Двое едут навстречу друг другу: один поворачивает направо, другой — налево. Широкая дорога, но по-хорошему не получается. Кто должен пропускать? Один считает, что он прав, и другой тычет пальцем в ПДД. Поскандалили на ровном месте и разъехались — это в лучшем случае. В худшем — ДТП, которые тоже случаются нередко. Они разъехались, а мы остались на перекрестке с Юрием Красновым, преподавателем, инструктором по вождению: будем разбираться, отчего возникают опасные ситуации при одновременном повороте со встречных направлений.
Однотипных ситуаций предостаточно. Недавно мы описывали такую с пересечения улиц Чичурина и Матусевича. Автор видео поворачивает налево на основной зеленый сигнал светофора. Встречный грузовик поворачивает направо тоже на зеленый. И оба метят в одну и ту же полосу.
Преподаватель подходит к доске и обводит взглядом класс. Класс внемлет.
— Есть два основных пункта Правил дорожного движения, которые в такой ситуации должны помнить водители, — начинает Краснов.
— Пункт 103: при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, и попутному трамваю.И пункт 111: при повороте налево или развороте водитель транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге прямо или направо, и попутному трамваю.
— Когда кто-то поворачивает направо один — ничего не происходит, все спокойно. Проблема возникает, когда появляется встречный водитель, которому рассказали, что при повороте направо автомобиль должен поворачивать в правую полосу. И он лезет в свой левый ряд, под этот автомобиль, как бы проверяя, знает ли другой водитель правила дорожного движения. А другой водитель в правую полосу не едет, потому что знает, к примеру, что дальше она занята или вовсе заканчивается, поэтому он стремится сразу оказаться в левой. В результате возникает конфликтная ситуация, — говорит инструктор по вождению.
Как быть с пунктами 65.1 и 65.2 Правил дорожного движения, которые определяют, как именно должны осуществляться повороты направо и налево? В частности:
Это важные, обязательные требования Правил, которые участники дорожного движения обязаны соблюдать. В то же время существует пункт 66, который допускает некоторые исключительные ситуации:
п. 66: если транспортное средство из-за своих габаритов либо по другим причинам не может выполнить разворот, поворот налево или направо с соблюдением требований пунктов 63, 65 и 77 настоящих Правил, допускается производить его с отступлением от этих требований, если это не создаст препятствия для движения других участников дорожного движения.
— Допустим, водитель поворачивает направо и видит, что правая полоса впереди заканчивается или там автобусная остановка, на которой стоит автобус. Водитель поедет во второй ряд, а некоторые сразу заруливают в третий. С одной стороны, в автошколах учат в любом случае поворачивать в правую полосу, а оттуда уже перестраиваться левее. Но можно понять логику водителей, которые, возможно, сотый раз проезжают по одному и тому же маршруту и прекрасно знают, какие препятствия их ждут и как сложно бывает перестроиться. Естественно, они стараются по возможности избегать лишних трудностей, действовать рационально, — рассуждает Краснов.
Вы легко можете представить, как, поворачивая в правую полосу, сразу же упираешься в автобусную остановку или припаркованные автомобили.
— Курсанты автошкол и неопытные водители часто так попадают. Они поворачивают в правый ряд и упираются в препятствие. Те, кто ехал за ними, спрогнозировали это и повернули во вторую полосу. Они там едут и никого впускать перед собой не собираются. В итоге водитель в правом ряду просто останавливается с включенным указателем поворота и ждет того момента, когда же он сможет перестроиться. А там уже вовсю летят те, кто поворачивал налево, потом на перекрестке меняется сигнал светофора и начинается движение в прямом направлении. В общем, попал новичок. И в следующий раз он вряд ли поедет снова в правый ряд, он уже все увидел, — продолжает эксперт.
Возможно, этой логикой руководствовался и водитель минивэна на пересечении улиц Седых и Калиновского. Он знал, что правая полоса упирается в автобусную остановку и придется перестраиваться. Второй ряд дальше занят припаркованными автомобилями. Выходит, нужно ехать сразу в третий?
Конфликтная ситуация налицо, и оба водителя считают, что правда на их стороне. А как на самом деле?
— Я уже сказал, что необходимо помнить требования пунктов 103 и 111 ПДД, — повторяет Краснов.
— В такой ситуации обязан уступать тот, кто поворачивает налево.
— Некоторые, конечно, указывают на то, что в п. 66 есть условие: «...если это не создаст препятствия для движения других участников дорожного движения». Дескать, раз не поворачивает в крайнюю правую — пусть пропускает. Но это не исключает того, что поворачивающий налево обязан уступить дорогу. Соответственно, ему-то как раз никто ничего не должен: нельзя создать препятствие тому, кто сам должен тебя пропустить, — разъясняет преподаватель.
Но для каких случаев тогда в принципе существует эта оговорка?
— Представим, что двое водителей двигаются в одном направлении, оба поворачивают направо — знаки и разметка разрешают это сделать из обеих полос. И тот, кто справа, понимает, что крайний ряд занят, соответственно, он хочет вырулить во вторую полосу. Он может это сделать, руководствуясь п. 66, но при этом должен не создать препятствия тому водителю, который поворачивает слева от него, — привел пример Краснов.
К слову, бывают перекрестки, где есть разметка 1.7, которая указывает, кто и в какую полосу должен выезжать. К примеру, так устроено на пересечении улиц Калиновского и Всехсвятской и много где еще, в том числе на перекрестке улиц Никифорова и Руссиянова, с которого у нас было видео.
— Случается, что автомобили со встречного направления влезают в полосу, не давая водителю, который поворачивает направо, выполнить маневр, хотя на самом деле обязаны уступить. А может, просто некоторые не знают, что тому разрешено ехать из двух полос, — предположил инструктор по вождению. — Бывают и ситуации, когда встречная машина еще далеко, а водитель уже повернул, но затем остановился, чтобы, например, пропустить пешеходов. И тут эта машина вклинивается справа, просто чтобы не пустить, — осознанно провоцирует конфликт. Некрасиво, но такие водители встречаются, и по ПДД при повороте налево на перекрестке мы обязаны их пропускать — ничего не поделаешь.
Теоретический курс окончен, садимся в машину. На практическом занятии будем проезжать перекрестки: поворачивать направо и налево, пользоваться преимуществом там, где должны (но не фанатично), и пропускать тех, кого обязаны.
— В идеальном мире водители все кругом контролируют, видят друг друга и, если полос достаточно, могут повернуть одновременно и не помешать один другому. Но делать это нужно спокойно и внимательно. У нас же многие осознанно идут на конфликт. Один едет и думает про другого: «Эй ты, давай, попадай в правую полосу!» Другой ему как бы отвечает: «Ты что, обнаглел вконец? У меня преимущество!» Первый: «А я первым проскочу!» Второй: «А у меня не проскочишь!» И все: агрессия на ровном месте. Водители будто пытаются друг другу что-то доказать, проверить оппонента на соблюдение ПДД, — говорит Краснов, подъезжая к перекрестку улиц Веры Хоружей и Максима Богдановича.
Сразу интересная ситуация: перед нами маршрутка, которая, как и мы, поворачивает налево.
— Маршрутке по-любому надо в крайнюю правую полосу — там у нее остановка, она будет перестраиваться. Маршрутки, автобусы, троллейбусы — они все обычно едут вправо, — отмечает преподаватель.
Вроде мелочь, но насколько это важно за рулем — ориентироваться на дороге, замечать мелочи, прогнозировать, что произойдет в следующий момент. Все верно: маршрутка на перекрестке старалась уйти правее. В этот момент встречный легковой автомобиль поворачивал направо и водитель явно целился минимум во второй ряд.
— Я поворачиваю, но поворачиваю так, чтобы с ним спокойно разъехаться, я за ним наблюдаю, — комментирует Краснов. — А он сразу во вторую едет — почему? Потому что водители так привыкли. И вот у них возник конфликт с маршруткой, потому что маршрутке надо направо, а ему надо налево. Он за мной перестроился — ему на разворот нужно было.
Действительно, многие водители, поворачивая направо, по возможности стараются выехать во вторую полосу — это уже стало привычкой. Часто это можно заметить за грузовиками, даже небольшими — водителям так проще. Бывает, сложно определить, что именно мешало водителю свернуть в крайний правый ряд, да это и не столь важно. Может, через 200 метров он хочет свернуть влево или развернуться — какая разница? Лучше отключать внутреннего инспектора и не следить за тем, кто и как соблюдает ПДД. Важнее самому все делать безошибочно.
— Есть правило безопасности: сделай так, чтобы он поехал первым. И когда ты увидел, что он проехал, — двигайся сам. Иначе может возникнуть совсем курьезная ситуация: ты поворачиваешь налево и видишь машину, у которой работает правый указатель поворота, а там водитель вообще не знает, что у него поворотник мигает, и он едет прямо в тебя (к слову, это реальный случай). И ты будешь виноват в ДТП, потому что при повороте налево не уступил дорогу автомобилю, который двигался прямо. А то, что у него поворотник работал, — ну выпишут ему за это штраф, никому от этого легче не станет, — отметил собеседник.
— Поворачиваешь налево? Не лезь под машину, пока она не повернет, а потом уже поворачивай сам, — советует Краснов.
А вот иллюстрация того, как это нужно делать. Даже когда кажется, что наверняка получится разъехаться, лучше не рисковать и дать встречному водителю выполнить маневр.
— У меня был случай: еду с курсанткой, поворачиваем направо, а прямо за перекрестком припаркованы машины. Курсантка сворачивает во вторую полосу, и тут прямо на нее прет Land Rover. Ну представьте себе новичка за рулем: и так всего боишься, а тут на тебя несется большой автомобиль! Она свернула вправо, мы чуть не столкнулись. И водитель этого Land Rover потом нам претензии предъявлял: дескать, мы же в правую полосу поехали. Так это он вынудил нас туда поехать, просто чтобы избежать ДТП, хотя обязан был уступить дорогу! — рассказал инструктор по вождению.
Преподаватель, инструктор по вождению
«Некоторые люди не умеют взаимодействовать на дороге, не видят других. У меня на занятиях есть упражнения именно для улучшения навыков такого взаимодействия, а в автошколах, к сожалению, этому не успевают научить. Кто-то проснулся — у него уже стресс от того, что нужно куда-то ехать. А может, с женой поругался, настроение плохое. И он ищет, на кого весь этот негатив сбросить, провоцирует конфликтные ситуации. Нужно работать над собой, быть спокойнее на дороге — это не место для показа своего сложного характера».
А теперь представьте, сколько происходит опасных ситуаций не из-за незнания правил дорожного движения, а в результате осознанного нагнетания обстановки.
— Есть устоявшаяся практика применения ПДД. И этой практики должны придерживаться все, потому что в единообразии залог безопасности на дорогах, — уверен эксперт. — Почему тот, кто поворачивает направо, не занимает крайний ряд? Возможно, у него есть причины, есть опыт, он знает, что это повлечет дополнительные трудности, и намерен их избежать. А тому, кто поворачивает налево, не стоит во что бы то ни стало стремиться сделать это одновременно со встречным автомобилем. Это несложно, если полос хватает и оба действуют аккуратно, но бывает, что-то идет не по плану. В любом случае ПДД обязывают уступать именно того, кто поворачивает налево.
— Ты не знаешь, кто за рулем, как он ездит, о чем он думает. Поэтому дай ему проехать, а потом езжай сам, — дает надежный совет Краснов.
Считаете, что у вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by