426
27 июля 2020 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

В каком виде приезжают «электрички» из Америки и что со всем этим делать?

Риски приобретения машины на страховых аукционах США существовали всегда, но в случае с электромобилями они возрастают. Что если батарея залита соленой океанской водой? Как не нарваться на «куклу», небрежно подготовленную для продажи американскими перекупами? Как адаптировать EV к белорусским условиям? Ну и главное: можно ли частично отремонтировать батарейку? Говорим о нюансах с сотрудниками небольшой компании, которая специализируется на обслуживании «электричек».

В данной публикации мы не затрагиваем вопросы кузовного ремонта, покраски и полировки автомобиля. В этом смысле EV, понятное дело, не отличаются от машин с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Нам интересно другое: можно ли достойно обслужить «электричку» в Беларуси, во сколько это обходится и о каких проблемных местах нужно знать при покупке такого транспортного средства из-за океана.

О небольшой компании, которая специализируется на обслуживании и ремонте в первую очередь электрической части EV, мы узнали от тех, кто одним из первых ввез автомобиль на электротяге в Беларусь по льготным условиям. Специалисты СТО не первый год в теме, сами владеют электромобилями и неплохо изучили особенности всех ходовых моделей.

На площадке, когда мы туда приезжаем, оказываются исключительно BMW i3. Возникает вопрос: этот электромобиль такой популярный в Беларуси или с ним слишком много проблем?

Ребята усмехаются: «Нам в самом деле пора переименовываться в BMW-сервис... А если говорить серьезно, то это просто совпадение. Обслуживаем разные EV, а также гибридные автомобили».

Так, при нас в сервис обратился владелец Chevrolet Bolt, который решил заменить порт зарядки. Ранее тут бывали Nissan Leaf, Chevrolet Volt и др.

Что касается гибридных автомобилей, то, по словам представителей компании, когда батарея выходит из строя, многие решают избавиться от машины, хотя есть недорогая технология восстановления аккумулятора.


Проводка

Руководитель компании Денис Мухарский показывает нам один из BMW i3, у которого характерная история. Нынешний владелец покупал автомобиль на американском аукционе. Было указано, что машина побывала в незначительном ДТП, но имелся статус run&drive (в переводе «заводится и едет»).

Увы, после прибытия в Беларусь выяснилось, что автомобиль не заводится. Открыв капот, владелец понял, что данные с аукциона не соответствует действительности: машина явно побывала в серьезном ДТП, причем удар пришелся на переднюю часть. Что уж говорить, если даже лонжероны смяты! Похоже, нечистые на руку американские перекупщики (а этот бизнес за океаном тоже процветает) попросту подготовили «куклу» и заново выставили лот.

Денис Мухарский
Отметим, что фирма, консультирующая при выборе и покупке автомобиля из США, должна предоставлять клиентам информацию не только об автомобиле, но и о продавце. Есть разнообразные способы вычислить подлог. Случается, американская компания выкупает битый автомобиль, наводит марафет, а потом снова выставляет на аукцион как неповрежденный в ДТП. Это элементарно выяснить.

— В данном случае основной проблемой было то, что машина не заводилась, — объясняет специалист. — Судя по всему, заднюю крышку в багажнике открывали, хозяин автомобиля обращался к автоэлектрикам, но те установить причину не смогли.

Особенность BMW i3 в том, что по периметру кузова размещена сеть проводов. Эдакие нейроны, разрыв в цепи которых приводит к сообщению об ошибке на бортовом компьютере.

— Дело в том, что в США спасатели, которые выбывают на место происшествия с электромобилем, обрезают этот кабель для предотвращения возгорания и короткого замыкания, — уточняет Денис Мухарский. — Только после этого инструкция позволяет им приступать к спасательным работам. А вот обнаружить разрыв в этой части проводки довольно сложно.

По словам руководителя СТО, в данном случае работы по восстановлению проводки обошлись в 240 рублей. Теперь машина заводится.

Основная батарея

Наибольшее число фобий относительно электромобилей связано с батареей. На сколько ее хватит после пробега по США? Какова остаточная емкость? Можно ли восстановить в случае повреждения?

— Честно говоря, измерить остаточную емкость элементарно. Это не секрет: на YouTube масса роликов на эту тему, — заверяет Денис Мухарский. — Достаточно подключить OBD-шнур и установить бесплатное приложение на смартфон.

Но, как говорят специалисты, они крайне редко проводят такую процедуру. По их мнению, эта тема не заслуживает того внимания, которое ей часто уделяется на форумах:

— Завод-изготовитель обычно заявляет, что остаточная емкость батареи после 1200—2000 циклов полной зарядки (у разных производителей по-разному) составит не менее 80%. Возьмем самый простой электромобиль — Nissan Leaf первого поколения. На одной зарядке он проезжает до 100—120 км, проверено на собственном опыте. Умножаем на среднее число циклов — 1500. Получается 180 тысяч километров. Только после этой отметки батарея может деградировать до 80% остаточной емкости. А если же учесть, что сейчас покупают в основном автомобили на электротяге с запасом хода 350—400 км, то получится, что при том же пробеге на заряд ему придется потратить меньше циклов. Соответственно, точка Х переносится на отметку в 500—600 тысяч километров. Это огромный пробег для обычного автомобилиста. В таком случае батарея продолжит работать и остаточной емкости будет достаточно.

А вот это уже реальная проблема! Нам демонстрируют батарею, которую сняли с еще одного BMW i3. Видел ли кто-нибудь, как устроена батарейка изнутри? Знакомьтесь! Всего 96 ячеек, объединенных в 8 модулей, каждый из которых оснащен контроллером. И все это балансируется главным контроллером.

По словам специалистов, частичный ремонт батареи возможен. Бэушные элементы можно извлечь, заменить, скоммутировать... Но только не в данном случае.

Для владельца BMW i3, с которой сняли батарею, неприятным открытием стало то, что машина оказалась «утопленником». Самое паршивое: соленая вода из океана попала внутрь батарейки, произошло короткое замыкание, а в довершение корпус зачем-то взломали ломом (скорее всего, чтобы слить воду).

— Данная батарея восстановлению не подлежит. Мы предлагали заменить «погибшие» ячейки на новые с большей емкостью. В таком случае запас хода автомобиля достигал бы 300—350 км, — к разговору подключается Антон Мышленник, который раньше работал тестировщиком, но нашел призвание в обслуживании автомобильной электроники. — Это довольно длительный и нудный процесс. Пришлось бы адаптировать корпус под новые элементы, скоммутировать все 96 ячеек. Это заняло бы около 3—4 недель.

Стоимость восстановления обошлась бы владельцу автомобиля в 6000 у. е. в эквиваленте. Хозяин машины, впрочем, выбрал другой выход: решил приобрести бэушную батарею за $3700.

Интересно, что, по словам наших собеседников, бэушные зарядные элементы можно вторично использовать, например, в качестве солнечных батарей или генераторов (для стрит-фуда, когда есть ограничения по шуму и другим нормам).

синий, хетчбэк, электро, автоматическая, передний привод
7500$ / 6342€
хетчбэк, электро, автоматическая, передний привод
9750$ / 8245€
черный, хетчбэк, электро, автоматическая, передний привод
10 150$ / 8583€
Автобарахолка
мобильное приложение

Стартерный аккумулятор

Говоря про основную для электромобиля батарею, нельзя не упомянуть про стартерный аккумулятор. Специалисты рекомендуют владельцам в прошлом американских EV быть готовыми приобрести такую АКБ: «Раньше на аукционах в Америке их отключали, потом стали обрубать провода, теперь и этого не делают. В результате стартерные аккумуляторы обычно разряжены в ноль».

Подзарядить стартерный аккумулятор можно, по словам наших собеседников, с помощью специального зарядного устройства. Однако после длительного простоя (а это несколько месяцев минимум, пока машина находится на аукционе и доставляется в Беларусь) батарея может деградировать, и ее дальнейшее использование не рекомендовано.

Технические жидкости

Моторное масло в электродвигатель, слава богу, лить не надо. Разве что в бензогенератор, если продолжать разговор про BMW i3.

А вот охлаждающей жидкости потребуется, как правило, больше, чем для радиатора автомобиля с ДВС. К тому же иногда нужен особенный антифриз. «Например, охлаждающая жидкость, используемая для Nissan Leaf, обладает повышенными антикоррозионными свойствами», — посвящают специалисты.

— С BMW на электротяге все сложнее, — уточняет Антон Мышленник. — В частности, в моделях с бензогенератором (Range Extender — REX) батарея охлаждается фреоном. Это напоминает заправку кондиционера. Однако есть нюанс: в модификациях до 2017 г. в. использовался старый газ, найти его в Беларуси не проблема. А вот для тех, что выпущены после 2017 года, нужен фреон нового поколения, который у нас в дефиците. Хорошо, что в случае герметичности системы его замена не требуется. Его заправляют один раз за все время эксплуатации.

В руках Антона Мышленника канистра с оригинальным антифризом BMW

Также сотрудники компании рекомендуют сразу же заменить тормозную жидкость. Рекомендации ровно такие же, как и для обычной машины: ТЖ гигроскопичная, то есть впитывает влагу, что снижает эффективность тормозной системы и в целом вредит ее элементам. Требуется замена раз в два года.

Еще одна рекомендация: замена масла в редукторе, который раздает крутящий момент на колеса. Стоимость литровой емкости такой жидкости, предназначенной для Nissan Leaf, составляет чуть более 30 рублей.

Порты/кабель

Одной из основных проблем для владельцев американских электромобилей становится адаптация к системе зарядок и разъемов, принятой в Европе и, в частности, на станциях Malanka в Беларуси.

Ситуация в чем-то напоминает то, что происходило относительно недавно с мобильными телефонами. В Европе приняты одни стандарты, в США — другие, в Китае — третьи.

— На самом деле, решений много, — говорит Денис Мухарский. — Например, можно купить переходник. Полуметровый обойдется в 250 рублей, пятиметровый — в 400 руб. Адаптер вставляют в кабель зарядной станции, а потом — в разъем автомобиля. Минус в том, что его могут достать из гнезда машины (нет системы блокировки) и вы останетесь без заряда.

Другой способ — это замена порта на европейский стандарт. Есть мнение, что эта процедура небезопасная. Однако специалисты уверяют: «В данном случае происходит замена одной детали на другую без вмешательства в конструкцию автомобиля. При этом потребуется замена программного обеспечения».

Замена на порт CCS Combo 2 (европейского стандарта) стоит 960 рублей. Зарядка к ней обойдется еще в 400 руб.

Программное обеспечение

Иногда владельцы EV просят также русифицировать меню (услуга стоит 40 рублей), установить навигацию и перевести систему измерений с миль на километры. В дорогих моделях, где есть адаптивный круиз-контроль, предлагают активировать опцию по распознаванию дорожных знаков.


Настороженное отношение к электромобилям сохраняется и после вступления в силу льготных условий растаможки. Нередко опасения небезосновательны. Так, поговаривают, что на таможенной площадке в Колядичах находятся около двух десятков Tesla со снятыми (вероятно, еще в Америке) батареями (если вы оказались в такой ситуации, то отзовитесь). Тем не менее покупка проблемной «электрички», как выясняется, не приговор, хотя приведение ее в порядок и сопряжено с немалыми дополнительными затратами.

серый, хетчбэк, электро, автоматическая, задний привод
20 500$ / 17 336€
синий, хетчбэк, электро, автоматическая, передний привод
7500$ / 6342€
черный, аварийный, седан, электро, автоматическая, задний привод
24 000$ / 20 295€
Автобарахолка
мобильное приложение

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
Без комментариев