Самые громкие петиции: от «пересадите чиновников на Geely» до «платный въезд в Минск машин из регионов»

Автор: Андрей Журов
04 октября 2016 в 8:00

Сейчас очень модно составлять петиции. Теперь не нужно идти на почту и покупать конверт: зарегистрировался на сайте, оформил обращение/требование и собирай голоса. Белорусские автомобилисты этим активно пользуются и порой небезрезультатно. Кто-то требует ввести меры против «учителей» на дорогах, кто-то — снизить скорость в городах до 45 км/ч. Предложения очень разные, причем встречаются весьма скандальные. В этой подборке предлагаем вам вспомнить самые громкие петиции, касающиеся дорог, автомобилей и водителей в нашей стране.

Самая отечественная: о Geely и чиновниках

Два года назад появилась петиция с требованием пересадить белорусских чиновников на отечественные авто. На самом деле предложение разумное. В нашей небогатой стране каждый рубль на счету, да и поддержать новое производство стоит. Авторы в несколько язвительной форме подчеркивали: «Принятие предложенного закона приведет к прямым выгодам для государства: сохранению валюты, экономии бюджетных средств, стимулированию национальной экономики и послужит прекрасным примером для граждан нашей страны от ее чиновников, которые готовы подкрепить свои слова делом — „купляць беларускае“!»

Сразу вспомнилось предложение Бориса Немцова, который, будучи вице-премьером в ельцинские времена, требовал пересадить всех чиновников на «Волги». Идея вызвала возмущение, не прижилась, и сейчас ее вспоминают скорее как политический анекдот. Говорят, пару чиновников, последовавшие призыву, вскоре пожалели — российские автомобили ломались в самый неподходящий момент.

Отечественную петицию о чиновниках и Geely подписали более 16 тысяч человек, и, как сказано на сайте, ее отправили в правительство. Однако о результатах широко не сообщалось. Известно, что белорусско-китайскими машинами активно пользуются сотрудники МЧС, учреждений здравоохранения и пр.

Правда, в апреле этого года Александр Лукашенко, посещая выставку новейших образцов техники, производимой на белорусских предприятиях машиностроения, дал поручение чиновникам ориентироваться при приобретении служебных автомобилей на продукцию отечественного автопрома. Возможно, после обновления линейки высокопоставленные лица действительно пересядут в эти машины. Седан GT выглядит очень даже ничего.

Самая назревшая: против дорожных хулиганов

«Агрессивная езда — накажем шутников за резкие торможения на дорогах», — говорят авторы петиции, составленной в июле 2016-го на сайте «Удобный город». В самом деле: даже массовое использование видеорегистраторов не успокоило «учителей». Некоторые из них считают себя правыми и готовы с пеной у рта доказывать, что «действовали во имя безопасности». В Германии для таких назначают медико-психологическое обследование (MPU, а в простонародье — «идиотентест»): ведь если человек не понимает очевидного, может, он не совсем здоров и его нельзя пускать за руль?

Авторы петиции (ее подписали около 600 человек) довольно четко сформулировали требования, среди которых — законодательно утвердить такие понятия, как «опасное перестроение», «опасное приближение», «резкое торможение, совершаемое в том числе после ускорения или замедления», «навязывание опасной манеры езды другим участникам дорожного движения»; признать доказательством фото- и видеоматериалы; назначить наказание вплоть до лишения прав.

Деловой тон петиции предопределил отношение к ней — вскоре поступил ответ из Минской ГАИ (за подписью временно исполнявшего должность начальника). «УГАИ МВД РБ разрабатывает и инициирует внесения изменений ПДД в части культуры поведения водителей на дороге, — говорится в письме. — В настоящее время данный вопрос находится в стадии разработки. Компетентные госорганы осуществляют проработку вопроса о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, в частности определения термина хулиганского поведения на дороге, а также установления ответственности за такие действия».

Напомним, что в России недавно были введены такие меры. Сообщалось, что в Москве за агрессивными водителями будет присматривать спецвзвод.

Самая скандальная: ввести плату за въезд в Минск авто из регионов

Буквально на прошлой неделе появилась петиция, вызвавшая огромное недовольство. Ее автор, зарегистрированный под ником _kazzak, предлагал:

«…ввести платный въезд и пребывание в черте Минска автомобилей с регистрационными знаками 1, 2, 3, 4, 5 и 6 регионов за календарные сутки».

По его мнению, это снизило бы число ДТП, сделало бы более свободными парковки, уменьшило бы загрузку дорог, увеличило бы приток средств в городской бюджет и т. д. В частности, предлагалось ввести следующие ставки: два деноминированных рубля за каждые сутки пребывания автомобиля физлица, три рубля за каждые сутки пребывания автомобилей коммерческого использования.

Появление подобной петиции вызвало шквал критики. Кто-то называл это географической дискриминацией, кто-то — провокацией. Задумались и о том, как это отразится на жизни пригорода и городов-спутников. А еще возник вопрос, как технически контролировать и взимать деньги: на выездах из города были бы постоянные заторы.

Петиция «прожила» недолго и через пару дней была закрыта. Вот как обосновал это ее автор: «Я предложил решение нарастающей проблемы, успешно работающее во многих городах по всему миру. Я не оскорблял текстом петиции граждан страны. Не делал вывод, не присваивал клейма социальной категории граждан по результатам действий отдельных представителей данной категории. Я уважительно отношусь к автолюбителям с регистрационными знаками всех регионов Беларуси. Я всего лишь обозначил проблемы и предложил решение. Так как мое решение не устроило общественность, исходя из превалирующего количества отрицательных отзывов, я закрыл свою петицию. Я не ожидал обвинений в разжигании социального конфликта».

Меры, ограничивающие число транспорта в центре, применяются в большинстве продвинутых городов. В основном достаточно платной парковки с системным контролем. Крайняя мера — платный въезд в отдельные районы города — применяется, например, в Лондоне. Но это касается также лондонцев, а проживающие в платной зоне получают скидки.

Самая «тролльная»: платный выезд за пределы МКАД для авто с минскими номерами

Встречная петиция была размещена очень оперативно. Теперь уже для минчан на автомобилях предлагалось сделать платным пребывание в регионах. В качестве обоснования использовались симметричные аргументы. Один из них: «Увеличится количество свободных рабочих мест в Минске для минчан. Так как станет слишком дорого ездить с работы домой на личном автотранспорте. Оставшиеся же работать в Минске начнут активнее пользоваться железнодорожным транспортом. Что в перспективе потребует создания дополнительных рабочих мест по всей стране».

Это обращение едва ли можно считать серьезным, скорее ироничным. Подписали петицию на момент публикации единицы — всего 19 человек. Комментариев было больше — свыше трех десятков.

Сомнительно, что ее будут рассматривать всерьез в Администрации президента и Белорусской железной дороге, куда предполагается направить обращение.

Самая медленная: ограничить скорость в населенных пунктах до 45 км/ч

Месяц назад на сайте «Удобный город» было предложено законодательно запретить движение со скоростью более 45 км/ч в населенных пунктах. Автор считает нужным внести соответствующие изменения в ПДД и Кодекс об административных правонарушениях.

«Почему 45, а не 50? — обосновывает он. — Потому что лазерные и радиолокационные приборы измерения скорости в норме работают с погрешностью до +2 и +3 км/ч соответственно. То есть наказывать рублем, с помощью стационарных и мобильных устройств фиксации превышения скорости, настроенных на 51 км/ч».

Успокоить движение необходимо, отмечают эксперты. Но нужно делать это последовательно и начинать с условий, провоцирующих превышение скорости. Специалисты подчеркивают: во всех столицах Европы (кроме Минска, Киева и Москвы) по умолчанию лимит составляет 50 км/ч.

Попытка ввести подобные ограничения (до 50 км/ч в темное время суток) была предпринята шесть лет назад. Однако Александр Лукашенко засомневался в целесообразности таких изменений ПДД.

Самые настойчивые: о взимании госпошлины

И снова речь о деньгах. Чаще других появляются петиции о целесообразности взимания госпошлины и порядке ее уплаты. Например, два года назад минчанин возмутился, что должен перечислить деньги за автомобиль, который он приобрел и за который уже переводилась госпошлина. Вскоре он получил формальный ответ из Министерства финансов, мол, это не противоречит законодательству страны. Однако водители остались недовольны: «Проблема в том, что система платы противоречит законам логики, ведь техсостояние машины и износ асфальта не зависят напрямую от смены владельцев».

Недовольство взиманием госпошлины также высказывали таксисты, которые обязаны дважды в год проходить техосмотр (если автомобиль старше пяти лет).

Полгода назад вышло новое обращение: автовладельцы просили заменить госпошлину топливным сбором. Это логично — кто больше ездит, тот больше платит, а собранные средства направляются на содержание дорог. Еще одно обоснование — это повысит мотивацию при прохождении техосмотра (сейчас госпошлина привязана к прохождению ТО), что положительно скажется на безопасности на дорогах.

Самая оправдывающая: в защиту велосипедиста, ударившего битой пешехода

Петиция касается велосипедиста, который ударил битой пешехода на улице Притыцкого. Суд приговорил мужчину к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима. Приговор не вступил в силу, так как был обжалован.

Параллельно брат обвиняемого создал обширную петицию, в которой много оправдывающих слов и примечательных трактовок.

Процитируем отдельные фрагменты: «Был вынесен слишком суровый приговор. За конфликт, который по сути является дракой»; «Анатолий ранее к уголовным делам не привлекался, сам явился в отделение милиции, свою вину признал полностью, написал чистосердечное раскаяние, а также хотел возместить нанесенный им ущерб»; «„Благодаря“ СМИ данный инцидент получил невероятно обширную огласку. Сами статьи чуть ли не прямым текстом разжигали ненависть к велосипедисту, рассказывая историю лишь с одной стороны, со слов потерпевшего, любые комментарии по поводу однобокого и необъективного мнения стремительно удалялись»; «Нигде не было написано, что потерпевший сам толкнул велосипед, что он не проявил никакого сочувствия и интереса к человеку, который на большой скорости упал из-за него на плитку и тоже получил травмы, он просто пошел дальше».

От себя заметим, что ситуация очень неоднозначная и есть вторая сторона, которая по-другому трактует случившееся. Травмы потерпевшего расцениваются как менее тяжкие.


Петиции — это хороший инструмент проявления социального недовольства каким-то фактом или явлением. Такие обращения неплохо отражают резонанс вокруг той или иной проблемы. Это позволяет если не изменить ситуацию, то хотя бы повлиять на принятие подобных решений в будущем. Однако порой такие сборы голосов носят откровенно спекулятивный характер.

Клавиатуры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by