Герои боевиков, уходя от погони, благополучно проезжают перекресток на красный сигнал светофора, словно им все ни по чем. Юрий Краснов задается вопросом, а может ли быть так в реальности? Может! На втором кольце в Минске в четырех рядах автомобили остановились, чтобы пропустить белый Volkswagen Transporter, водитель которого спокойно двигался на красный. У нас возникла версия: он был уверен, что едет на зеленый, а причиной ошибки могла стать загоревшаяся стрелка. Это к слову о дополнительных секциях и последствиях неправильного восприятия информации или трактовки ПДД.
Опасная ситуация произошла на прошлой неделе на перекрестке пр. Жукова и ул. Пономаренко. Автор видео двигался по второму кольцу на зеленый сигнал светофора, когда ему наперерез выехал белый фургон марки Volkswagen.
— Он резко появился из-за двигавшегося попутно со мной автомобиля. Экстренное торможение и реакция спасли эту ситуацию от серьезных последствий. Одним словом, повезло, — рассказал Дмитрий, предоставивший запись с видеорегистратора.
— Водитель как ехал, так и поехал спокойно дальше, будто ничего не случилось, — возмущался автор ролика. — У меня один вопрос к нему: это что такое было? Может быть, технические неполадки?
Однако у Юрия Краснова, многократно просмотревшего видео, возникло другое предположение: «Мне кажется, водитель белого фургона мог ошибиться из-за загоревшейся дополнительной секции светофора, которая разрешала поворот направо (для его направления). Эта же версия обсуждалась в комментариях».
Свидетелем этой ситуации стал пользователь нашего сайта, который отозвался в комментариях. Ведущий рубрики связался с ним по телефону.
— Очевидцем оказался водитель троллейбуса, — передает его слова Юрий Краснов. — Он не помнит: то ли медленно подъезжал к перекрестку, то ли уже стоял во втором ряду. Справа от него находилась полоса, предназначенная только для поворота направо, а слева находился тот самый белый Volkswagen. По словам свидетеля происшествия, как только загорелась дополнительная секция светофора (для поворота направо), фургон поехал прямо.
Примечательно, что дублирующий светофор с дополнительной секцией установлен после перекрестка. У нас возник вопрос: зачем на нем стрелка, ведь он предназначен для движущихся прямо или поворачивающих налево!
Водитель троллейбуса добавил, что каждый месяц он наблюдает по два-три случая проезда на запрещающий сигнал светофора на этом перекрестке при схожих обстоятельствах. Совпадение?
Поверить, что кто-то в трезвом уме может перепутать зеленый с красным, сложно, но ведь это не единичный случай.
— Хочу обратить внимание, что все произошло в сумерки, когда сигналы светофора воспринимаются иначе, — включает видео ведущий «Разборов...». — Они ярче и лучше заметны. Сигналы буквально вспыхивают перед глазами. Даже если не смотреть прямо на светофор, то краем глаза обязательно заметишь отблеск. Вот почему часто водители воспринимают не форму, а цвет. Тут уместно будет вспомнить про проблему зеленых крестов аптек, которые тоже иногда сбивают с толку.
Водитель мог поверить периферическому зрению, не перепроверить информацию и поехать. Я думаю, что он был уверен в правильности решения и удивлялся, мол, куда они все?
— Сейчас многие автомобилисты во время остановки на светофоре глядят в смартфоны, а краем глаза наблюдают за сигналами, — развивает свою мысль Юрий Краснов. — В таком случае риск ошибиться существенно возрастает.
Он вспоминает о еще одном происшествии, попавшем в объектив автомобильного видеорегистратора. В сентябре 2019 года на пр. Пушкина после загорания дополнительной секции (разрешающей поворот направо) водитель Opel поехал прямо и столкнулся с мотоциклом. Молодого человека, управлявшего байком, доставили в больницу, его пассажирка от медпомощи отказалась.
— То ли автомобилист торопился, то ли недостаточно внимательно отслеживал ситуацию на светофоре, но он словно готовился совершить ошибку, — делится ощущениями Юрий Краснов. — Заметив, что сбоку тронулись машины, и увидев что-то зеленое впереди, он поехал, даже не обратив внимания на приближающийся мотоцикл.
По наблюдению ведущего рубрики обе ситуации объединяет то, что дублирующие (дальние) светофоры оснащены дополнительными секциями (стрелками направо). Это тоже может здорово сбивать тех, кто едет прямо.
Во время анализа ситуации на месте мы стали свидетелями ситуации, схожей с той, которая оказалась в центре внимания в нынешнем выпуске. После загорания дополнительной секции (поворот направо) два ряда пришли в движение. В этот момент водитель Kia, находившийся в третьей полосе, тоже поехал и чуть было не оказался на середине перекрестка. Однако вовремя опомнился и остановился.
По признанию ведущего «Разборов...», он сам несколько раз оказывался в ситуации, когда чуть было не проехал на красный сигнал светофора: «Я уже неоднократно приводил этот пример. Однажды произошел сбой и сигналы стали стремительно меняться. Я с удивлением обнаружил, что двигаюсь на красный».
Нужно также помнить, что сигналы регулировщика имеют приоритет перед сигналами светофора. А машины экстренных служб вовсе могут двигаться на запрещающий...
«Поэтому 2478-е правило: если увидели сигнал периферическим зрением, перепроверьте информацию! — восклицает Юрий Краснов. — Точно ли этот зеленый разрешает вам движение?»
Если смотреть ролик внимательно, то можно заметить: не только автор видео пропустил белый микроавтобус, но также автомобилисты, ехавшие левее. Среагировали и водитель синего Opel, и те, кто поворачивал налево из двух рядов.
— В комментариях писали, мол, фургон был хорошо виден. Конечно! Мы же ищем глазами опасность. Но когда вы в день проезжаете десятки перекрестков, то разве вертите головой, ожидая увидеть, как кто-то едет на красный? Давайте не будем обманывать хотя бы себя, — предлагает ведущий рубрики. — Когда движешься на зеленый, какая возникает картина в сознании? Мне можно ехать, движение через перекресток свободное. Того, что вдруг кто-то появится слева, ты не ожидаешь. Кроме того, автору видео Volkswagen мог быть не виден до последнего момента из-за стойки.
На месте происшествия мы убедились, что стрелка направо для направления Volkswagen (ул. Пономаренко) и стрелка налево для направления автора ролика (пр. Жукова) загораются одновременно. Это тоже имеет значение: автомобили только начинали движение, не успели набрать скорость, и столкновения не произошло.
— Очевидным будет совет смотреть по сторонам, даже если горит зеленый, — рассуждает Юрий Краснов. — Но постойте, не многого ли мы требуем от водителей? Эти действия будут выматывать, отвлекать от отслеживания обстановки впереди и так далее. Это обесценивает и саму идею светофорного регулирования. Получается, мы ему не можем доверять из-за риска, что кто-то может ошибиться?
Как подчеркивает ведущий «Разборов...», такой очевидный проезд на красный (не завершение маневра, а именно проезд) — это нетипичное и маловероятное событие. Стоит ли в нервном напряжении искать того, кто все же будет двигаться на запрещающий сигнал светофора?
— А может, надо что-то поменять в консерватории? — задается вопросом Юрий Краснов. — Скажем, внести коррективы в организацию самого транспортного узла, построив мини-развязку?
Пока же выходом может быть установка светофора для каждой полосы, чтобы исключить риск ошибки.
— Очевидно, что в нынешних условиях подобные ошибки водителями будут совершаться. Требуется изменение организации дорожного движения, — подытоживает выпуск ведущий рубрики. — Конечно, можно сказать, что это человеческий фактор. Но ведь мы должны создать условия, исключающие неверное толкование.
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by