Во время разворота Lada пересекла сплошную разметку, заехав на полосу разгона. А виновным в ДТП признали другого водителя

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Миша Безруков
39 885
21 декабря 2019 в 8:00

На месте водителя Kia Rio может оказаться любой автомобилист. Ведь мы практически каждый день, а скорее всего, даже несколько раз в день выезжаем с полосы разгона на основную дорогу. Наши права в таком случае должна по идее защищать сплошная разметка, но кто-то ее требования игнорирует, и тогда случается ДТП. А теперь догадайтесь, кого признают виновным в такой аварии! Николай, автор видео, которое рассматриваем в сегодняшнем выпуске «Разборов...», делится печальным опытом.

Что случилось?

Николай за рулем Kia Rio X-line двигался по внутренней стороне МКАД и воспользовался съездом, чтобы попасть на одну из вылетных магистралей города. В это время на этой самой магистрали (ул. Кижеватова) водитель Lada Vesta совершал разворот. При выполнении маневра он пересек сплошную линию разметки и оказался в крайней правой полосе.

В общем, произошло столкновение. В ГАИ водителю Kia объяснили, что в ДТП виноват он. И назначили штраф.

Сразу после просмотра записи возникло несколько вопросов. Неужели водитель Lada не мог вырулить в крайний левый или хотя бы средний ряд? Почему автор видео стал тормозить в последний момент, когда столкновения уже было не избежать? Знак «Уступить дорогу» по-прежнему важнее логики автомобилистов?

На все эти вопросы попробует дать ответы Юрий Краснов в очередном выпуске «Разборов...».

«Как будто он испугался и взял правее»

Поскольку все произошло, когда уже было темно, о некоторых деталях можно только догадываться.

— Автор ролика явно рассчитывал, что Lada попадет в среднюю полосу, — запускает видео Юрий Краснов. — Колеса вывернуты, но потом машина вдруг берет правее.

Если внимательно следить за положением колес Vesta, то можно заметить, как меняется их направление. Или все же показалось? Впрочем, решайте сами.


— У меня есть одно предположение, — продолжает ведущий рубрики. — По ул. Кижеватова ехали машины, встречные для Lada. Но когда она развернулась, эти автомобили стали попутными и Vesta могла им помешать. Поэтому водитель испугался, поменял решение и сместился к правому краю проезжей части.

Опасность для автора видео, по мнению Юрия Краснова, возникла максимум за секунду-две до столкновения:

— Думаю, водитель Kia видел, что Lada заехала колесами на сплошную разметку, но решил так: сейчас наверняка он выровняет колеса и поедет дальше в средний ряд.

Как считает ведущий «Разборов...», сомнение должно было появиться, когда автомобиль Николая находился возле знака «Уступить дорогу». В этот момент требовалось снизить скорость и отследить траекторию Lada.

Осмотр места ДТП. Даже у курсантки получилось вырулить в средний ряд!

Съезд с МКАД в этом месте имеет особенность. Ситуацию слева (поток по ул. Кижеватова) отслеживать сложно. Обзор ограничен деревьями и пригорком. Это могло иметь значение: внимание водителя, съезжающего с кольцевой, сконцентрировано на автомобилях слева.

Пока наблюдали за ситуацией, несколько автомобилистов выполняли разворот. С одной стороны, маневр редкий, не всегда прогнозируемый для остальных водителей, с другой — востребованный. Вот такой парадокс.

Иногда разворачивающимся приходится ждать — встречный поток плотный. Как известно, чем больше время ожидания, тем быстрее водители стремятся выполнить маневр и иногда рискуют.

Еще одно наблюдение касается того, в какую полосу попадают разворачивающиеся автомобилисты. Некоторым удается вырулить в крайний левый ряд. Большинство оказывается в средней полосе. Даже курсантка за рулем учебной машины сумела вписаться в этот ряд!

Водитель Kia: «Инспектор сказал, что на 80% виновным буду признан я»

Николай, водитель Kia, согласился встретиться с нами, чтобы рассказать свою версию произошедшего:

— Автомобиль Lada я заметил сразу, когда он еще стоял в разрыве разделительной полосы. Понял, что водитель будет выполнять разворот. Просчитал его траекторию. Когда он начал движение, мне казалось, что машина попадет в средний ряд. Но потом она вильнула в мою полосу.

Николай, водитель Kia

По словам Николая, второй участник происшествия (навскидку ему около 25 лет) после столкновения сразу извинился, мол, так получилось:

— По-моему, он объяснил свой маневр тем, что сзади (со стороны Сеницы в направлении Минска) ехал минивэн. Он испугался, что тот его догонит, и ушел в мою сторону.

Вспомните! Именно этот вариант ранее озвучивал Юрий Краснов.

У Николая возникло предположение, что водитель Lada занимается пассажирскими перевозками: «После происшествия пассажир, который находился в Vesta, мельком осмотрел повреждения и аккуратно ушел в сторону ул. Серова, ничего не сказав. Не знаю, может водителю срочно потребовалось высадить клиента, и он поэтому принял вправо?»

На место ДТП вызвали ГАИ. Служебный автомобиль прибыл оперативно — в течение десяти минут.

— Инспектор был один, — продолжает собеседник. — Он сразу предъявил претензию водителю Vesta: дескать, зачем вы его вырезали? Затем я показал ролик с видеорегистратора. Он походил, подумал, сел в служебную машину и долго с кем-то разговаривал по телефону. Затем вышел, посмотрел на знак «Уступить дорогу» и сказал, что на 80% виновным буду признан я. Это было для меня неожиданным.

В итоге в отношении Николая было составлено постановление об административном правонарушении — по ч. 6 ст. 18.14. Штраф — 25,5 рубля.

«Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований дорожных знаков или разметки (за исключением выезда на полосу встречного движения) либо нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, а равно непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении маршрутному транспортному средству, пешеходам, иным участникам дорожного движения влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до пяти базовых величин» (ч. 6 ст. 18.14 КоАП).

Как говорит водитель Kia, после случившегося он неоднократно пересматривал запись. Мы поинтересовались, почему все-таки не тормозил заранее?

— На тот момент я понимал, что он вписывается в среднюю полосу, — объясняет Николай. — Предпринимать какие-то действия для снижения скорости у меня и мысли не было. После того как увидел, что он пересекает сплошную линию, я нажал педаль в пол и принял как можно правее. В ролике слышно, как срабатывает ABS.

Удар пришелся в водительскую дверь Kia Rio. Купленная в этом году в салоне машина застрахована по каско, специалист уже провел предварительную оценку. Оспаривать решение ГАИ Николай не намерен. На привлечении к ответственности второго участника за нарушение требований разметки не настаивал.

Почему привлекают не того, кого следовало бы?

Правовые ситуации, которые вызывают у водителей когнитивный диссонанс, увы, у нас не редки. Например, автомобиль выезжает со второстепенной улицы на одностороннюю дорогу. В это время по главной против шерсти движется машина, водитель которой нарушил требования знака «Въезд запрещен». Но второй автомобилист смотрит в другую сторону — туда, откуда движется весь поток... Кто, скорее всего, будет признан виновным? Правильно, тот, кто выезжал со второстепенной, то есть не уступил дорогу.

— Получается, ты должен смотреть во все стороны и на всякий случай наверх, предугадывая падение метеорита. Это ж нелогично! — соглашается с общим мнением Юрий Краснов. — В рассматриваемом случае на ул. Кижеватова водитель Kia рассчитывал, что сплошная разметка предоставляет ему право двигаться спокойно. Но что-то пошло не так...

На мой взгляд, виновным следовало бы признать водителя, совершившего действия, которые невозможно было предугадать.


— В ПДД сказано, что все участники дорожного движения вправе рассчитывать на выполнение правил остальными. Но происходит наоборот, и виновным признают того, кто действовал по водительской логике, — считает ведущий рубрики.

«Каждый участник дорожного движения, соблюдающий настоящие Правила, вправе рассчитывать на то, что и другие участники дорожного движения будут выполнять содержащиеся в них требования» (пункт 7.2 ПДД)

Зачем вообще нужен этот разворот?

Разрыв в разделительной полосе, где разворачивался водитель Lada, находится буквально в 200—250 метрах от МКАД. Разумеется, у нас возник вопрос: зачем он здесь? Кажется, проще доехать до кольцевой и совершить разворот через двухуровневую развязку.

Да, разрывом удобно воспользоваться, например, тем, кто выехал с заправки и хочет попасть обратно в город. Но планирующим подобный маневр придется на коротком участке перестроиться в крайний левый ряд, а потом совершить разворот. Опасненько...

— Получается, что разворачивающаяся машина перед разрывом начинает сбивать скорость основному потоку, — замечает ведущий «Разборов...». — Есть риск, что случится «паровоз». Если же убрать место для разворота, то я не вижу причин, чтобы это нарушило обстановку в ближайших узлах.

Еще одной мерой могла бы стать установка делиниаторов или столбиков, которые бы отделяли полосу разгона от основной дороги и предотвращали бы такие происшествия.


— Если есть знак «Уступить дорогу» и при этом обустроена полоса для выезда, то все равно готовьтесь снижать скорость и отслеживать автомобили на главной дороге, — подытоживает Юрий Краснов. — Увы, у нас такая правоприменительная практика, что в любом случае виноват будет выезжавший со второстепенной, поскольку он не выполнил требование уступить дорогу.

Onlíner рекомендует
основная камера: 5 Мп 140°, видео 2592x1944 H.264/H.265, G-сенсор, экран 2" 320 x 240
Нет в наличии
140°, видео 1920x1080 H.264, GPS, G-сенсор, экран 2"
Нет в наличии
основная камера: 4 Мп 120°, видео 2304x1296 H.264, GPS, G-сенсор, экран 2.7" 640 x 360
Снят с продажи

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by