Александр водит грузовик уже много лет — он дальнобойщик. Объездил, наверное, всю Европу: Польша, Германия, Голландия, Бельгия, Франция, балканские страны. К фурам всегда приковано особое внимание контролирующих органов, Александр хорошо это знает. Случались проверки, досмотры, были даже штрафы. Но, как рассказал водитель, с таким приемом, который оказали ему недавно итальянские полицейские, он прежде не сталкивался.
Пройдя процедуру растаможки, Александр на Volvo двигался по автостраде А13 от итальяно-словенской границы вглубь страны, в направлении Феррары. Этим же утром у него была запланирована выгрузка в конечном пункте маршрута. В полуприцепе находились изделия из дерева.
— Было примерно 8 часов утра по итальянскому времени, трасса почти пустая, грузовиков, кроме моего, не было, наверное, километра на три вокруг, — рассказал корреспонденту Onliner собеседник. — И тут в зеркала заднего вида я замечаю, что меня настигает полицейская машина. Они увидели, что на моей фуре белорусские номера.
Полицейский автомобиль проезжает вперед. От водителя не требуется тормозить мгновенно: полиция просто движется впереди, постепенно сбавляя скорость, фуру сводят с трассы.
— Мы ехали так, наверное, минут семь. Затем из окна полицейский высунул жезл и подал знак, означающий, что я должен следовать за ним. Съехав с трассы, мы остановились. До места выгрузки я не доехал 113 километров.
По сути, причина остановки может быть любой. Например, возникли какие-то подозрения или имеется необходимость проведения проверочных мероприятий.
— Я много езжу по Европе и хорошо знаю, как действуют проверяющие. Они даже не заходят в кабину. Контролер становится на верхнюю подножку, откуда получает доступ к установленному в грузовике тахографу. У полиции есть свой чип — они подсоединяют его к устройству и считывают всю информацию о моей поездке. Чаще всего, получив все необходимое, проверяющий возвращается в свою машину для проведения проверки. Я, когда вижу, что человек нормально настроен и просто выполняет свою работу, предлагаю зайти в кабину и сесть на мое место, если ему так удобнее. Но еще ни разу ни один проверяющий не вошел в грузовик — это не принято.
Александр отметил, что за время работы дальнобойщиком проходил немало проверок. Были и штрафы: за разговор по телефону или за обгон в неположенном месте. В Германии, к примеру, за последнее нарушение пришлось заплатить 90 евро.
— Никогда никаких конфликтов не возникало, проверяющие обычно действуют очень корректно. Даже если проводится досмотр кабины (ищут, например, сигареты либо еще что-то запрещенное), то прежде обо всем предупредят. Если работают со служебной собакой, то спросят у водителя, нет ли у него аллергии. И прежде чем пес влезет в кабину, ему на лапы надевают бахилы. В Германии, по крайней мере, все именно так.
Итак, полиция останавливает фуру с белорусскими номерами. К кабине подходят двое мужчин в форме.
— Они не представились, не предъявили удостоверений или чего-то в этом роде. Просто произнесли слово «контроль». Через открытую дверь один из полицейских всунулся в сапогах внутрь кабины, другой стал на подножку. Я указал на то, что в кабине на полу ковры, в ответ мне сказали что-то невнятное.
Началась обстоятельная проверка. Полиция распечатала данные тахографа.
— Искали нарушения по режиму труда и отдыха, но у меня все было чисто. Тогда стали проверять техническое состояние автомобиля: тормоза, воздух, свет. Однако я был спокоен: с машиной все в порядке, у меня Volvo 2015 года, ее контролируют механики перед каждым рейсом. Тем не менее с самого начала стало понятно, что полицейские настроены негативно, будто я уже сделал что-то плохое.
Когда один из сотрудников достал нож, водитель забеспокоился, стал снимать происходящее на видео.
— Чтобы вы понимали: проверка к тому времени длилась уже полчаса, я откровенно не понимал, что им нужно. Полицейский попросил снять верхнюю панель и столешницу, под которой находятся предохранители. Зачем? Никто никогда туда не лазил, разве что на границе могут что-то там проверять по части контрабанды. Но мой грузовик на гарантии, все опломбировано. Я объясняю, что не имею права что-то вскрывать — вдруг что-то сломаю, я все-таки не мастер. Говорю: вызывайте официальный сервис и делайте тогда что хотите. В итоге полицейский достал нож, полез сам, вырвал эту панель. После этого я заметил, что сломан подстаканник.
Ситуацию сильно осложнял языковой барьер. Судя по видео, и водитель, и полицейские довольно слабо говорят по-английски. Сотрудники много переговаривались по-итальянски, водитель отвечал им по-русски, что явно не способствовало взаимопониманию. В какой-то момент Александр потребовал, чтобы с ним говорили по-белорусски. Полицейский парировал: он итальянец, а это — Италия.
— Я просил, чтобы вызвали переводчика или представителей посольства, консула. Полицейские понимали, чего я хочу, но никто никого не вызвал. Когда я стал снимать видео, сотрудник ударил меня по руке, а через какое-то время осознанно ткнул в плечо — это понятно по записи (6:17). Теперь я понимаю, что он провоцировал с моей стороны ответную реакцию, хотел, чтобы я проявил агрессию. Но в тот момент я просто не представлял, что вообще происходит. В кабину вломились люди в форме, достали нож — что мне думать? Я читал истории, как в Италии и во Франции так нападали на водителей: бандиты переодевались в полицейских, останавливали фуры на трассе, а затем либо грабили, либо угоняли машины.
На записи видно, как с помощью ножа человек в полицейской форме пытается что-то сделать с проводкой тахографа. Водитель указывает на приоткрытую верхнюю панель и на подстаканник. В ответ полицейский говорит, что не имеет к этому отношения, что это не его проблема. На английском языке водитель пытается объяснить, что не понимает, что именно за контроль проводится в отношении него. Сотрудник отвечает, что это контроль тахографа.
— Для чего было доставать устройство, что они пытались сделать с ним? У полиции есть чип, им незачем что-то доставать и лезть в проводку, тем более ножом. Кстати, обратите внимание, что после того как я стал снимать на видео, нож он быстренько спрятал. Потом выяснилось, что, доставая тахограф, этот человек сорвал с него пломбу. Вот и что после этого делать водителю в чужой стране? Любая проверка — вот точно такая же, — а у меня тахограф без пломбы. Как я смогу это объяснить?
В итоге, как рассказал Александр, его привлекли к ответственности за нарушение скоростного режима. На европейских автострадах скорость грузовых автомобилей ограничена 90 км/ч. Прибор показал, что 14 января более 60 секунд машина двигалась со скоростью 103 км/ч.
— Превышение было 14 января, а остановили меня 7 февраля. Раньше от водителей я слышал, что за скорость могут привлечь только в тот же день, когда было совершено нарушение. Теперь я понимаю, что это не более чем байка. Полицейский утверждал, что имеет право контролировать данные о моих действиях за прошедшие 28 дней.
Но где было совершено нарушение?
— Стали выяснять, где я ехал 14 января. Нарушение зафиксировано в 6:34. По данным GPS, в тот момент я находился в Словении. А штрафует меня итальянская полиция. На это мне сказали, что им все равно — это территория Евросоюза.
Сотрудники составили документы и дали их на подпись Александру.
— Я не стал ничего подписывать: там все на итальянском, я ничего не понимаю. Связался со своей фирмой, мне сказали ничего не подписывать, пускай, дескать, направляют все документы — будем разбираться, возможно судиться. Тогда у меня забрали техпаспорт, а машину доставили на штрафстоянку.
Штраф за нарушение, кстати, составил 646 евро с мелочью.
На штрафстоянке водителю заявили, что это частная территория, где он не вправе находиться, а грузовик с грузом и техпаспорт он сможет забрать только после предъявления квитанции об оплате штрафа.
— И вот я оказался в чужой стране, на улице, без машины, без груза, с тремя какими-то бумажками. Хорошо, я немного знаю английский: спросил, как найти банк или почту. Банк был в десяти километрах, почта — в двух. Сходил туда, оплатил этот штраф.
С учетом комиссии получилось 648,09 евро.
— Приношу квитанцию, а мне ничего не отдают, говорят, что должен заплатить еще 50 евро за штрафстоянку.
Убеждения ни к чему не привели.
— Я просил перевести документы на понятный язык. Тогда со штрафстоянки стали звонить даже не в полицию, а карабинерам: говорили, что я отказываюсь оплачивать штраф, веду себя вызывающе.
Чтобы не усугублять ситуацию, Александр согласился заплатить. К счастью, на почту идти еще раз не пришлось: оплату приняли на месте.
— В итоге почти 700 евро за превышение скорости в Словении. И никому даже не было дела до того, при каких обстоятельствах это нарушение было допущено.
Водитель рассказал, что не так-то просто на грузовике превысить максимально допустимую скорость — в машине установлен ограничитель, который нельзя просто взять и отключить. Нарушения, как правило, фиксируются на спусках — груженая фура быстро набирает скорость.
— Есть в Словении, недалеко от итальянской границы, затяжной спуск. Постоянно спускаться на тормозах опасно (кто ездит — тот знает) — спалишь колодки. Поэтому припускаешь грузовик где-то до 95 км/ч и начинаешь притормаживать, потом снова припускаешь — так и спускаешься. У меня был груз — больше 22 тонн. Это немало для фуры.
И вот Volvo едет по спуску, за ней движутся другие автопоезда.
— Я увидел, что сзади машина на чешских номерах пошла на обгон, чтобы опередить один грузовик и вклиниться за мной. Я чуть припустил, чтобы увеличить дистанцию и обеспечить человеку пространство. И в тот момент, когда чешская фура перестроилась за мной, я по рации услышал просьбу от этого водителя: «Не тормози, не тормози!» Не знаю, то ли у него с тормозами было что-то, то ли в чем-то другом причина. Но тогда стало понятно, что если я приторможу — он в меня влетит. Поэтому я еще припустил машину, вот она и разогналась до этих 103 км/ч.
Александр подчеркивает, что не пытался уйти от ответственности.
— Хорошо, штраф — значит, штраф, штрафуйте. Но из-за чего такое отношение? Неужели нельзя спросить, что произошло, как-то по-человечески отнестись? Ведь можно посмотреть мой послужной список: за столько лет у меня не было ни одного штрафа в Италии.
В довершение всей истории Александру пришлось задержаться в Италии куда дольше, чем он планировал. В день, когда его остановила полиция, он не успел на разгрузку. Только в 16:05 было получено подтверждение об уплате штрафа и ему вернули грузовик. Но 7 февраля — это пятница. Машина не успевает на разгрузку, а в выходные в Италии никто ее разгружать не собирается. Значит, Александр зависает с грузом до понедельника.
Для дальнобойщика опоздание на разгрузку зачастую означает целую цепочку проблем. Опоздал в одном месте — опоздал и в другом. В итоге машина не успевает на погрузку и остается дожидаться еще какого-нибудь груза — не возвращаться же порожняком. «Каникулы» могут сильно затянуться.
— Я все равно не понимаю, почему полиция была настроена настолько враждебно. Только в Италии так относятся к фурам не из Евросоюза. Представьте, какой скандал был бы у нас, в Беларуси, если бы сотрудники ГАИ остановили иностранную машину, достали при водителе для чего-то нож, стали что-то вытворять в кабине. Лично я впервые с таким столкнулся.
Александр не жаловался на действия итальянских полицейских в официальные органы, так же как и не стал связываться с белорусским дипломатическим представительством в Италии. Однако если говорить отвлеченно от этого случая, на чью помощь может рассчитывать гражданин Беларуси, оказавшись в подобной непростой ситуации за рубежом?
— В случае задержания белорусского гражданина местными правоохранительными органами, угроз со стороны третьих лиц, дорожно-транспортных происшествий или иных непредвиденных ситуаций, белорусские консулы готовы незамедлительно оказать всяческое содействие при условии, что их уведомят о возникшей ситуации, — пояснил корреспонденту Onliner пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси Анатолий Глаз.
То есть крайне важно своевременно сообщить о возникшей проблеме. Контактные данные консульских сотрудников или белорусских консульств можно узнать на сайтах Министерства иностранных дел или соответствующего посольства.
Анатолий Глаз также акцентировал внимание на том, что одной из основных задач консульских работников является осуществление контроля за тем, чтобы в отношении белорусских граждан за рубежом не было дискриминационных подходов.
— При этом необходимо помнить, что граждане, совершившие противоправные действия на территории иностранного государства, несут ответственность в соответствии с законодательством этого государства. Консул не имеет прав и полномочий расследовать преступления или правонарушения, а также вмешиваться в судебное разбирательство, — подчеркнул пресс-секретарь Министерства иностранных дел.
Читайте также:
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by