ГАИ высказалась по поводу увеличения размера ответственности пешеходов

 
UPD
23 июня 2020 в 16:47
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by

Не прекращаются обсуждения тезиса «пешеход всегда прав», волны споров на эту тему возникают при каждом резонансном происшествии с участием пешего участника движения. В сети засветилось уже несколько петиций, призывающих увеличить ответственность пешеходов, в частности — в случае аварии. В ГАИ дали понять: в ближайшей редакции КоАП изменений на этот счет не предусмотрено, но инициативу можно выдвинуть в парламент, собрав 50 тысяч подписей.

Первая петиция, под которой подписалось более 4250 человек за ужесточение ответственности для пешеходов, появилась на следующий день после публикации статьи об освобождении Матуса. «Просим рассмотреть возможность увеличения размеров ответственности пешеходов за нарушение ПДД, — говорится в обращении. — Так уж сложилось, что согласно действующему законодательству ответственность за совершение ДТП с участием пешеходов несут водители транспортных средств. Например, если пешеход выйдет на проезжую часть вне пешеходного перехода, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо трезвый, и попадет под колеса ТС — это в большинстве случаев является виной водителя. Нашумевшая ситуация с водителем Дмитрием Матусом, которому не хватило 0,37 секунды для избежания ДТП с пешеходом, вышедшим на проезжую часть вне пешеходного перехода, находящимся в состоянии опьянения, — тому подтверждение. Или ситуация, когда водитель такси сбивает женщину на восьмиполосной дороге вне пешеходного перехода в сумерках. Пешеходы являются участниками дорожного движения наравне с водителями и обязаны нести ответственность наравне с остальными участниками дорожного движения. За ДТП, совершаемые при нарушении пешеходами ПДД, последние должны не только нести ответственность, но и возмещать ущерб, нанесенный транспортным средствам, их владельцам».

В качестве ответа из ГАИ пришло напоминание: «Вид ответственности каждого участника дорожного движения определяется от степени тяжести наступивших последствий в результате ДТП». Тогда, в октябре прошлого года, только начали появляться первые сообщения о предстоящем изменении КоАП. Во второй половине весны этого года законопроект был обнародован: уделили внимание баллам, камерам скорости, градации опьянения. Но темы пешеходов преобразования не коснулись.

К концу мая во время обсуждений новой (планируемой) редакции КоАП вопрос решили, так сказать, повторить. Под петицией «Ответственность пешеходов за нарушение ПДД» подписалось намного меньше людей — чуть более 140. Текст обращения был практически лишен эмоций и составлен намного более грамотно юридически: «Просим рассмотреть возможность инициирования изменений ПДД и КоАП в части ответственности пешеходов за нарушения. А именно в ч. 1 ст. 18.23 „Нарушение ПДД пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)“ отменить предупреждение и изменить минимальный штраф — сделать его фиксированным в размере 3 базовых величин, в ч. 2 ст. 18.23 КоАП, если пешеход находился в состоянии опьянения, изменить штраф от 7 до 10 базовых величин. В случае если совершено ДТП с участием пешехода вне перехода или при переходе на запрещающий сигнал светофора — отменить ответственность водителей. Известно много случаев, когда люди переходят дорогу там, где нельзя, и остается всегда виноват водитель».

На сей раз ответ из ГАИ можно назвать более информативным. «Законодательством предусмотрено изучение всех обстоятельств правонарушения, — говорится в нем. — Предоставлено право обжалования. Законодательная инициатива закреплена Конституцией за президентом, депутатами парламента, правительством, а также гражданами в количестве не менее 50 тысяч человек. Последнее право реализуется в Палате представителей (нижняя палата парламента)». О том, что ужесточение наказания для пешеходов-нарушителей найдет отражение в обсуждаемой ныне редакции КоАП, не говорится.

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь