НАН обещает: запас хода у белорусского электромобиля будет 500 километров

 
15 371
26 января 2021 в 16:16
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by, ctv.by
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by, ctv.by

На прошлой неделе в Совмине прошла защита госпрограммы по развитию электротранспорта на ближайшие пять лет. Ее утвердили с замечаниями. Представитель НАН в ходе обсуждения программы заявил, что сейчас идет процесс создания белорусского электромобиля с «целым рядом новинок, которых нет у других разработчиков: это и инверторы, и накопитель (или конденсатор энергии), это и ходовая часть, и другие эксклюзивные вещи, пока секретные».

«Мы работаем над электромобилями, над моделями широкой востребованности, среднего класса, которые будут доступны широкому кругу населения, всем потребителям, — заметил председатель президиума НАН Беларуси, Владимир Гусаков, в сюжете СТВ. — Это пока не автомобили суперкласса или экстракласса, хотя и такие задумки у нас есть, чтобы мы могли провести кастомизацию и по требованию любого потребителя, пользователя сделать любые опции. Но сейчас мы создаем и создали надежный автомобиль для широкого пользователя. Как быстро сможем наладить массовое производство, зависит от того, как быстро мы сможем провести переговоры, как быстро мы сможем договориться и создать экспериментальное производство».

Отдельно речь зашла о технической начинке: «Запас хода зависит от мощности, целевой установки. Запас для велосипеда может быть 50 км, для автомобиля малого класса может быть 200—400 км. Мы работаем над тем, чтобы в среднем запас хода был 500 км. Кроме накопителя, большое значение имеет ведь и двигатель — это тоже уникальная разработка белорусских ученых, достаточно удачная и успешная наработка. Мы сейчас работаем над целым рядом наших электродвигателей для автомобилей разного пользования. Я не знаю, чем они будут отличаться от Tesla. Все параметры, которые мы закладывали, они выдерживают. Это надежность, долговечность, эксплуатация в разных экстремальных условиях, в условиях сильного холода, высокой жары. Мы делаем все, чтобы в целом по стоимости автомобили были доступны нашим потребителям. Мы еще рассматриваем вопрос в том плане, чтобы этот накопитель, конденсатор был съемным. Не надо приезжать, включать и долго ждать (три-четыре часа), пока он будет заряжаться. Есть быстрая заправка — 15—20 минут. Накопитель должен быть съемным: приехал на станцию, сдал свой, поставил другой и поехал. Так должно быть. Это возможно. Думаю, так и будет».

Представитель НАН уточнил: «Речь идет о принципиально другом автомобиле, не о Geely. Именно белорусский автомобиль с полной белорусской начинкой. В вопросе создания батареи применяем разные методы. И традиционные пытаемся у себя производить (литий-ионные), но они дорогие, поэтому мы пошли другим путем. Мы пытаемся сейчас экспериментировать с накопителями на графеновой основе и графено-свинцовые накопители делать. Это последняя разработка, такие модели у нас уже отработаны, в январе они проходят экспериментальную проверку, показали себя достаточно неплохо. Мы полагаем, что если по завершении наших экспериментов они выдержат все требования, которые мы закладывали — целевые индикаторы и критерии, то мы можем сделать целый ряд для разнопользования: от велосипедов (то есть от малого транспорта) до грузового транспорта. Главная цель собственных разработок — снизить цену, потому что литий дорогой и не везде есть».

«В принципе, уже создали свой автомобиль, и даже не один, — продолжает Гусаков. — У нас сейчас несколько автомобилей — грузовой, легковой, минивэн и даже спортивный автомобиль сейчас создается. Все комплектующие, вся элементная база отработана. Мы сейчас прорабатываем вопрос создания экспериментального производства, чтобы мы на какой-то поток пустили наши разработки. Для этого сейчас работаем с нашими партнерами, в том числе китайскими, российскими — о создании у нас производства. Мы бы уже, наверное, к этому времени и создали бы (за 2020 год), но коронавирусная инфекция нам немножко помешала. Но сейчас наши контакты возобновляются, мы опять активизируем переговоры и надеемся, что в 2021 году мы уже будем иметь свое производство».

От редакции Onliner: о необходимости создания опытного производства заявляли ровно год назад, в январе 2020 года. А слова о создании трех моделей — седана, грузовичка и минивэна — мы слышали еще в апреле 2019 года. Тогда в речи Гусакова звучали следующие фразы: «До конца года мы сделаем уже целый ряд этих электромобилей, возможно, и для продажи. Я предполагаю, седан с электродвигателем будет стоить в пределах, может быть, 15—16 тысяч долларов».

В программе развития электротранспорта указано, что к 2025 году каждая третья единица общественного транспорта должна быть электрической. Владимир Гусаков заявил: «В программу заложены очень хорошие стимулирующие меры, мотивационные меры развития электротранспорта, будут определяться и бюджетные средства для приобретения, будет стимулироваться деятельность самих предприятий, отраслей по приобретению, переходу на электротранспорт. То есть мы сейчас движемся по разным направлениям в этой связи. И полагаем, что через пять лет уже будет на наших улицах значительно больший удельный вес, процент электротранспорта. Мы тоже сейчас создаем хорошую базу для развития нашего отечественного электротранспорта, тоже полагаем, что через несколько лет у нас будет примерно среднемировой уровень. Может быть, мы где-то будем недотягивать до скандинавских стран, но многих будем превосходить».

Для обеспечения электричеством большого автопарка электромобилей и страны в целом председатель президиума НАН Беларуси видит необходимость в строительстве вначале второй, а после и третьей атомной станции — через 20—25 лет.

Читайте также:

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро