31 декабря 2021 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

Фотоподборка «Снег и ностальгия». Смотрим на автомобили зимних дворов, улиц и окрестностей Минска 20 лет назад

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

В последний день уходящего года мы решили предаться ностальгии и сделать фотоподборку «снежных» снимков 20-летней давности на автомобильную тематику. Какие машины стояли в минских дворах и ездили по столичным улицам в преддверии нового, 2000 года? Об этом наш ностальгический рассказ с зимним колоритом.

Это сейчас послевоенные советские автомобили встречаются в основном на ретрослетах, как правило, уже в состоянии хорошо отреставрированных коллекционных образцов. А на стыке XX и XXI веков те же «Победы» считались еще вполне ездовыми машинами на каждый день. Их было, конечно, не много. Не в любом дворе стояла «Победа», которой пользовались ежедневно, но по одной-две в каждом микрорайоне города можно было встретить. Этот экземпляр с решеткой от Mercedes-Benz W123 жил у дома №23 на улице Одинцова. Аутентичностью внешнего вида таких машин их хозяева не заморачивались от слова совсем. Какую запчасть получалось прикрутить — такую и брали.

Приезжала «Победа» и на находящийся неподалеку Западный рынок. С самодельного прицепа, который она таскала, продавали картофель, капусту, морковку. А на фоне по улице Бурдейного еще вовсю ездили автобусы Ikarus.

На том же Западном рынке в качестве «торговых объектов» можно было встретить самые разнообразные автомобили. Те, у кого торговля шла успешно, уже вполне могли позволить себе не дедушкину «Победу», а подержанную иномарку. Mercedes-Benz 190 (W201) воспринимался как неплохой вариант. Но прицеп должен был быть самодельным. Закон жанра.

Кому яблочек? Мотоколяску СМЗ С-3Д Серпуховского мотозавода, или, проще говоря, «инвалидку», довольно сложно представить себе в роли торгового ларька, но... в те годы бывало и такое. Кстати, ездили на таких машинах совершенно не обязательно инвалиды. Некоторые мотоколяски к тому времени сменили владельцев и, бывало, использовались просто в качестве транспорта «для дачи».

А это, как ни странно, не самоделка. Такой заднемоторный пикап ЗАЗ-968МП «Запорожец» хоть выпускался в небольших объемах, но все же был серийным легким коммерческим автомобилем. Его делали в Запорожье, на ЗАЗе, с 1990 по 1994 год. Сфотографирован он на улице Пономаренко, недалеко от перекрестка с проспектами Пушкина и Жукова. Сейчас от целого комплекса душевных одноэтажных домиков остался только один автосервис по адресу Пономаренко, 27.

Другой советский пикап, на сей раз самый массовый в тот период, вполне можно было встретить новым. Иж-27151-01 делали до 2001 года, и в Минске действовал дилер Ижевского автозавода.

А этот автомобиль в некотором роде можно считать вообще одним из символов миллениума. Такая версия называлась ВАЗ-21041-20, и производилась она на мощностях ОАО «ИжАвто». Примета — «семерочная» решетка радиатора. Местные жители, конечно, узнают парковку между жилым домом №34 на Якубовского и бытовым комплексом, что располагался по адресу Якубовского, 32.

Утопленный в снегах ЛуАЗ-967, он же плавающий «транспортер переднего края», сфотографирован там же неподалеку, на улице Якубовского. При СССР населению такие спецавтомобили не продавали, поэтому охотники с рыболовами не могли о них даже мечтать. Зато в 1990-е приобрести их стало возможным. Счастливые обладатели тут же принимались «тюнинговать» свои машины.

А вот по перекрестку Пономаренко с проспектами Пушкина и Жукова едет странный УАЗик. Что за он? Это буровая установка УКБ-12/25С на базе УАЗ-469Б, предназначалась для геолого-разведывательных работ и бурения небольших скважин.

Так эта машина выглядела в работе. Жители домов №1/1 и 1/2 на Одинцова, а также соседнего №28 на Тимошенко вряд ли узнают то место, где сейчас живут. Но их дома начинались с такой картины, и грунты изучали зимой именно с помощью необычного уазика.

Вспомним грузовички тех лет. УралЗИС-5В по улицам тогда, конечно, уже не ездили. Но один такой много-много лет стоял на открытой площадке музея ВОВ на Октябрьской. Доступ на площадку, которой теперь не существует, был совершенно свободным и бесплатным. Снесли и само здание, а музей ВОВ передислоцировали вместе со всеми экспонатами.

А вот 51-е «ГАЗоны» тогда еще вполне можно было встретить на улицах. Редко, но можно было. Этот с места в Бетонном переулке, где был сфотографирован, вряд ли уехал сам. Но простоял он там недолго.

Снова вернемся на парковку между жилым домом №34 на Якубовского и бытовым комплексом на той же улице. Почти весь 2000 год этот ЗИЛ-157 с деревянным кунгом был местной достопримечательностью. С него продавали овощи и фрукты. Это сейчас здесь есть сильный конкурент в виде маленького «Евроопта» в бывшем помещении «Беларусбанка», а тогда место для торговли было отличным. Большой «пассажиропоток» тут всегда.

Во дворах встречались разные грузовые «необычности». Если сегодня фургончики гэдээровского завода Barkas-Werke из Карл-Маркс-Штадта можно увидеть только в виде модных передвижных кофеен и фуд-траков, то тогда это были вполне рабочие машины. Но трехосный эвакуатор — экзотика даже среди них. Старожилы улиц Якубовского — Одинцова — Бурдейного еще помнят прекраснейший детский зоопарк «Карлуша», который существовал во дворах почти 20 лет. Но нашлись недовольные — и его снесли, уникальное место уничтожили.

Не будем о грустном. Вспомним о классном. В феврале 2000 года в Стайках под Минском прошел один из этапов чемпионата Европы по трак-триалу. Были там не только белорусы с россиянами, но и несколько европейских команд. Посещаемости соревнований позавидовал бы любой топовый футбольный матч.

Трак-триал — это хоть и «медленный» грузовой спорт, но однозначно самый зрелищный. 2000-й — год расцвета трак-триала в Беларуси. Европейцы потом приезжали к нам еще раз — в сентябре. Увы, второй их визит стал последним. В 2001-м было проведено еще два «местечковых» этапа без европейских команд, на этом история трак-триала в Беларуси, к сожалению, закончилась.

Американский автобус Blue Bird, снег вокруг. Где это? Горнолыжный курорт Брайтон в штате Юта? Нет, это рынок «Ждановичи». Взгляните на номерные знаки — они белорусские. Кто и, главное, зачем притащил в Беларусь автобус из США — осталось загадкой. Но смотрится, конечно, колоритно.


Удивительно. Кажется, все это сфотографировано вот совсем недавно. Но не только таких автомобилей уже не встретишь, но и сами места съемок заметно изменились. Некоторые — к лучшему. Пусть не меняется только одно — хорошее новогоднее настроение.

Читайте также:

зеркальная камера, байонет Canon EF, матрица Full frame (полный кадр) 20.2 Мп, без объектива (body), Wi-Fi
Нет в наличии
зеркальная камера, байонет Canon EF, матрица Full frame (полный кадр) 30.4 Мп, без объектива (body), Wi-Fi, два слота для карт памяти
зеркальная камера, байонет Canon EF-S, матрица APS-C (1.6 crop) 24 Мп, без объектива (body), Wi-Fi

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by