Внедрение балльной системы, о которой так давно говорят, обретает реальные очертания. После вступления в силу поправок в законодательстве водителям, вероятно, придется держать в уме прошлые нарушения и складывать штрафные пункты. По идее инструмент должен решить проблему рецидивов. Однако в обществе есть обеспокоенность. Эксперт Юрий Важник считает: система полезная, но она должна быть нацелена на реальную опасность и определенную группу участников дорожного движения, а также нести помимо негативного момента для систематических нарушителей позитивные бонусы для дисциплинированных водителей.
На Западе, где балльная система применяется на протяжении последних десятилетий, ее называют demerit point system, или penalty point. Принцип до банального прост: некоторые нарушения получают поинты (штрафные баллы), которые суммируются. Если, например, на протяжении года их число превышает определенное значение, то права у водителя забирают (в одних странах — на три месяца, в других — на полгода).
Таким образом борются с рецидивностью нарушений ПДД. Можно достичь максимума штрафных баллов одномоментно, значительно превысив скорость. Или выйти за пределы лимита многократно, пренебрегая правилами парковки.
Уместно будет вспомнить немецкий идиотентест, который официально называется медико-психологическим обследованием (MPU). На него направляют водителей, попавшихся в пьяном виде, или тех, кто систематически нарушает правила. В Германии рассуждают так: если за короткое время человек 20 раз проигнорировал одну и ту же норму — может, с ним что-то не так? Наверное, стоит его проверить? Вдруг ему не то что за рулем ездить нельзя, а вообще требуется стационарное лечение?
В примитивном виде балльная система существовала еще в СССР. Старшее поколение помнит устрашающий звук клацающего дырокола, с помощью которого сотрудники ГАИ делали прокол в водительских талонах. Три просечки — прощай права.
Архаичный метод исправления водителей отменили. Но через некоторое время стало очевидно, что проблема рецидивов существует, а инструментов влияния на ситуацию нет. Тогда в Кодекс об административных правонарушениях внесли изменения, дополнив некоторые «водительские» статьи повторностью.
За второй случай нарушения в течение года некоторых пунктов ПДД сейчас полагается повышенный штраф или иные наказания.
Однако эта мера недостаточная и не решает проблему рецидивов. Цепочка прерывается на счете два, так как за третье, четвертое, пятое нарушение, в частности, правил парковки следует такое же наказание, как и во второй раз.
При этом повторность эффективно работает со скоростью, когда водитель рискует правами, а также с пьяным вождением, в случае которого грозит еще и конфискация автомобиля.
— Балльная система применяется в развитых странах на протяжении нескольких десятков лет, — говорит Юрий Важник, председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС). — Ее надо внедрять хотя бы по этой причине. Значит, опыт признан удачным, успешным и эффективным.
Как свидетельствует опыт западных стран, благодаря этому инструменту тяжелую аварийность удается снизить на 5%. Для Беларуси это означает, что ежегодно мы будем спасать жизни еще 25 человек, которые не погибнут в ДТП.
Эксперт сразу делает важную оговорку: «Просто скопировать опыт Швеции или США будет неверно. Там балльная система вводилась 30 лет назад, когда еще не были развиты информационные технологии. Сейчас их необходимо использовать для более эффективного управления процессом».
Юрий Важник призывает не ограничиваться привычным алгоритмом действий: выявил нарушение — оформил постановление (протокол) — привлек к ответственности: «На данный момент образ ГАИ прочно связан со штрафными санкциями, и внутри структуры есть понимание, что от негатива нужно уходить. На мой взгляд, введение балльной системы — хороший шанс внедрить позитивный опыт в дорожном движении».
Эксперт проводит аналогию со средствами геймификации, которые используются в качестве оценочных инструментов на разных социальных платформах: например, в Facebook и Instagram есть лайки, в Twitter понравившийся пост можно отметить сердечком, а комментарии на Onliner — заплюсовать.
— Почему этот механизм следует использовать? — рассуждает председатель БАЭС. — Необходимо, чтобы люди включились в процесс. Балльная система — это чистой воды психология, включающая стимул следить за своими действиями, репутацией, предугадывать последствия от неправильных действий.
Этот принцип не новый даже для Беларуси. В сфере автомобильного страхования далеко не первый год применяется система бонус-малус. За безаварийное вождение автовладелец при оплате «автогражданки» может рассчитывать на скидку, а вот в случае попадания в ДТП (по своей вине) будет начислен повышенный коэффициент.
— Понятие «штрафные баллы» рождает ассоциации с негативом, — подчеркивает Юрий Важник. — Это кнут, о котором водителям регулярно и старательно напоминают. Мол, не будешь поступать определенным образом — выпорем. А если человек ведет себя разумно, безопасно? Пороть не будем, но кнут — вот он, рядом висит. В том, что деятельность ГАИ часто окрашивается в наказание, главный минус. Но с помощью системы баллов это можно исправить.
Для сравнения: в Швеции водителей, которые регулярно ездят под камерами скорости и не превышают, поощряют, выписывая «премию» из тех же штрафных денег. Каково?
— Расскажу о небольшом секрете: мы хотим предложить ГАИ систему позитивной мотивации для водителей, — говорит эксперт. — Анализируя поведение автомобилистов и их реакцию на определенные обстоятельства, система может трансформировать репутацию в позитивные баллы.
Например, бонусом для водителя может стать статус приоритета. Автомобилисты, набравшие больше баллов, получат шанс проехать перекресток раньше. В современных условиях предоставить такую премию вполне реально.
Что произойдет в обратном случае, если будет реализован лишь принцип кнута? У эксперта для данного сценария негативный прогноз: «Любой процесс контроля представляет из себя систему управления. Перед тем как ее запускать, нужно четко представлять, на кого следует влиять, за какие именно нарушения, при каких обстоятельствах. Словом, иметь образ объекта, с которым предстоит работать».
С помощью кувалды смартфон не чинят. Штрафные пункты должны применяться для конкретной категории водителей, которые периодически испытывают систему безопасности дорожного движения на прочность. Их необходимо вернуть в число законопослушных автомобилистов, коих у нас абсолютное большинство.
Причем нельзя питать иллюзий относительно исправления всех водителей без исключения. Панацеей балльная система не станет. Существует такой социальный феномен: в каждом обществе есть люди (их около 10—15%), которые не готовы подчиняться нормам. Влиять на их поведение крайне сложно.
— Почему проблема повторности сейчас существует? — рассуждает Юрий Важник. — Есть распространенное мнение, мол, накажем, оштрафуем, посадим в тюрьму, и все разрешится. Но это только в сказке так бывает, а в жизни процесс не прекращается. Лишившись водительских прав, человек снова садится за руль и совершает смертельное ДТП.
Председатель БАЭС делает акцент на том, что жесткость наказания никогда не являлась принципиальным фактором в сфере безопасности: «Рассуждают так: дадим хороший штраф, и все начнут соблюдать. Но ПДД в ряде случаев не совершенны, и хорошо, что в последнее время этот факт признают».
— Если балльная система не будет влиять на снижение аварийности, я буду выступать против этого инструмента, — признается эксперт. — Нормальных людей, чьи действия не несут реальной опасности, наказывать не нужно. Например, на данный момент наказание за нарушение правил парковки в глазах общества выглядят несправедливым: нарушают тысячи, а наказывают несколько десятков.
Необходимо соизмерять социальную опасность с предлагаемым наказанием. Излишняя жесткость для системы губительна. В таком случае станет явным несовершенство ограничений, а сами штрафные баллы потеряют смысл, и водители начнут протестовать, обходить, игнорировать... Самый яркий пример потери контроля над ситуацией — это сфера техосмотра. Введение дополнительного налога, почему-то привязанного к ТО, привело к тому, что многие автовладельцы перестали ездить на станции диагностики. А привлечение за данное нарушение по линии ГАИ воспринимается теперь как придирка.
— Есть так называемая пограничная группа водителей, чье поведение необходимо корректировать, — обращает внимание Юрий Важник. — А если автомобилист ведет себя безопасно, не отступая от нормы, то его менять не нужно. Когда же речь заходит о том, что 80% водителей нарушают, то возникает вопрос к системе — насколько она справедлива и нацелена на повышение дорожной безопасности.
Логично упомянуть камеры скорости, которые не так давно с самого верха были подвергнуты жесткой критике. Повальный поток «писем счастья», как нами было установлено во время специального исследования на МКАД, не влияет на снижение аварийности.
По прогнозам председателя БАЭС, первое время после введения балльной системы будут превалировать чисто технические и потребительские вопросы: сколько штрафных пунктов за это нарушение, сколько за то? А как привлечь? Кто будет считать? Но потом возникнет пласт системных моментов, решить которые гораздо важнее еще на раннем этапе.
— Хотелось бы призвать ГАИ к правильному проектированию балльной системы, — говорит эксперт. — Просто нажать кнопку и начать раздавать штрафы будет неправильно. Все гораздо сложнее. Проводя аналогию, уместно упомянуть эпидемию, которая продемонстрировала, как вирус может сломить устоявшееся устройство мира.
Еще одно опасение связано с тем, что с введением балльной системы вырастет роль ГАИ, а конкретно — сотрудников, принимающих решение о применении штрафных пунктов. Во всем мире количество камер и датчиков, фиксирующих нарушения, увеличивается. В Беларуси же бесперебойно налажен только один автоматический процесс в этом отношении — регистрация превышения скорости, но и его, как подчеркивает эксперт, сложно назвать позитивным.
Фактически конечное решение опять будет принимать человек, а это риск коррупционной составляющей, предвзятости к конкретному водителю и прочие негативные факторы.
— В свое время я выступал против конфискации автомобиля за повторное в течение года управление в состоянии опьянения, — напоминает Юрий Важник. — Но эта норма сработала. Как говорится, иногда и палка стреляет. Поэтому далеко бы я не загадывал. Риски существуют в любом новшестве, однако многое зависит от правил применения системы.
В нашей стране все устроено так, что несовершенство законодательства компенсируется лояльным отношением на местах, и это здорово спасает от всеобщего негодования. А если же неправильный принцип чрезвычайно жесткий, то это приводит к непредсказуемым последствиям.
— Нельзя с водителями играть в волка и зайца, — убежден эксперт. — Хуже всего категоричность: кто-то решает, что за проезд на красный или под кирпич надо лишать прав, — и все будет хорошо. Но это так не работает. По-правильному стоит провести внимательный и серьезный анализ и исключить из списка нарушения, не связанные с фактором аварийности. Если это не влияет на поведение водителей, то не надо заниматься глупостями.
По мнению председателя БАЭС, попадание человека в рамках дорожной инфраструктуры в беду свидетельствует не только о его непосредственной вине, но также и об ошибках создателя и проектировщика системы, которые не все предусмотрели. «Если же подавляющее большинство соблюдают нормы, то система эффективная, и с помощью штрафных баллов ситуацию можно корректировать», — заключает специалист.
Юрий Важник считает, что введение балльной системы приведет к снижению тяжелой аварийности на 2—5%. Но это при условии, что штрафные пункты будут использоваться в гамме системы контроля и с учетом реальных факторов ДТП.
Гонять уместно на приставке. Там хотя бы восстановиться можно
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by