«Трактор куда ни отправь, везде будет неугоден. Неужели его нужно запретить как класс?» О тихоходах на МКАД

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
09 февраля 2019 в 8:00

Общество скоро на выводы и поиск виновного. Через сутки после трагического происшествия на МКАД появилась петиция, авторы которой призывают ограничить движение тихоходов на кольцевой дороге. Категоричность запретов обычно не предполагает исключений, но если рассуждать всерьез, то все оказывается не так просто. Водители сами заинтересованы в движении тракторов и погрузчиков, которые участвуют в уборке, ремонте улиц и дорог. Если же «посадить» их на тралы, то, во-первых, скорость передвижения/перемещения увеличится не сильно, а во-вторых, вырастет стоимость услуг и продукции. Словом, вопросы, как, где и сами ли должны передвигаться тихоходные транспортные средства, порождают еще больше дилемм и неразрешимых задач. Об этом — в субботнем «Разборе...».

В Москве ограничили движение грузовой техники. Чем мы хуже?

Умышленно не выезжали на место происшествия, поскольку эта трагедия могла произойти в любой точке кольцевой дороги. Суть — в режиме движения и энергии, которую сложно погасить одномоментно и без последствий.

Напомним обстоятельства, о которых сообщалось сразу после ДТП. Произошло столкновение грузового автомобиля Scania с фронтальным погрузчиком. Тот от удара переехал на внешнее кольцо и врезался в три легковушки. Погибли водитель и двое пассажиров Mazda.


— Когда трактор или погрузчик, то бишь тихоходное транспортное средство, движется по скоростной дороге, это может быть опасным, — соглашается Юрий Краснов. — После происшествия на МКАД была создана петиция, в которой авторы просят ограничить движение подобной техники с 7 до 22 часов. Но насколько это уместно?

Нечто подобное было введено в Москве, и мера оправдала себя: действуют серьезные ограничения в движении грузовых автомобилей в центральной части города и временные — на МКАД, где такие транспортные средства могут ездить только в ночные часы (правда, есть исключения).

— Чем выше ограничение скорости, тем больше проблем создают трактора и погрузчики. Они очень медленные, а еще иногда им надо перестраиваться, — продолжает ведущий рубрики.

Трактор на кольцевой — это характерно...

Выехав на МКАД, замечаем грузовик, который движется в крайней левой полосе. Чтобы туда добраться, он совершил как минимум два перестроения. И еще два ему предстоит выполнить впоследствии. Главный вопрос: зачем? Опередить легковушки? Получается, большой шкаф четыре раза перемещается по полосам ради того, чтобы быть на несколько секунд быстрее? А в чем рациональность?

— Иногда видишь на дороге водителей габаритного транспорта, которые так лихо маневрируют, словно они движутся на легковушке, — подтверждает Юрий Краснов. — А ведь специфика есть. Во-первых, отслеживать ситуацию сложнее — зеркал меньше (салонного нет). Во-вторых, грузовики или трактора менее маневренные в силу габаритов. В-третьих, им требуется больше времени для перестроения.

«Водителям большегрузов нужно больше раз проверять информацию, они чаще отвлекаются на отслеживание ситуации сзади. Соответственно, повышается риск упустить что-то впереди»


Возникает резонный вопрос: почему водитель фуры Scania, задержанный вскоре после аварии, не увидел погрузчик, который имеет большие габариты и обычно окрашен в ярко-оранжевый цвет?

— Например, это могло случиться в результате того же перестроения — своего или чужого, — рассуждает ведущий «Разборов...». — Впереди двигалось другое габаритное транспортное средство, которое резко ушло в сторону в последний момент? Или сам водитель Scania совершал перестроение, не думая, что быстро нагонит погрузчик?

По той же причине могла произойти недавняя авария на ул. Радиальной в Минске. Напомним, что сообщали пользователи форума: «На спуске с эстакады грузовичок, смяв свою кабину, вытолкал фуру на бордюр».

А вот и трактор! На внешней стороне кольцевой дороги нагоняем МТЗ с прицепом. Даже искать долго не пришлось. Это действительно достаточно типичная картина.

— Сзади проблесковый маячок не очень заметен, он как бы свернут набок, — отмечает Юрий Краснов. — Габариты тоже не шибко видны. На кузове прицепа наклейка «30». Реальная скорость — 35—37 км/ч, судя по спидометру. Что можно сказать? Такая медлительная техника может создавать предпосылки для ДТП.

Сзади как раз развивается любопытная ситуация. К нам приближается грузовой автомобиль. Из-за плотного потока у водителя нет возможности перестроиться во второй ряд. Он нагоняет нас и наконец уходит левее.

Следом — еще один большегруз. Вот только времени и пространства у его водителя уже меньше. Но все обходится благополучно. А теперь представьте, что интенсивность выше и грузовиков больше... Соответственно, возможностей для реакции и маневра остается совсем мало.

— Причем в такие ситуации часто попадают водители легковушек. В рассматриваемом случае это случилось с фурой — поэтому и последствия столь трагичные, — считает ведущий рубрики.

По ПДД трактор имеет те же права, что и автомобиль

Возвращаясь к просьбе, изложенной в петиции, Юрий Краснов задается вопросом: где ездить тракторам, погрузчикам и прочей медлительной технике? Если их движение по МКАД запретить, то они будут использовать другие улицы и дороги. В частности, городские магистрали. А это другие последствия — заторы, вредные выхлопы, опять же аварийные ситуации.

— Даже если тихоходы отправить на дорогу Колодищи — Заславль, которая фрагментарно выполняет функции дублера МКАД, то все равно это будет не очень уместно, — рассуждает ведущий «Разборов...». — Кто-нибудь согласится плестись за трактором на такой трассе? Сразу образуется очередь, смельчаки рискнут совершить обгон, хотя часто это невозможно из-за плотного встречного потока. В общем, так себе дилемма.

Оставить все как есть? До следующей трагедии? Тоже не выход. Поймали себя на мысли, что водитель трактора, который мы нагнали, пытался сместиться правее, давая нам возможность совершить опережение. Может, и правда ему стоит двигаться по обочине? Однако там ведь нередко стоят припаркованные автомобили, торгуют «омывайкой» и т. д.

— Недавно у знакомых, которые живут в Австрии, спросил: «Вы трактора часто на дорогах встречаете?» Отвечают: «Нет, они в основном на полях». А на автобанах их быть не может. Гусеничный трактор по дорогам общего пользования перевозят на трале, — говорит Юрий Краснов.

«Но у нас трактор — совсем другое дело. Это бренд, символ и одна из движущих сил экономики»

— Считается, раз у транспортного средства есть колеса, то оно может двигаться само. Трал и буксировку с полной погрузкой используют крайне редко, — напоминает ведущий рубрики. — А если трактора и погрузчики обязать перевозить только на платформах, то нужно быть готовым к удорожанию ряда услуг. Это уже экономика. Земляные работы, строительные и пр. вырастут в цене. Надо прокопать траншею? Раньше стоило 100 рублей, а теперь будет 200, потому что трактор с ковшом придется возить туда-сюда на трале. Это скажется на нас всех.

«Трактор куда ни отправь, везде будет неугоден. Неужели его нужно запретить как класс?»

Абсурдность категоричного запрета на передвижение тихоходов по МКАД легко доказать. Например, это может привести к тому, что во время снегопада кольцевую просто не будут убирать. Устроит ли это водителей? Вряд ли... А если надо срочно заделать яму? Ждать до 22 часов? Или полностью перекрыть участок дороги?

— Специальная техника вроде тракторов и погрузчиков выполняет ряд важных городских задач — убирает и ремонтирует улицы, участвует в строительстве, перемещает грузы. Помню, как мы на автодроме выравнивали столбики с помощью ковша МТЗ. В наших условиях это универсальный инструмент! — уверен Юрий Краснов.

«Неудивительно, что спецтехника у нас используется повсеместно. Даже по ПДД трактор с прицепом считается автопоездом. Юридически он имеет те же права, что и автомобиль»

«Убрать медлительную технику? Тогда субботники придется устраивать еженедельно»

Решаем продолжить разговор с профессионалами, которые имеют дело с самосвалами, погрузчиками и тракторами каждый день.

— Организуем выпуск техники на линию, следим за ее состоянием, — объясняет Геннадий Невмержицкий, начальник участка Ремавтодора Советского района Минска. — У нас на балансе более 80 единиц техники. В том числе 10 комбинированных дорожных машин на базе МАЗа, которые участвуют в уборке круглый год. А также шесть самосвалов грузоподъемностью 10 тонн и еще пять грузоподъемностью 20 тонн. Ну и трактора, погрузчики, разумеется.

Геннадий Невмержицкий

По словам нашего собеседника, уборочную технику ГАИ сопровождает в исключительных случаях — например, во время больших снегопадов. А к каждому трактору по патрульной машине не приставишь.

— Средняя скорость уборочной техники действительно невысокая — 12—15 км/ч, — подтверждает собеседник. — Двигаться быстрее — значит, выполнять уборку некачественно, да и наш транспорт тоже заносит.

— Можно ли убрать тихоходные транспортные средства из города? — спрашиваем.

— Процесс обслуживания проезжей части (уборка от снега, обработка противогололедными материалами и т. д.) автоматизирован. Вручную убрать город нереально. Если спецтранспорт не сможет двигаться по улицам, то очевидно, к чему это приведет: субботники придется устраивать каждую неделю.

Когда-то давно общество делегировало вопросы обслуживания и ремонта улиц специальным организациям, решив, что так будет лучше. Сейчас поступает новый запрос: проезжая часть должна быть чистой, но вы убирайте как-нибудь так, чтобы по этим самым улицам не ездить. Нонсенс!

— Не слышал о такой технике в Беларуси, которая сможет выполнять уборку на большей скорости и с нормальным качеством, — говорит Геннадий Невмержицкий.

По мнению Юрия Краснова, самый простой и быстрый способ хоть как-то повлиять на ситуацию — хорошо обозначить грузовики, трактора, погрузчики и прочую медлительную технику: «Не раз замечал, что иногда спецтранспорт не оборудован даже проблесковым маячком (оранжевого цвета)».

В Ремавтодоре Советского района Минска нам продемонстрировали, как выходят из положения своими силами. На трактора, участвующие в уборке улиц, устанавливают дорожные знаки со светодиодной лентой по контуру, в решетки радиаторов самосвалов — стробоскопы, на крышу — по две мигалки.


Интересно, что инициатива идет снизу, руководство организации само предложило обозначить спецтехнику лучше. А в перечне документов это не прописано, добавляет Геннадий Невмержицкий.


Особенность МКАД в том, что она не только скоростная, но еще и чрезвычайно загруженная. Нет более интенсивной магистрали в Беларуси. В подобных условиях иногда недостаточно просто знака, разметки и даже мигалки. Нужны средства посерьезнее.

Несколько лет назад была разработана система оповещения об инцидентах на кольцевой. Предполагалось задействовать различные способы: автомагнитолы при приближении переключались бы на определенную волну, на смартфоны приходили бы сообщения, информационные табло подсказывали бы о снижении скорости. Сейчас есть уйма технических средств, которые позволяют сделать это быстро и локально. Но, увы, предложения экспертов не реализованы до сих пор...

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by