В середине 2024 года мы уже рассказывали, на каких автомобилях ездят в Китае: существует миф, что коренные жители Поднебесной свой автопром не сильно уважают. Один из наших китайских собеседников это даже подтвердил, но тем не менее на дорогах Пекина, Уху и Шанхая было полно отечественных машин. В этом году мы побывали в самой южной части Китая — на острове Хайнань. Какие уникальные автомобили удивили нас на популярном курорте? Рассказываем и изучаем цены в местном шоуруме.
Хайнань является самой южной и наименьшей по площади провинцией Китая. В последние годы местному курорту все чаще отдают предпочтение белорусы, россияне и казахи, которые ранее были адептами Турции и Египта. Климат шикарен, пляжи чисты, вокруг зелено, китайцы дружелюбны, а что еще надо? Главное, за руль здесь не садиться: ездят в этой стране как хотят, да и пешеходов совсем не уважают. Можно легко прибавить пару седых волос на голове, если вы из тех истинных белорусов, которые терпеливо ждут зеленый сигнал светофора, даже когда на дороге никого нет.
А что ездит по этим самым дорогам? Основной вывод, который удалось сделать за несколько посещений Китая, — автопарк того или иного региона сильно зависит от близости к какому-либо автомобильному заводу. Например, в Чунцине на глаза чаще других попадались Changan, Avatr и Aito, которые там и производят.
На Хайнане же мимо то и дело пролетали GAC, особенно «таксишные». В особом почете оказались представители линейки Aion (это суббренд, который стал отдельной маркой) — седан S и компактный кроссовер Y, оба электрические.
Продукция GAC белорусам не сильно знакома — у нас нет официальных представителей в стране (в отличие от России). Но надо отметить, что GAC Group производит автомобили Fiat, Honda, Mitsubishi и Toyota на совместных предприятиях с этими марками. Гуглим: основной завод компании находится в Гуанчжоу, расстояние от острова — больше 500 км, но для Китая это «детские» цифры. Так что совсем неудивительно, что «Гаки» наводнили Хайнань как сезонные тайфуны.
Правда, в процессе поиска информации в интернете выяснился еще один занимательный факт: на острове расположен завод компании Haima (совместное предприятие FAW Group и Hainan Automobile Group). Почему факт занимательный? А потому, что нашему журналисту за время пребывания в двух бухтах (Ялонг Бэй и Дадунхай) на глаза попались всего пару Haima. Может, упущение, а может, дело в том, что завод находится в северной части острова (в районе столицы провинции — города Хайкоу), а бухты — в южной.
Кстати, название бренда Haima произошло от слияния двух слов: Hainan (провинция, где располагается завод) и Mazda. В Беларуси марку официально представляет компания «ПарадАвто».
Из-за обилия семейных туристов наиболее популярны на острове минивэны. Если называть модель, которая чаще всего встречалась на пути, то это, бесспорно, Voyah Dream (в некоторых регионах Dreamer). Немудрено: по комфорту и вместительности — идеальный трансфер для того, чтобы добраться из аэропорта до отеля или наоборот. Еще одна распространенная модель, которую чаще всего можно было встретить вблизи гостиниц, — минивэн Maxus MIFA 9, производимый корпорацией SAIC Motor.
Возможно, вы успели заметить: выше упомянуты сплошные «китайцы». Автопром Поднебесной у себя на родине все же победил? Скажем так: навскидку примерно 70% машин на дорогах — чистокровно китайские. «Европейцев» и «американцев» хватает, но если отбросить все «заряженное» (о таких моделях мы поговорим чуть ниже), то это зарубежные бренды, которые имеют свои заводы в Китае.
Электромобили, конечно, в топе. От общей массы машин их точно больше половины: навскидку 70—80%. Как нам рассказал русскоязычный гид, местные власти планируют к 2030 году все население Хайнаня пересадить на электротранспорт. Для этого в первую очередь активно развивают инфраструктуру. «Даже в горах повсюду зарядки», — отметил мужчина.
Электрокарам в Китае достаются зеленые номера, бензиновым — синие, а дизельным — желтые. Вот только последних почти не наблюдается — это в основном коммерческий грузовой транспорт.
Ну а средство передвижения номер один во многих регионах Китая — электроскутеры и мопеды: здесь их гораздо больше, чем, например, велосипедов. Манера вождения их владельцев вызывает ужас: едут на красный, резко сворачивая с проезжей части на пешеходный переход или тротуар. Позади водителя еще может сидеть ребенок или сразу двое — и, скорее всего, они будут без шлемов.
Автопарк юга Китая, если говорить про туристические зоны, ощутимо свежее белорусского. Автомобили в основном 2—3-летние, особенно если говорить про более респектабельный и размеренный Ялонг Бэй. В Дадунхае, который находится ближе к центру города Санья, машины постарше — в потоке можно встретить 10- и 15-летние экземпляры. Но автомобилей, которые попадали бы под емкое описание «корч», — единицы.
Гораздо больше — дорогих и «заряженных» спорткаров. Во время первого же вечернего променада на глаза попались Ferrari 458 Spider, McLaren 765LT и 720S… Собственно, после этих авто ради Porsche Boxter и самых разнообразных и свежих BMW и Audi было лень доставать камеру.
Однако сделали это ради Songsan SS Dolphin, который находился в фойе одного из отелей. Издали мы приняли его за «какую-нибудь американскую ретротачку», но, подойдя поближе, признали это чудо.
Перед нами довольно свежий китайский гибрид, который впервые представили в 2020 году. Различные СМИ называли его пародией на Chevrolet Corvette C1. Несмотря на то что создателем этой необычной машины является компания Songsang Motor, производством занимался концерн BYD. По информации из сети, под капотом автомобиля стоит 1,5-литровый ДВС, который работает в паре с электромотором. В сумме силовая установка выдает 315 л. с. и 535 Н·м крутящего момента. Исключительно на электротяге Dolphin может проехать до 100 км. Разгон до сотни занимает 5,9 секунды. Стоимость необычного современного ретрокара составляет $97 000 в эквиваленте.
Еще один раз мы чуть не обманулись, когда увидели вот это авто:
Издали — что-то американское 1920-х годов вроде Ford Model A. Подходишь поближе — а это китайский электромобиль EAGLE EG6060K с мизерным запасом хода, стилизованный под ретрокар и предназначенный для развоза гостей усадеб, постояльцев гостиниц и т. д. На alibaba.com подобный стоит $7000.
Стоит какой-нибудь очередной китайской марке зайти на наш рынок — в комментариях в интернете сразу объявляются те, кто сравнивает цены на одну и ту же модель в Китае и Беларуси. Логистику, доставку, расходы продавца и желание заработать на своих трудах в расчет, естественно, никто не берет, поэтому дилеры нередко получают неприятные высказывания в свой адрес. Последнего у нас точно не будет, но цифры мы не можем не сравнить.
Напомним: в прошлом году нам удалось обойти сразу несколько шоурумов с новыми китайскими автомобилями. В этот раз мы заглянули в BYD. К большому сожалению, китайцы совсем не хотят учить английский, поэтому с менеджерами автосалона пообщаться не удалось. Ориентируемся на информационные таблички возле машин.
Посередине шоурума расположился «электромалыш» Seagull (он меньше популярного в такси Dolphin). Цена на него начинается от 69 800 юаней (около $9900 по курсу). Бегло изучаем белорусский авторынок и на сайте крупного импортера находим предложения привезти под заказ такой же за $13 200.
По соседству разместился Sea Lion 05. Цена на Хайнане — от 117 800 юаней ($16 650). На белорусских автобарахолках нашли предложения от $22 000—23 000, если говорить про авто в наличии (под заказ — в среднем от $20 000).
Электрический седан Seal 06 в китайском автосалоне предлагают за $15 500 в эквиваленте. У нас — примерно от $24 000 (все зависит от комплектации).
Две последние модели представлены в китайском автоцентре также в гибридной версии. Однако у нас на рынке их найти не удалось — видимо, гибридные BYD не пользуются большим спросом из-за условий ввоза.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by