Признаться, я не рассчитывал, что однажды сяду за руль этой машины. В Беларуси есть традиция много говорить об электрокарах, но мало делать. Я помню презентации уже, казалось бы, серийных EV Zotye, которые так и не добрались до дилеров. Помню попытки белорусских ученых сделать электромобиль «как Tesla, только дешевле» на базе Geely SC7. Эта история вообще не про автомобильный бизнес и далека от народа (клиента). Свежи в памяти фотографии электрокара Geely Emgrand GSe, который зачем-то привезли на завод «БелАЗ», но так и не объяснили любознательным простолюдинам, ждать ли машину в шоурумах. Когда мой коллега сделал шпионские снимки Geely Geometry A, я был уверен, что это очередной пылесборник на полке несбыточных проектов белорусского автопрома, и асфальта он коснется разве что на параде ко Дню Независимости. Но на мое удивление, вскоре прошла пресс-конференция, посвященная неожиданному гостю из Китая. А уже спустя несколько дней я стою у этой машины и сжимаю в руке ключи. На этот раз электрокар можно не только потрогать — на нем можно прокатиться. Не сказал бы, что мой скептицизм полностью развеялся, но теперь я хотя бы верю в то, что путь от слов к делам имеет теоретически преодолимое расстояние.
Белорусским участникам автомобильного бизнеса было велено развивать сегмент электрокаров. Одни строят зарядки, другие работают над упрощением ввоза EV из-за границы, третьи прощупывают почву на целесообразность производства машин данного класса внутри страны. Именно для нужд последних в Беларусь ввезли четыре экземпляра Geely Geometry A. По одному автомобилю досталось трем минским дилерам, еще один оставили для нужд завода.
Сейчас автосалоны с помощью своих клиентов и журналистов попробуют узнать, нужна ли подобная модель в Беларуси и сколько наши соотечественники готовы отдать за «зеленую» Geely. Если калькулятор покажет экономическую выгоду сборки Geometry A, то руководство «Белджи» не прочь наладить выпуск. Говорят, для этого нужно минимум 5 тысяч белорусов в год, готовых купить электромобиль в салоне. Для сравнения, в 2019-м Atlas разошелся у нас партией в 3320 экземпляров.
Название Geometry A правильнее читать как «Джиометри Эй». Компания позиционирует Geometry как отдельный суббренд, под которым будут выпускаться самые разнообразные электрокары. Даже логотип другой. Модель А — это первая модель подразделения. Потом будет Geometry B. К 2025-му обещают с десяток электромобилей. Благо букв в алфавите хватает.
В основе Geometry A лежит сильно доработанная архитектура бензинового Geely Emgrand GL (не гуглите, у нас не продавался). Габаритная длина нового седана — 4736 мм. Это больше, чем у Mercedes C-Class. Классифицировать электрокар сложно, учитывая, что привычная нам европейская сегментация моделей не так сильно привязана к габаритным размерам. По опциям, цене (в Китае) и позиционированию автомобиль все же ближе к D-классу. А это значит, машина бьет в сегмент Tesla Model 3, хотя и не является ей конкурентом.
Дизайн у дебютной модели Geomerty, мягко говоря, спорный. Есть вопросы к пропорциям и некоторым линиям, создающим общий силуэт кузова. Но зато у седана один из лучших в классе показателей лобового сопротивления — 0,2375. Примерно столько же у Tesla Model 3. Даже колесные диски делали с учетом замеров в аэродинамической трубе. Кроме хитрых линий, поделивших боковые части кузова на неравные территории, за обтекаемость отвечают прячущиеся дверные ручки. Все как у «взрослых» электрокаров!
Несмотря на свою невзрачность и практически полное отсутствие ярких «электромобильных» элементов дизайна (если не считать упраздненную решетку радиатора), машину узнаю́т в городе. На всех парковках, где мы останавливались в день тест-драйва, к нам подходили люди и интересовались моделью.
— Я бы себе купил такой! Другой вопрос, сколько он будет стоить? Наверно, дороже топового «Атласа». Но электромобиль — это очень здорово. Я даже готов заплатить из своего кармана за отдельный столбик для зарядки. Хотя по городу уже хватает их в общем доступе. Где можно потестировать машину? — поинтересовался владелец Geely Atlas, который еще издали узнал Geometry A. Мы предложили ему махнуться ключ на ключ, и он, кажется, не был против.
Еще один мужчина, заинтересовавшийся новинкой, рассказал, что недавно ездил в Шанхай и был удивлен количеством электрокаров там. Он не сомневается, что сегмент будет расти и у нас. Видно, что народ читает новости и следит за развитием «Белджи». Это радует.
Нажимаю кнопку на ключе — дверные ручки торжественно выпрыгивают наружу, зеркала расцветают, оптика начинает мигать. Красота! В салоне царит приятный минимализм. Многие элементы даже более привлекательны, чем у Tesla Model 3. Кресла отделаны качественной серой тканью и выглядят прекрасно, пока новые. Со временем они наверняка потеряют вид. Руль двухспицевый, овальный и неожиданно скромного размера. Сразу за ним — крохотный экран приборной панели. Этот элемент выглядит здесь чужеродно и удешевляет салон. Лучше бы по примеру той же Model 3 показания спидометра и запаса хода вынесли на левую часть основного экрана медиасистемы. Тем более у Geometry A есть качественный head-up-дисплей, куда выводится основная информация, включающая считываемые знаки ограничения скорости.
Центральный тоннель обыгран интересными формами ниш и подстаканника. Мелкие вещи можно спрятать под нерегулируемый подлокотник. На первый взгляд, на тоннеле есть только клавиши ручника и запуска двигателя, а также шайба режимов езды. Но когда заводишь машину, «просыпаются» еще сенсорные «соты» с клавишами управления дополнительными режимами. В солнечную погоду их можно и не заметить, равно как и индикатор «коробки передач».
Блок климат-контроля тоже сенсорный, как и основной экран мультимедиа. Меню пока еще не перепрошили на русский язык, поэтому оценивать удобство интерфейса не будем — всё на китайском. Отзывчивость экрана на троечку. У Coolray заметно лучше. Это касается и работы четырех камер кругового обзора. На руле физических клавиш больше, чем во всех остальных местах салона вместе взятых. Пластик верхней панели дубовый, зато в районе боковых воздуховодов имеется очень интересный 3D-рисунок, добавляющий изысканности в и без того стильную архитектуру салона.
Передние кресла очень удобны и имеют электропривод. Руль регулируется механически. Для того чтобы поднять капот, необходимо сначала открыть бардачок — там спрятали рычажок! Под крышкой двигателя — пластиковый монолит, скрывающий от посторонних глаз всю начинку. Производитель вывел наружу только горловины для заливки жидкостей — «омывайки», антифриза (два бачка) и тормозной. Места на втором ряду очень мало. Ноги упираются в передние спинки, головой бьешься в заднее стекло.
Модель Geometry A выпускается в Китае в двух исполнениях, отличающихся тяговой батареей. Базовая имеет емкость 51,9 кВт·ч, топовая — 61,9 кВт·ч. Первая обеспечивает запас хода в 410 км, дальнобойная способна проехать на одном заряде полтысячи. Проверить эти цифры мы сможем чуть позже, равно как и скорость быстрой зарядки. Пока у машины нет переходника для коннекта с общественными зарядными станциями Беларуси. Имеется только китайский разъем быстрой зарядки, который бесполезен в РБ. Зато с другой стороны электромобиля есть выход Type 2, позволяющий заряжаться от обычной бытовой розетки. Но займет это больше суток.
В тестовый парк дилер поставил экземпляр с батареей на 61,9 кВт·ч. У машины один двигатель, установленный на передней оси. Он развивает 163 л. с. и 250 Н·м. В характеристиках говорится, что автомобиль набирает сотню за 8,8 секунды. Но когда пытаешься разогнаться в обычном режиме, поражаешься, насколько медленным может быть электрокар. Стартуешь со светофора, «топишь» правую педаль, а скорость набираешь ровненько со всем потоком. По умолчанию у машины активирован слишком «задушенный» экорежим, который при обгоне может быть и опасным.
Ситуацию спасает режим Sport, активирующийся сенсорной клавишей на центральном тоннеле. Меню наливается красным цветом, звучит какая-то космическая музыкальная заставка, и автомобиль становится намного более отзывчивым на движения правой ноги. Правда, в таком режиме чуть менее старательно работает система рекуперации. Зато ты наконец чувствуешь себя водителем электрокара с нормальным линейным ускорением, которому позавидуют даже турбированные премиум-седаны.
За счет низкого центра тяжести Geometry A очень устойчива в поворотах. Подвеска слегка жестковата, но не даст крупным неровностям побеспокоить водителя и пассажиров. У электромобиля хорошая шумоизоляция — создатели не пожалели поглощающих материалов ни в арках, ни в дверях. Единственный звук, который отчетливо доносится до ушей, — это завывания электромотора. При движении задним ходом или на низких скоростях снаружи начинает проигрываться мелодия. Безопасность превыше всего!
У машины есть все современные ассистенты, которыми любят нагружать электрокары. Здесь и слежение за разметкой, и адаптивный «круиз», и автоматический тормоз. В общем, новинка одной ногой в автономном будущем.
Объективно — скорее всего, никогда. Вряд ли найдется хотя бы тысяча потенциальных клиентов, готовых заплатить за электрическую Geely столько денег, сколько устроило бы «Белджи». В Китае такой автомобиль с базовой батареей стоит порядка 30 тысяч долларов и под 40 — с дальнобойной. Если представить, что такие ценники удастся поставить и у нас, это все равно слишком дорого для широкой аудитории. Здесь уже одним льготным кредитом не отделаешься.
Нужна хорошая инфраструктура, дополнительные стимулирующие меры (например, бесплатные парковки), ощутимая разница в стоимости эксплуатации. Впрочем, еще год назад скептики не верили, что Geely SX11 когда-нибудь доберется до нашей страны, но уже сегодня «Кулреи» стремительно наполняют белорусские улицы. Возможно, не за горами и появление серийных электромобилей отечественного разлива. А сколько вы готовы заплатить за такую машину? Пишите в комментариях (да, их читают дилеры и представители «Белджи»).
Благодарим автоцентр Geely на Тимирязева за предоставленный для теста автомобиль!
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by