35 164
522
27 июня 2020 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

«Как на этом перекрестке вообще не попасть в ДТП?» Разбор столкновения Porsche и троллейбуса

Большую дискуссию вызвало небольшое происшествие в Бресте. С одной стороны в нем участвовал троллейбус, с другой — Porsche Panamera. Особенность в том, что они двигались в одном направлении и выполняли один и тот же маневр, а столкновение случилось в спорном месте непосредственно на перекрестке. Юрий Краснов обращает внимание еще на два автомобиля, которые фигурировали в видео.

Что случилось?

В Бресте на перекрестке пр. Машерова и ул. 17 Сентября произошло весьма спорное ДТП. Там столкнулись Porsche и троллейбус, которые двигались в одном направлении и выполняли поворот налево. Этот маневр разрешено осуществлять из двух полос.

— Я взяла наибольший радиус и стала выполнять маневр, — рассказывала Ксения, которая управляла троллейбусом. — Одновременно смотрела, чтобы со встречного направления не двигался автомобиль, а также следила, как проходят токоприемники. Отклонение от контактной сети у меня было максимальным, плюс в этом месте еще есть обесточенный участок.

«Здравомыслящий водитель не полезет под крупногабаритный многотонный транспорт, который имеет 12 метров в длину», — рассуждала водитель.

Однако она ошибалась: когда троллейбус поворачивал, слева от него оказался Porsche (без регистрационных знаков), с которым и произошло столкновение. В результате у лифтбэка оказались повреждены переднее крыло и бампер.

По словам Ксении, протокол был составлен в отношении нее. Женщине назначили штраф в 2 б. в. (сейчас — 54 рубля). «Меня в ГАИ и слушать никто не захотел — покивали головой, мол, все понятно. Решение уже было готово. Причем, как мне сказали, если бы за мое нарушение было предусмотрено лишение прав, то я бы уже ходила пешком», — отметила участница аварии.

В ГАИ подтвердили, что в отношении водителя троллейбуса составлен административный материал по ч. 7 ст. 18.14 КоАП (нарушение правил маневрирования либо проезда перекрестков), а в отношении водителя Porsche — по ч. 5 ст. 18.12 КоАП (управление транспортным средством, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении либо которое не зарегистрировано в установленном порядке).

У многих пользователей Onliner решение ГАИ вызвало удивление. За что привлекли к ответственности водителя троллейбуса? В очередном выпуске Юрий Краснов предложил разобрать ситуацию по полочкам.

— Это характерная проблема для троллейбусов, которые движутся по маршруту в жесткой привязке к контактной сети, — считает ведущий рубрики. — Когда я в свое время вникал в эту особенность, понял, насколько это неудобно. Приходится следить за автомобилями, пешеходами, а еще смотреть вверх, на токоприемники...

«Зачем было замирать на перекрестке?»

Водителю троллейбуса удалось получить видеозапись происшествия, которая была сделана камерой уличного наблюдения. По ролику можно судить о действиях как непосредственных участников аварии, так и окружающих.

— Для начала я бы хотел обратить внимание на два автомобиля, — ставит видео на паузу Юрий Краснов. — Во-первых, на кроссовер, который двигался по пр. Машерова. Вероятно, ему нужно было повернуть налево. Можно предположить, что он пересек стоп-линию, однако остановился не в центре перекрестка и прозевал момент.

В результате замер на пересечении и, можно сказать, невольно спровоцировал дальнейшие действия, которые привели к ДТП.

Если внимательно смотреть ролик, то можно заметить, что водитель кроссовера попытался начать движение, но сразу же остановился. Похоже, он заметил, что с перпендикулярной улицы (17 Сентября), с которой и выезжали троллейбус и Porsche, тронулся автомобиль.

— Поведение водителя кроссовера можно охарактеризовать как несмелое, робкое, — считает ведущий «Разборов...». — Надо быть немного смелее!

11 275-е правило безопасного поведения на дороге: при повороте налево выезжай на перекресток так, чтобы тебя видели водители, которые стоят на красный.

Другой вопрос, что кроссоверу не дали завершить маневр. Это мы плавно переходим к разбору действий человека, который находился за рулем автомобиля, стоявшего перед троллейбусом.

— Как только загорелся зеленый сигнал, он сразу стартовал, не дав возможности кроссоверу повернуть налево, — просматривает видео Юрий Краснов. — Это тоже очень типичная для наших дорог ситуация. В нашем обществе ведь не принято ждать. Это как сначала спросить: «Хочешь конфетку?», а потом резко одернуть руку со словами: «Ну нет, так нет». Если ты на секунду-две замешкался и не воспользовался возможностью, тут же закрывают проезд, потому что их самих сейчас подопрут.

«Исходя из этой логики, водителя троллейбуса признали виновной в ДТП»

При таких исходных данных водителю троллейбуса пришлось выезжать на перекресток. Повторимся, Ксения считала, что к ней никто не приблизится.

Она рассуждала, мол, большое транспортное средство, неужели окружающие не понимают? Не все и не всегда.

— Если бы водитель троллейбуса наблюдала за обстановкой в боковое зеркало, то, возможно, увидела бы автомобиль и остановилась. Тогда ДТП не случилось бы, — считает ведущий рубрики.

По его мнению, ключевой момент состоит в том, что Porsche остановился до аварии, а троллейбус продолжал движение:

— Как это трактуется с правовой точки зрения? Водитель троллейбуса, имея возможность предотвратить столкновение, не оценила обстановку и продолжила движение... Именно исходя из этой логики, Ксению признали виновной в ДТП.

«Контактная сеть имеет обесточенный участок, поэтому на перекрестке нельзя ни тормозить, ни останавливаться»

Чтобы прояснить некоторые моменты, ведущий «Разборов...» звонит самой Ксении. Та рассказывает, что обучалась управлению троллейбусом полгода, а ДТП случилось на четвертый день работы на линии. Этот перекресток она проезжала много раз.

— В тот момент, во-первых, мне приходилось следить, чтобы со встречного направления не появился автомобиль. Не раз бывало, что таксисты проскакивали на мигающий желтый и подрезали, — объясняет женщина. — Во-вторых, именно на данном участке контактная сеть имеет обесточенный отрезок. Поэтому на перекрестке нельзя ни тормозить, ни останавливаться.

По словам водителя троллейбуса, на место происшествия выезжал сотрудник парка, который обучал ее. Он занял сторону ученицы: «У тебя было максимальное отклонение от контактной сети. Еще бы чуть-чуть, и ты „оторвалась“ бы».

— За обстановкой слева следили? — спрашивает Юрий Краснов.

— Я двигалась по своей траектории, не перестраивалась, не обгоняла, — повторяет прежний довод Ксения. — При том что мне приходилось отслеживать ситуацию впереди и сверху. Зачем смотреть налево? Я даже не могла представить, что кто-то решит подлезть под троллейбус...

«У него не „Ока“ и не Lada Granta, неужели не мог уехать?»

Действия водителя Porsche нельзя назвать агрессивными, логика в его поведении прослеживается. Увидев, что проехать бесконтактно не получается, он остановился.

— Единственное, чего я не понимаю, — почему он не мог быстро уехать? У него ж не «Ока» и не Lada Granta. Он мог нажать на педальку и умчаться... — удивляется Юрий Краснов. — Причем сначала водитель Porsche живенько поехал, а потом перестраховался и остановился. Почему?.. Но это его решение. Он так воспринял обстановку.

Любопытно, что перед Porsche двигался еще один автомобиль, и он успешно минул перекресток.

— Давайте зафиксируем еще одно правило: не лезь на изгибе под большое транспортное средство, — формулирует ведущий рубрики. — Водитель Porsche же действовал непоследовательно: после загорания зеленого слегка замешкался, потом ускорился и остановился... Ну раз отстал, так не догоняй!

«Не перекресток, а дурдом!»

Организация дорожного движения на этом перекрестке заслуживает отдельного упоминания. Кажется, придумать еще более изощренный узел сложно.

На этом участке проезжая часть имеет по две полосы в каждом направлении (плюс карман для поворота налево / разворота). А параллельно проспекту с обеих сторон — местные проезды!

На ул. 17 Сентября, по которой двигался троллейбус, — одностороннее движение. Но как раз из местного проезда навстречу может вырулить автомобиль, чего и опасалась Ксения.

Определяющим фактором Юрий Краснов называет отсутствие разметки 1.7, которая обозначает полосы в пределах перекрестка (заметны лишь фрагменты краски). Хотя, по его словам, в 2006—2007 годах в УГАИ МВД приняли решение: наносить ее везде, где поворот налево или направо разрешен из двух и более полос.

— А почему разметки не видно? — рассуждает ведущий «Разборов...». — Либо по ней машины постоянно ездят и она не выдерживает нагрузки, либо была нанесена неправильно.

Будь разметка 1.7 видна четко, было бы очевидно, кто и в какой полосе находился...

— По идее, в городе у маршрутных транспортных средств должен быть приоритет, — продолжает Юрий Краснов. — Однако на этом перекрестке троллейбусы зажаты в рамках узкой траектории. Причем их водители должны также следить за тем, чтобы пассажиры в салоне не упали и не получили травмы. Разве это выполнимая задача?


— Если подходить формально, то водителя троллейбуса можно назвать виновной в ДТП, — подытоживает выпуск ведущий рубрики. — Однако ситуацию надо разбирать в комплексе, и тогда возникает много вопросов. Почему нет разметки 1.7? Что сделано для беспрепятственного движения общественного транспорта? За что наказывать шофера? Кто будет осуществлять социальные перевозки, если таким образом поступать каждый раз? Какие выводы должны последовать после этого решения?..

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by