33 909
13 июня 2020 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

«Эта остановка словно мираж». Разбор аварийной ситуации возле трамвайных путей

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

Аварийная ситуация произошла на трамвайной остановке в Минске: водитель Lada едва не сбил выходящих из трамвая пассажиров. По случайному совпадению очевидцем этого стал Юрий Краснов, который зафиксировал случившееся на видеорегистратор. Разбирая ролик, вспомнили, что именно на этой остановке ранее произошло несколько серьезных ДТП. В чем реальная причина ряда случаев? После выезда на место у нас появилось предположение.

«Вероятно, трамвай выпал из поля зрения»

Ведущий рубрики ехал по ул. Я. Коласа в Минске, когда обратил внимание на Lada Largus, приближавшуюся к трамвайной остановке «Белинского»:

— Трамвай уже остановился, у него была включена «аварийка». Однако водитель автомобиля продолжал движение, даже когда двери открылись. Только после того, как одна из пассажирок вышла на проезжую часть, он стал реагировать и принял правее. А потом остановился и не сразу возобновил движение.

Водитель Lada явно был напуган. По словам Юрия Краснова, остановившись перед следующим светофором, он смог рассмотреть, кто находился за рулем: «Это был мужчина в возрасте. Он сильно переживал, что-то испуганно говорил пассажиру».

Судя по видео, автомобилист двигался спокойно, с небольшой скоростью. А появление пассажиров трамвая, очевидно, стало для него полной неожиданностью.

— Думаю, водитель не видел трамвая, точнее тот выпал из поля его внимания, — предполагает ведущий «Разборов...». — Почему? Этому может быть несколько причин. Вероятно, в одном моменте сошелся ряд факторов. Классическая ситуация для ДТП.

А человек из добропорядочного автомобилиста в одночасье становится нарушителем и, возможно, виновником аварии на ровном месте, хотя ничего не собирался нарушать.

У иногородних водителей, которые не сталкивались с трамвайным движением, мало шансов?

Важный момент, о котором стоит упомянуть: на автомобиле были установлены номера Минской области. Почему это существенно?

— В каждом пятом учетном ДТП в Минске фигурирует иногородний водитель, — напоминает статистику Юрий Краснов. — Это не значит, что он обязательно становится виновником происшествия, но четкая закономерность прослеживается.

В наших городах применяется множество решений, светофоры могут быть установлены в разных точках перекрестка, разметка может быть нанесена или не нанесена вовсе. Чтобы разобраться во всех нюансах, нужно проехать в определенном месте не раз и не два.

Трамвайное движение в Беларуси организовано еще в трех городах кроме Минска: Новополоцке, Мозыре и Витебске. Если в один из них приезжает водитель из другого региона, есть вероятность, что про особенности движения вдоль путей последний раз он слышал в автошколе.

— Да что говорить про иногородних, если даже минские водители иногда забывают! — восклицает ведущий рубрики. — Я сам по молодости, несмотря на то, что всю жизнь жил возле трамвайных путей и регулярно ездил на этом транспорте на учебу, все равно попал в неприятную ситуацию. Как сейчас помню, ехал по ул. Козлова. Рядом с перекрестком, где раньше находился кинотеатр «Смена», притормозил трамвай, и я его сразу не заметил. А в следующий момент двери открылись и из салона вышла женщина. Помню ее широко открытые глаза. Я тоже был напуган... Объехал как смог, потому что не успевал остановиться. Обошлось... После этого случая я в такие ситуации больше не попадал.

По мнению Юрия Краснова, пока водитель не столкнется или не станет очевидцем подобного, он вряд ли будет воспринимать трамвай всерьез: «Нету образа опасности, и, соответственно, рефлекс не выработан. Было бы хорошо моделировать такие ситуации на автодроме, но де-факто это не представляется возможным. Что же касается виртуальной реальности, то мне не кажется, что это позволит отработать необходимый навык».

Вот почему важно, чтобы организация дорожного движения была типичной, стандартной и знакомой. Это позволит пешеходу, велосипедисту или водителю при попадании даже в незнакомую среду легко ориентироваться. Таким образом удастся минимизировать пресловутый человеческий фактор и исключить ошибку.

— Нельзя заставлять водителя на скорости в интенсивном потоке выискивать опасность и решать ребус, — подчеркивает ведущий «Разборов...». — Опасность и необходимый алгоритм действий должны быть очевидными.

На этой остановке уже совершали наезды на пешеходов / пассажиров трамвая!

Во время разбора этого происшествия вспомнили, что на трамвайной остановке «Белинского» не единожды регистрировались ДТП при похожих обстоятельствах.

Один из самых громких случаев произошел в конце 2017 года, когда водитель автобуса сбил школьника. «Автобус двигался со скоростью около 60 км/ч, — сообщили тогда в Следственном комитете. — При подъезде к перекрестку с улицей Белинского для него горел разрешающий сигнал светофора. Со слов 54-летнего водителя, в тот момент внезапно для него на проезжую часть вне пешеходного перехода выбежал человек, который двигался относительно него справа налево».

А через несколько месяцев был зарегистрирован похожий случай. Правда, в тот раз пешеход не пострадал.

— Примечательно, что на этой же трамвайной остановке я был свидетелем еще одной аварийной ситуации, — вспоминает ведущий рубрики. — За мной ехал водитель минивэна, который не думал притормаживать. Я попытался предупредить опасность и принял в его сторону, но он не обратил внимания, а только ускорился.

Создалось ощущение, что он вообще не понял, как проехал мимо уголовной статьи.

Что не так с остановкой «Белинского»? Кажется, ответ на этот вопрос мы нашли на месте. Если не знать, что тут находится остановочный пункт, то шансов его опознать у водителя, незнакомого с ситуацией, непросто.

Смотрите сами: знак «Остановочный пункт трамвая» находится высоко и прячется в листве. Разметка едва-едва заметна. Навес остановки, как и пассажиры, ожидающие трамвай, не видны из-за ряда деревьев.

Если смотреть с позиции сидящего за рулем, то обстановка напоминает обычную дорогу.

— А еще все внимание водителя направлено на сигналы светофора, поскольку остановка расположена прямо возле перекрестка, — замечает ведущий «Разборов...». — Вот и получается, что трамвай-то он и не замечает...

Вообще говоря, решение высаживать пассажиров прямо на проезжую часть сейчас воспринимается не просто как странное, но еще и недальновидное. Автомобилей стало больше, людей на остановках — меньше.

— Это как сделать на скоростной дороге нерегулируемый переход, — проводит сравнение Юрий Краснов. — Рано или поздно на нем кого-нибудь собьют. Вопрос времени...

А если еще вспомнить, что многие трамвайные остановки на ул. Я. Коласа (и не только) оборудованы ограждениями, которые направляют людей к пешеходным переходам, то остановочный пункт «Белинского» выглядит как исключение. Точнее, распознать его после череды конструктивно выделенных островков сложно. Ты его просто не ожидаешь увидеть!

— Нельзя, чтобы пути трамвая и автомобилей/пешеходов пересекались. А если они все же пересекаются, то должно быть организовано светофорное регулирование, — считает ведущий рубрики.

В качестве хорошего примера он называет остановочные пункты на ул. Ульяновской: с надежным ограждением, обозначенные яркой краской, имеющие навес: «Уютно, а главное — безопасно. Хочется даже тут жить».

Тренировать внимание, заранее включать «аварийку» и не спешить!

В довершение Юрий Краснов призывает водителей автомобилей тренировать внимание:

— Есть такой психологический прием: смотри́те на дорогу глазами любопытного ребенка. Тогда будете замечать больше объектов, деталей. Например, если бы водитель Lada следовал этому совету, то, увидев сбоку рельсы, стал бы искать глазами трамвай, а значит, и людей, которые могут неожиданно выйти на проезжую часть.

К тем, кто управляет трамваями, у ведущего «Разборов...» такой посыл: заранее включайте «аварийку» и не открывайте двери, пока не увидите, что машины остановились. Это, конечно, не панацея (в аварии с автобусом водитель трамвая долго не открывала двери, однако мальчик вышел на дорогу со стороны тротуара), но все-таки какой-никакой шанс предотвратить ДТП.

Что же касается пассажиров, то от них в данной ситуации зависит многое:

— Не надо выходить на проезжую часть, издали завидев трамвай. Вы ведь не знаете, включена ли у него «аварийка». А покидая салон, не торопитесь, поверните голову. Возможно, это убережет вашу жизнь и здоровье.


— Эта трамвайная остановка словно мираж: вроде бы она есть, но распознать ее водителю, незнакомому с этой особенностью организации дорожного движения, сложновато, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Очевидно, необходимо сделать ее типовой, как выполнены многие другие остановочные пункты: выделить островок безопасности, установить ограждение, обозначить яркой краской. А пока же нам всем — и водителям, и пассажирам — приходится быть внимательными и помнить об образе аварийной ситуации.

Onlíner рекомендует
основная камера: 5 Мп 140°, видео 2592x1944 H.264/H.265, G-сенсор, экран 2" 320 x 240
Нет в наличии

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by