Все куда-то смотрели, и никто никого не видел: разбор нелепого случая на переходе

07 декабря 2019 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Видео: Михаил Кашалотов

Все куда-то смотрели, и никто никого не видел: разбор нелепого случая на переходе

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Видео: Михаил Кашалотов

Иногда кажется, что между водителями и пешеходами в Минске пробежала черная кошка. Но это неправда, никакая кошка там не пробежит: ей просто никто не уступит дорогу. Водители не имеют преимущества на переходах, но иной раз они слишком увлечены рассуждениями о том, убедился ли пешеход в собственной безопасности, выходя на дорогу. В результате у пешехода нет гарантии, что если один водитель остановился, то затормозят и остальные. Да и действительно ли тот, кто остановился, пропускает? Может быть, он вообще смотрит в другую сторону и не видит человека возле капота? Именно такой случай разбираем сегодня.

Что вообще произошло?

Перекресток улиц Карпова и Либкнехта в Минске. Девушка выходит на пешеходный переход и едва не оказывается под колесами сразу двух автомобилей: белого Renault и красной Lada. Причем складывается впечатление, что водители во что бы то ни стало стремились не пропустить пешехода и даже чуть не проехали ей по ногам.

— На этом перекрестке автомобилисты часто смотрят максимально влево. Машина под острым углом выезжает на перекресток, фактически на пешеходный переход, и останавливается: водитель пропускает поток и смотрит не на переход, — рассказал корреспонденту Onliner очевидец этой ситуации, наш читатель с ником kutuzoff_22. — Водитель Lada элементарно проворонил пешехода, думал, никто не выйдет.

Девушка настолько опешила от произошедшего, что даже не стала переходить дорогу и вернулась на тротуар. Водители как ни в чем не бывало поехали дальше.

Кого девушка видела, а кого не видела?

— На этом перекрестке очень заметный пешеходный переход: несколько знаков, указывающих на то, что лучше снизить скорость, яркая разметка самого перехода и искусственных неровностей перед ним, — изучает местность Виталий Жуковский, эксперт в области безопасности дорожного движения. — К тому же все произошло в светлое время суток, пешеход была в яркой одежде — как ее можно было не заметить?

Первым делом ведущий сегодняшнего разбора анализирует действия пешехода. Девушка шла к переходу по улице Либкнехта, она наверняка видела, как перед «зеброй» остановилась красная Lada. Когда пешеход вышла на проезжую часть, к переходу приближался также автомобиль Renault белого цвета.

— Предположу, что у девушки была возможность увидеть эту машину даже из-за стоящей Lada. Улица Либкнехта здесь имеет небольшой уклон, все как на ладони. Пока у меня две версии: либо пешеход видела белую машину и была уверена, что водитель замедлится перед «лежачим полицейским» и уступит дорогу, либо она Renault не увидела, поэтому так уверенно пошла через дорогу.

Несколько раз Виталий Жуковский пересекает проезжую часть, пытаясь воссоздать ситуацию, в которой оказалась девушка. Однако не возникает даже намека на опасность. Это при том, что пешеход на этот раз был в темной одежде. Кстати, в комментариях высказывалась версия, что человека в желтой куртке было труднее разглядеть на фоне яркой дорожной разметки того же цвета, однако вряд ли этим можно оправдать действия водителей.

— Сколько мы ни пытались, мы не смогли попасть в аналогичную ситуацию. Очевидно, что не все водители ничего не видят перед собой или же не хотят видеть. Большинство автомобилистов, по моему мнению, все же останавливаются и уступают дорогу пешеходам. Даже если бы я хотел, чтобы кто-то проехал мне по ботинкам, — этого не случилось. И это хорошо, — делает первый вывод эксперт.

Также мы решили расспросить о ситуации самого пешехода. Девушку зовут Ксения, она согласилась ответить на вопросы ведущего разбора по телефону.

— Я подходила к пешеходному переходу, — говорит она. — В комментариях писали, мол, не остановилась. Правильно, не остановилась: я видела, что передо мной тормозит красная машина, что она меня пропускает, поэтому я вышла на дорогу. А когда хотела посмотреть, нет ли еще кого-нибудь, этот автомобиль резко начал движение, будто водитель меня и не видел. Я испугалась и отскочила.

— А белый автомобиль вы видели?

— Нет. Я подошла только к красной машине, остановилась проверить, что дальше. На записи видно, как я только собираюсь посмотреть в сторону, и в этот момент водитель Lada резко нажимает на газ.

Любопытно, что Ксения почти не упоминает белый Renault. Но самое главное прозвучало: она была уверена, что ей уступают дорогу, потому что видела, как такси остановилось перед «зеброй».

— После всего я, конечно, перепугалась, убежала обратно на тротуар. Минуты две там стояла, не могла снова выйти на дорогу, не понимала, что вообще произошло. Я не скажу, что у меня какая-то моральная травма, но теперь, подходя к переходу, я не понимаю: даже если машина остановилась — это она меня пропускает? Мне идти или мне не идти? Я уже боюсь, мне кажется, что водитель посчитает, что я туплю, и поедет.

— Правда ли, что теперь вы собираетесь обратиться в ГАИ?

— Да, даже если им по одной базовой дадут. Белой машины я вообще не видела, не знаю, зафиксирована ли она на видео. Если водитель виноват — пожалуйста. Но у меня претензии конкретно к водителю красной машины. Я видела только ее, и конкретно она чуть на меня не наехала. Если дадут базовую этому таксисту — а они реально носятся, не пропускают никого и нигде, — может, он подумает, что, подъезжая к такому перекрестку, надо смотреть по сторонам.

Правила дорожного движения на нерегулируемых пешеходных переходах однозначно отдают преимущество пешеходам (п. 16.2). А водитель должен двигаться со скоростью, которая позволит при необходимости уступить им дорогу (п. 116).

— Действия пешехода понятны: подошла, увидела, что водитель красного автомобиля останавливается. Девушка идет через переход, но ведь красная машина — это только половина проблемы. Есть еще белый автомобиль, и вот его Ксения почему-то не увидела. Поэтому рекомендации пешеходам следующие: смотрите по сторонам, и не только на ближайшее к вам транспортное средство. Убедитесь, что во всех полосах водители вас пропускают. И даже если показалось, что машина снижает скорость, — не торопитесь делать выводы за водителя. Только когда увидели, что вам уступают дорогу, — идите, — советует Виталий Жуковский.

Вот только это не должно служить оправданием для водителей, их еще ждет разбор полетов. Пешеход находился на переходе — его обязаны были пропустить.

Куда смотрел водитель Lada?

Теперь Виталий Жуковский садится за руль: нужно проехать тем же маршрутом, что и водитель Lada, чтобы увидеть обстановку на перекрестке его глазами. Автомобилист ехал по улице Карпова со стороны улицы Розы Люксембург в направлении улицы Либкнехта. У него второстепенная дорога, перед перекрестком установлен соответствующий знак приоритета. Соответственно, выполняя поворот направо, водитель обязан был пропустить Renault, который двигался по главной дороге, — он это и сделал.

— Хороший перекресток: здесь нет ничего, что могло помешать водителю правильно оценить ситуацию. Пешеходный переход и подступы к нему хорошо просматриваются, видны автомобили, которые движутся по главной дороге, — достаточно повернуть голову, — рассуждает эксперт. — Представим, как водитель подъезжает к переходу, останавливается. Возможно, он видит женщину, которая идет в направлении перехода. Потом он поворачивает голову налево, смотрит через плечо туда, где по главной едет Renault. Водитель Lada должен предоставить ему преимущество.

За перекрестком по улице Либкнехта, в крайней правой полосе припаркованы автомобили — водителю Lada нужно выезжать сразу во второй ряд. Renault-то он пропустил, но почему не увидел пешехода, который находился совсем близко от его машины? Настолько близко, что стойка не могла бы его закрыть — мы проверяли эту версию.

— Я не вижу здесь проблемы, никаких серьезных трудностей, которые бы реально мешали водителю Lada и сделали бы ситуацию опасной. Он мог видеть пешехода. Вопрос в том, хотел ли он его видеть?

Рабочая версия такая: водитель смотрит влево, пропускает другой автомобиль и сразу же начинает за ним движение. За Lada находится еще одна машина — вероятно, таксист хотел проехать поскорее и в итоге поторопился.

— Ему бы не спешить, а бросить еще один взгляд вперед, убедиться, что на переходе никого нет. Похоже, он даже не предполагал, что перед ним может появиться человек.

Поспешность легко могла обернуться и куда более серьезными последствиями, если бы девушка находилась перед капотом автомобиля или если бы не успела отпрыгнуть.

— Не заметить пешехода с того места, где находился водитель, крайне сложно, — считает Виталий Жуковский. — Но у него это получилось. Очередной пример того, как важно принимать во внимание всех участников дорожного движения. Нужно видеть пешеходов, тем более в данной ситуации для этого были все условия. 

Есть, впрочем, еще одно предположение, хоть и менее вероятное: девушка приостановилась из-за проезда белого автомобиля, а водитель Lada воспринял ее замешательство как сигнал ехать дальше. В любом случае его решение является рискованным и поспешным.

Кого водитель Renault не захотел увидеть?

Разворачиваемся, чтобы смоделировать действия водителя Renault.

— У белого автомобиля очень важная роль в этой ситуации. Водитель двигался на довольно высокой скорости, он не стал останавливаться у пешеходного перехода, хотя видел стоящую там машину. Мы не знаем, видел ли он пешехода в желтом пуховике из-за Lada, но должен был предугадывать возможные события.

Перекресток нерегулируемый, а безопасность пешеходов должны обеспечивать искусственные неровности, которых здесь немало. Со стороны, впрочем, кажется, что «лежачие полицейские» даже слишком пологие, эдакая лайт-версия — их можно проехать не особо снижая скорость.

— Обзорность хорошая, отлично виден и пешеходный переход, и информационный щит «Школа». Как раз с улицы Карпова поворачивает автомобиль, уступает дорогу. Я просто инстинктивно торможу: а вдруг там кто-то идет, вдруг ребенок выбежит на пешеходный переход — я же не знаю. И поэтому снижаю скорость, чтобы дать самому себе время на реакцию.

Видимо, некоторым водителям как-то удалось подавить инстинкты, какой-то внутренний сигнал тревоги. Автомобилист на Renault видел, что Lada уступает ему дорогу, и так торопился воспользоваться своим преимуществом, что не подумал о других опасностях. Он вполне мог сбить пешехода, если бы девушка продолжила идти по переходу, вышла бы из-за стоящей машины. Хоть она и не акцентировала на этом внимание, но по видео кажется, что вначале девушка резко остановилась именно из-за того, что проехал белый автомобиль, а уже затем ее испугал возобновивший движение водитель Lada.

— Может быть, водитель Renault куда-то торопился или отвлекся, но это не может служить оправданием. Не исключено, что человек и вовсе систематически допускает такие нарушения, — предположил ведущий разбора.

Вместо эпилога

— В этой истории трое участников: каждый из них на перекрестке думал о чем-то своем, действовал по собственному усмотрению. Каждый куда-то смотрел и кого-то не видел, не учитывал обстановку целиком, — делает вывод Виталий Жуковский. — Но ведь суть проблемы гораздо глубже. В очередной раз мы увидели подтверждение того, что между участниками дорожного движения нет взаимопонимания. Не вижу, не слышу, не замечаю — многие ведут себя именно так. Между тем именно взаимодействие друг с другом должно быть отлажено максимально четко: и на пешеходных переходах, и на перекрестках, и на развязках. Только тогда все будут в безопасности.

Нужен надежный свидетель? Автомобильные видеорегистраторы в Каталоге Onliner

Читайте также:

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by