Классик точно подметил, что жителей большого города испортил квартирный вопрос. Но классик не знал, что будет твориться через без малого сто лет на парковках большого города. Как шлагбаумы разделят квартал на своих и чужих, как дома пойдут друг на друга войной, как соседи окажутся по разные стороны этого шлагбаума, будто по разные стороны баррикад.
Перенесемся в квартал, прилегающий к перекрестку улиц Юрия Семеняко и Академика Карского в столичном микрорайоне Сухарево. Несколько многоквартирных домов: «столбики» ближе к проезжей части, еще два здания чуть в глубине. Хорошо видны дворовые проезды и места, предназначенные для стоянки. Любой минчанин с ходу поставит диагноз: острый дефицит парковок.
Обратите внимание на шлагбаум возле дома номер 14 по улице Семеняко. Он появился в начале этого года и отгораживает тупиковый дворовой проезд от парковочных мест. Этот тупиковый проезд, будто аппендицит, не дает покоя всему кварталу.
Важно понимать, что шлагбаум был установлен на законных основаниях, это не было самовольным актом. Теперь одни отстаивают свое право пользоваться преимуществами, которые достались им с появлением этой преграды, другие же категорично возражают. Недовольства с каждой стороны так много, что чаша терпения переполнилась и расплескалась, затопив все пути к нормальным переговорам.
Нет никакой возможности вместить все эмоции в одной статье. Мы предоставим слово двум оппонентам, двум председателям товариществ собственников. Они озвучат аргументы и взгляды, которых придерживаются люди по разные стороны шлагбаума. Итак, к барьеру!
Председателя зовут Александр Федорович. Это он по просьбе товарищества собственников собирал все необходимые документы, занимался согласованием, добивался установки шлагбаума у дома №14 по улице Юрия Семеняко.
К звонку журналиста Александр Федорович был готов. После согласованной по всем правилам установки шлагбаума в районную администрацию и другие инстанции посыпались жалобы от недовольных жильцов соседних домов. Администрация отменила свое же решение разрешить установку шлагбаума и вынесла совершенно противоположное: шлагбаум предписано демонтировать.
В сложившейся ситуации Александр Федорович выступает практически в роли ответчика, пытаясь отстоять уже отгороженную дворовую парковку, представляя интересы товарищества. Он указывает на то, что при застройке квартала дольщики в числе прочего оплачивали и благоустройство территории.
— Это важный момент: не за счет города строились эти парковки, а за счет самих жильцов. И у меня есть кадастровая карта, где указано, кто и что оплачивал, за кем закреплена каждая зона. Отсюда и весьма существенная разница в жировках: у нас, на Семеняко, 14, плата за квадратный метр в два раза больше, чем, к примеру, на Академика Карского, 3, — указывает Александр Федорович. — Поэтому я понимаю жильцов, когда они жалуются на то, что, приезжая во двор в 22 часа, не имеют возможности там припарковаться. Ладно если бы парковка была занята автовладельцами этого же дома — здесь все в равных условиях. Но с какой стати приезжают и паркуются люди из других домов? И не только на парковке, но и на зеленой зоне, на тротуаре?
Председатель преуспел в вопросах согласования и установки шлагбаума.
— Это был долгий процесс. Я собирал и подавал документы, дважды мне отказывали. Я снова все собирал, писал письма, доказывал, рассказывал. Здесь тупиковый двор, это не сквозной проезд, то есть установка шлагбаума была возможна. И, наконец, разрешение было получено. 12 тысяч рублей заплатили жильцы. Причем сам механизм стоит недорого, около 3—5 тысяч, а большая часть затрат ушла на согласование — у меня есть все счет-фактуры, — рассказал собеседник.
Шлагбаум был сдан в эксплуатацию в начале этого года. А уже весной администрация Фрунзенского района, отменив свое же решение, предписала товариществу собственников демонтировать его. Причина — жалобы и протесты.
— Объединилась кучка людей, которым что-то не нравится, они подняли чуть ли не весь район. Они думают: вот ребята поставили себе шлагбаум, отгородились, они городскую землю себе забрали и сейчас им хорошо — а с какой стати? — говорит Александр Федорович.
За шлагбаумом, по его словам, всего порядка 40 парковочных мест. Очевидно, что весь квартал не закроет свои нужды за счет этого тупикового проезда. Председатель отметил, что по просьбе администрации их товарищество собственников пыталось найти компромиссный вариант с соседями, который, впрочем, был отвергнут.
— Возле дома №14 по улице Семеняко есть две парковочки, которые как бы прилегают к дому №3 по улице Академика Карского и №2 по улице Семеняко. Я уверен, что они к этим парковкам не имеют никакого отношения, но мы пошли навстречу, сказали: забирайте эти парковки. Это 16 парковочных мест, но мы отдадим их вашим домам, паркуйтесь там. Но только не на разворотном кольце, только не на зеленой зоне. Мы пошли на это. А они не захотели. Им же надо все, им надо парковаться на детской площадке, на зеленой зоне, им недостаточно 16 мест — им нужно, чтобы мы открыли шлагбаум. Ну откроем, а что дальше? У меня есть идея провести такой эксперимент, чтобы показать, что будет твориться в этом дворе: они же специально сюда поедут.
— Ко мне приходили три-четыре человека, которые прямым текстом сказали: «Мы костьми ляжем, но шлагбаума у вас не будет».
Пока шлагбаум закрыт, на парковке возле дома №14 царит спокойствие. Александр Федорович не отрицает, что в летний период здесь можно встретить свободные места — все-таки многие жильцы разъехались по дачам.
— Думаете, если они заберут места в нашем дворе, это изменит ситуацию? Нет. Но это зависть. Как это, где-то хорошо, как это, кто-то решил вопрос, добился? Дошло до абсурда: эти же жильцы пожаловались в ГАИ на то, что мы во дворе сделали разметку парковочных мест. Теперь ее заставляют стирать, потому что нет проекта. А кто-нибудь подумал, что стоимость проекта в три раза дороже самой разметки? Для чего это? Ведь мы все сделали для наших жильцов. Я пригласил специалистов из компетентной организации, попросил все сделать как надо, пусть без проекта. Нам нарисовали места, в том числе для инвалидов. Но кому-то это не по душе. «Почему у кого-то есть разметка? У нас нет, мы не хотим, значит, и у них пусть не будет», — говорит председатель.
Вернемся к шлагбауму. Поскольку вопрос о демонтаже не урегулирован и находится в стадии обжалования, администрацией было предписано открыть и обесточить шлагбаум. Но с выполнением этого предписания возникла заминка.
— Я получил предписание, и, как должностное лицо, я обязан его выполнить. Поэтому написал в организацию, которая нам этот шлагбаум устанавливала, письмо — заказное, с уведомлением, но пока ответа на него не получил, — пояснил Александр Федорович.
— Наши жильцы там стоят день и ночь. Я упрашиваю их открыть этот шлагбаум, но они отвечают: «Если мы его откроем, то закрыть его мы не сможем уже никогда».
Холодная война продолжается уже не первый месяц. Товарищество собственников, установившее шлагбаум, готово бороться за него в суде.
— Не сомневаюсь, что если бы все решалось по закону, то в суде мы бы выиграли. Потому что установка была по согласованию, решение было законным, я сам прошел для этого все инстанции. Ни один, наверное, шлагбаум в Минске не согласовывался столькими организациями, как этот. Я думал, что уже ни к чему не подкопаешься, — говорит собеседник. — Но я понимаю, где я живу. Администрация скажет: мы так решили. А администрация — это же государство. И на чьей стороне будет суд? И какие законы будут действовать? Поэтому на 99% я уверен, что суд мы проиграем. Но это не означает, что мы не будем бороться — мы пойдем до конца. Я собираю мнения общественности, все документы у меня готовы, я жду только команды от жильцов.
В этой ситуации остается нерешенным еще один вопрос: жильцы, которые скидывались на шлагбаум, потратили в общей сложности почти 12 тысяч рублей. Если будет принято решение о демонтаже, это также потребует определенных затрат. Смогут ли дольщики вернуть деньги, которые потратили на реализацию согласованного с администрацией, но отмененного ею же проекта?
— Люди все сделали по закону, согласовали, заплатили. А теперь нам говорят: вы же за свои деньги и снесете этот шлагбаум. В администрации мне как председателю ответили, что никто и ничего нам возмещать не будет. Я не знаю беспредела большего, чем этот, — отметил собеседник.
— Когда шлагбаум снесут — станет только хуже, вот увидите. Это не сквозной проезд, и его просто наводнят автомобили. Но орган, который сначала дал разрешение на установку шлагбаума, теперь почему-то поддался требованиям горстки горлопанов и идет у них на поводу — вместо того чтобы увеличивать количество парковочных мест — это было бы решением проблемы.
По другую сторону шлагбаума находится соседнее товарищество собственников. Его председатель — Владимир Николаевич — оппонирует своему коллеге.
— Проектирование этого района велось в 2009—2010 годах. На тот момент здесь вообще не было такой застройки, а была деревня. Первый проект застройки — микрорайон №3 — включал в себя комплекс из одиннадцати домов: девяти 15-этажных «столбиков» (от Академика Карского, 5 до Семеняко, 30) и двух панельных домов (№14 и №22 по улице Семеняко), — рассказал собеседник.
По его словам, как правило, для каждого дома были сформированы ЖСПК. Исключение составляли три дома, объединенные в товарищество собственников: №14 и №26 по улице Семеняко и №5 на Академика Карского.
— Важный момент: каждый дом проектировался по отдельности, но все благоустройство вокруг велось комплексно. Допустим, если для одного дома нужна была детская площадка и для второго дома тоже, а по отдельности их сделать возможности не было, то для двух домов делали как бы одну общую детскую площадку. То же самое с площадками для вывоза крупногабаритного мусора, то же самое и с парковками, — отметил Владимир Николаевич.
— Как это рассчитывалось: есть дома с определенным количеством квартир. Все они суммировались, получалось общее количество квартир в микрорайоне. Это число делилось на нормативный показатель, и так выводилось число парковочных мест, которые необходимо было запроектировать.
Теперь понимаете, почему во дворах не хватает парковок для всех желающих? А при проектировании таких вот микрорайонов специалистам не всегда удается разместить нужное количество мест рядом с каждым домом, и стоянки располагаются чуть поодаль, на свободной территории. При этом общий нормативный показатель соблюдается, хотя и не вполне понятно, кому и сколько мест в итоге отведено.
— Все ЖСПК и все товарищества оформляли документы в том числе на землю. Ни у одного дома не было вообще ни одного парковочного места в собственности или в аренде. И получилась следующая ситуация: вот в этом товариществе, которое состоит из трех домов, решили поставить шлагбаум, причем даже два. Сразу скажу, что проблема не только в шлагбауме у дома №14 по Семеняко. Просто с него начали, — сказал председатель.
Владимир Николаевич отдает должное усилиям Александра Федоровича по согласованию и установке шлагбаума, но все же считает первоначальное решение районной администрации ошибкой.
— Я согласен, что процедура согласования установки шлагбаума с их стороны была проведена очень серьезная. Они собирали документы, отправляли в администрацию, администрация смотрела. Сразу оговорюсь, что никто нам точно не сказал, когда, какого числа кто-нибудь из администрации выезжал на место и разбирался в ситуации. При этом если взять любой дом, взять парковку и не показывать другие дома, то администрация района без проблем согласует установку шлагбаума. Я сам, как проектировщик, могу нарисовать любой план так, что будет казаться, будто парковка относится конкретно к этому дому и ничьи интересы не будут ущемлены. Можно сказать, что администрация поторопилась с решением, не разобравшись в ситуации, не подняв всю документацию. Уже потом там увидели проблему, начали выезжать, начали встречаться и обсуждать текущую ситуацию. Поднимался вопрос о том, чтобы нам выдавать какие-то ключи от этой парковки, — отметил собеседник.
— Комплексно проблема заключается в том, что парковочные места, которые проектировались комплексно для всех жильцов, взяли и отдали конкретным людям, одному товариществу.
Говоря еще проще, мест не хватало и раньше, но теперь их не хватает сильнее. Вплоть до того, что стали считать инвалидные места: какие на чьей территории оказались и где в них большая потребность.
— Самое смешное, что в этом товариществе упирают на то, что у них есть справка от УКСа о том, что они платили за парковочные места, инженерные сети и благоустройство индивидуально, так как они строились как дольщики. Но они умалчивают о том, что каждый из ЖСПК, когда заключал договор на строительство и проектирование, подписывал документы не только на строительство жилого дома, но и на устройство инженерных сетей, улично-дорожной сети. То есть каждый жилец микрорайона платил за строительство того, что находится возле дома, — подчеркнул Владимир Николаевич.
Вариант с передачей части ключей от шлагбаума не прошел. И едва ли мог пройти. Не смогут 100 человек между собой мирно поделить 16 парковочных мест.
Председатель уже упомянул, что, кроме этого шлагбаума, есть и еще один. Он установлен между жилыми домами №3 и №5 на Карского.
— Там вообще абсурдная картина. Если шлагбаум у дома №14 по Семеняко ущемляет в большей степени интересы жильцов дома №22, ну и наши тоже, потому что мы за домом парковались, то парковочные места между домами №3 и №5 по Карского как бы огибают дом №5 по Карского. А у дома №3, получается, своей парковки и нет. Даже если поровну разделить парковку между домами №2 и №3 на Карского, то выходит всего 9 парковочных мест на дом. А они поставили шлагбаум у дома №5 на этой улице, забрав себе там 40 парковочных мест, — рассказал Владимир Николаевич.
Это принцип домино: жильцы одного дома, оставшись без парковки, едут парковаться к соседним домам. Как результат — там нехватка мест, плохое настроение, косые взгляды в сторону соседей. А за шлагбаумом, как всем кажется, дела обстоят куда лучше. На кого при таком раскладе будет изливаться общественный гнев?
Жильцы других домов, по словам председателя, возможно, и не против сами установить шлагбаумы для каждого дома, но в свете разразившегося скандала никто и не надеется, что подобное согласуют.
Ну а что дальше, вы уже знаете: решение администрации о демонтаже шлагбаума, затем другое, промежуточное об обязательном открытии. Неисполнение этого решения стало приводить к реальным конфликтам. Водители, в частности, используют такой метод: паркуются вплотную к шлагбауму, перегородив проезд и туда, и оттуда. Случается перепалка, вызывают милицию. Приехавшие сотрудники выслушивают мнения противоборствующих сторон, видят документы, в которых одно решение администрации исключает другое решение администрации, — как в этом разобраться?
— Ситуация разруливается двумя путями: либо остальным жителям бесплатно (потому что они не готовы платить) предоставляются компенсации и альтернативы, обустраиваются новые парковочные места, либо оба шлагбаума нужно открывать, — считает Владимир Николаевич.
Брейк!
Ситуация сложная — это подтверждают и в администрации Фрунзенского района. К комментарию специалистов мы еще вернемся, а пока же поделимся некоторым наблюдением.
Оба председателя, отстаивая противоположные точки зрения, рассуждают во многом схожими категориями. Они оба, в частности, признают, что вне зависимости от судьбы шлагбаумов проблема квартала с парковками не решится путем передела — нужно больше места.
И Александр Федорович, и Владимир Николаевич указывают на то, что можно было бы расширить парковки за счет некоторого пересмотра границ зеленой зоны во дворах. Использовать пустырь вблизи домов, обустроить пустующие пока площади на противоположной стороне улицы Семеняко или в другой стороне, в районе улицы Маршала Лосика. Там, кстати, по слухам, собирались строить многоуровневый паркинг, ради чего даже вырубили березовую рощу. Но продавать машино-места по 20 тысяч долларов в эквиваленте оказалось сложнее, чем губить деревья, и проект заморозили.
Если бы председатели всех домов в этом квартале объединили усилия для того, чтобы обустроить территорию наилучшим образом, а не бороться друг с другом за мизерное количество мест, которое все равно никого не спасет, возможно, их общий голос и был бы услышан.
В управлении по архитектуре и строительству администрации Фрунзенского района города Минска корреспонденту Onliner с готовностью прокомментировали ситуацию. Во многом там подтвердили факты, представленные обоими председателями, и нет нужды повторяться. Но некоторые моменты заслуживают отдельного внимания.
О согласовании шлагбаума у дома №14 по Семеняко
— Разрешение на установку было выдано далеко не сразу — мы дважды отказывали. И товарищество понимало, что это проблемное место. Но затем в администрацию было представлено согласие коммунальной организации, использующей этот проезд, на установку шлагбаума. На тот момент существовал нормативный документ — решение Мингорисполкома №2786 «О некоторых вопросах установки устройств, ограничивающих движение транспортных средств на придомовых и внутридворовых территориях». И установка была согласована, — рассказали в управлении.
О попытке договориться
Когда назрел конфликт и в администрацию посыпались жалобы от жителей соседних домов, была сделана попытка найти компромиссное решение. На место выехали специалисты, посчитали квартиры, посчитали парковочные места, чтобы распределить все поровну. Именно тогда товариществу, установившему шлагбаумы, предложили поделиться ключами от него — речь о тех самых 16 местах, о которых упоминал Александр Федорович. Почему же эта инициатива заглохла?
— Тогда один из домов сказал: «Нет, так не пойдет. Вы должны нам выдать 100 чипов, чтобы мы всем домом въехали туда», — приоткрыли тайну в управлении.
С таким ультиматумом, понятное дело, никто не согласился.
О решении демонтировать шлагбаум
— Несколько жителей после установки шлагбаума у 14-го дома по Семеняко обратились с жалобой в прокуратуру. Прокуратура стала разбираться и постановила, что на сегодняшний день отменено соответствующее решение Мингорисполкома. С учетом этого нет оснований для существования каких-либо ограничений доступа на городскую территорию, — рассказали в управлении по архитектуре и строительству.
Как помнят читатели, прокуратура города Минска пришла к выводу, что решение Мингорисполкома №2786 не соответствует действующему законодательству, а следовательно, выданные разрешения подлежат отмене.
Администрация Фрунзенского района получила прокурорское представление о принятии мер по недопущению нарушений законодательства. Это объясняет, почему в такой короткий срок были вынесены два взаимоисключающих решения относительно шлагбаума у дома №14 по Семеняко.
Поскольку решение о демонтаже шлагбаума может быть обжаловано в суде, то с радикальными мерами не торопятся, однако, чтобы исполнить представление прокуратуры, было выдано предписание отключить шлагбаум и поднять его. Предписание, которое пока не выполняется.
— На сегодняшний день в Комитет землеустройства для рассмотрения направлены материалы о принятии мер в отношении товарищества, потому как налицо нарушения законодательства. И в ближайшее время мы планируем вернуться к вопросу о демонтаже шлагбаума, — заявили в управлении.
О шлагбауме между домами на улице Академика Карского
А вот по нему решения прокуратуры нет, и о демонтаже этого устройства речь пока не ведется.
О позициях некоторых товариществ
— Понимаете, есть товарищества, которые что-то делают для удобства своих жителей, а есть нахлебники. Мол, мы сами делать ничего не будем, но будем пользоваться прилегающими благами, — отметили в управлении.
Возможно, речь о том, что товарищества могут не только что-то требовать и претендовать на соседние парковки, но и выступать с инициативами созидательного плана, в том числе с предложениями обустроить дополнительные парковочные места. Это вновь приводит к идее сотрудничества, а не противостояния.
Но пока эта история не о том, как соседи умеют договариваться.
Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by