан подавать сигнал световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны либо включена аварийная световая сигнализация, — рукой, убедившись, что его действия будут безопасны и не создадут препятствия для дорожного движения (п. 56 ПДД).
  • При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно, без изменения их направления движения (п. 59 ПДД).
  • Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия (п. 91.5).

В конце концов этот водитель и вовсе выехал на обочину и поехал там. Напомним, что при трех и более полосах движения в данном направлении запрещается производить перестроение даже на крайнюю правую полосу движения в целях опережения по ней (п. 79.3), не говоря уже про обочину, движение по которой тоже запрещено (п. 84 ПДД).


Ладно если бы это был единичный случай, так ведь нет. Люди реально сначала очень торопятся, а затем, позабыв обо всем, находят время поучить друг друга хорошим манерам.


Случается даже, что подобное поведение приводит к реальным происшествиям. В сети появилось видео с моментом аварии, которая, как предполагается, случилась на МКАД 29 февраля. Трудно сказать, когда начался конфликт между водителями и была ли у них необходимость ехать именно по левому ряду. С учетом последствий, к обоим автомобилистам есть серьезные вопросы.

Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by.

Получится ли сэкономить время?

Есть целые теории на тему, какая же из полос МКАД самая быстрая. И некоторые сходятся во мнении, что именно левая. Наверное, поэтому встречаются водители, которые предпочитают ехать там даже тогда, когда все остальные ряды полностью свободны.

Вместе с тем, по мнению экспертов, куда важнее уделять внимание безопасности и не совершать необдуманных маневров — именно это позволит в конечном счете сэкономить время. И даже увеличение разрешенной скорости не имеет здесь определяющего значения.

— Протяженность средней поездки по кольцевой дороге составляет около 7 км. Повышение скорости до 100 км/ч приносит для четверти водителей выигрыш в скорости в 5—7 км/ч, т. е. примерно 15—20 секунд. Вы понимаете, насколько это ничтожно? Сэкономить более 5 минут на МКАД невозможно, даже если будешь проезжать полный круг со скоростью 120 км/ч, — отмечал ранее Юрий Важник, председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте.

Еще раз о грузовиках

Есть еще один весомый аргумент, который то и дело пускают в ход те, кто предпочитает ехать слева: там нет (или почти нет) грузового транспорта и там нет тихоходов.

Действительно, Правила дорожного движения (п. 79.4) определяют, что «грузовые автомобили с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны, колесные тракторы и самоходные машины могут перестраиваться в другие полосы движения левее второй полосы только для объезда препятствия, поворота налево или разворота, а также для остановки, стоянки на левой стороне дороги с односторонним движением в случае, указанном в подпункте 138.3 пункта 138 настоящих Правил».

А транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать более высокую скорость движения по сравнению с указанной, должны двигаться по крайней правой полосе движения, кроме случаев обгона, опережения, объезда препятствия либо перестроения перед поворотом или разворотом (п. 80 ПДД).

О повороте налево или развороте на кольцевой речь не идет, так что перечисленному выше транспорту в крайней левой полосе уж точно делать нечего. Но мы-то с вами знаем, что на МКАД можно увидеть все что угодно, в том числе самосвал, бодро направляющийся куда-то по столь любимой всеми крайней левой.

Нужен надежный свидетель? Автомобильные видеорегистраторы в Каталоге Onliner

Читайте также: 

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by