Хочется научить ребенка водить, а ПДД не разрешают. Краснов рассказывает, как быть

08 августа 2020 в 7:43
Автор: Виталий Петрович. Фото: Влад Борисевич. Видео: Игорь Деменков

Хочется научить ребенка водить, а ПДД не разрешают. Краснов рассказывает, как быть

Автор: Виталий Петрович. Фото: Влад Борисевич. Видео: Игорь Деменков

Часто дети грезят автомобилями. Целый новый мир, крутой и взрослый: ты за рулем, вокруг все мелькает, но все же успеваешь заметить восторженные взгляды менее удачливых сверстников — кто из нас не фантазировал в подобном ключе? Случается, что родители, замечая такую страсть у ребенка, помогают приблизиться к мечте. Говорит, например, папа: «Ну что, будем учиться водить машину?» Ребенок счастлив, папа включает крутого педагога — все отлично. Главное, не заиграться. Потому что вокруг люди, которые думают о своей безопасности, потому что есть Правила дорожного движения и вполне конкретные требования в них, есть понятие ответственности, в конце концов. Так как же научить ребенка ездить и при этом не нарушить вот это вот все?

Папа может все что угодно

Водитель или пассажир

— Я думаю, каждый хоть раз в жизни видел такую картину: едет водитель, а у него на коленях ребенок. Так некоторые папы, как говорится, с молодых ногтей учат своих детей управлять автомобилем. А потом мы от кого-нибудь слышим: да я, мол, с трех лет за рулем, у меня стаж о-го-го, — уверенно рассказывает Юрий Краснов, открывая очередной выпуск своей рубрики. И по лицу видно: уж он-то этих о-го-го и насмотрелся, и наслушался.

Повод для сегодняшней беседы — недавний инцидент в одном из минских дворов. Водитель усадил на колени ребенка, возможно сына, и так вдвоем они задорно рулили по узкому проезду, вынуждая остальных уступать дорогу. Случай в своем роде не уникальный: многие отцы вспомнят, как учили своих детей, и многие дети никогда не забудут, как учились у своих отцов.

— Мы же понимаем, что на самом деле автомобилем управлял взрослый человек, а ребенок просто держался за руль. Может быть, папа давал ему как-то маневрировать, но до педалей ребенок однозначно не доставал, — размышляет, просматривая видео, наш эксперт.

— Как бы там ни было, но по правилам дорожного движения так делать нельзя. Все-таки это дорога общего пользования, тем более двор, где всякое может быть. Поэтому ситуацию нужно рассматривать в том числе с этической точки зрения: можно ли так учить ребенка ездить? А если нет, то как это делать легально и правильно? — Краснов ставит вопрос ребром.

Открываем самую главную книгу — Правила дорожного движения (пункт 2.74): управление транспортным средством — воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального. Ребенок, возможно, как-то воздействует на руль, однако, как можно предположить, автомобилем управляет все же взрослый человек: он воздействует на педали, да и рулевое управление в конечном счете находится под его контролем. То есть в данном конкретном случае вряд ли нужно говорить о передаче права управления, скорее речь может вестись о нарушении правил перевозки пассажиров. А последние должны находиться на своих местах, быть пристегнутыми ремнями безопасности, а в случае с ребенком должно обязательно использоваться специальное удерживающее устройство. Короче, вопросы к папе есть.

— Мне трудно вспомнить случай из практики, когда отец с сыном, вот так обучаясь вождению, попали бы в серьезную аварию. Но нужно понимать, что это дорога. И папа не может все контролировать, каким бы опытным и классным он ни был. Что-то можно упустить из виду именно потому, что на коленях сидит ребенок. Представьте, что кто-то врезался в эту машину. И малыш оказывается зажат между рулем и телом взрослого человека, — отмечает ведущий рубрики.

И все же эта история разительно отличается от другого случая, который мы описывали ранее: отец, желая поучить сына вождению, нашел пустую парковку и пустил 9-летнего мальчика за руль одного. Это заметили сотрудники ГАИ, в итоге водителя привлекли к ответственности.

— При этих обстоятельствах действительно можно говорить о передаче права управления лицу, не имеющему права управления, что является серьезным нарушением. Отец прекрасно знает, что прав у его сына нет, но пускает его за руль. Мотив отца понять можно, но с точки зрения закона он поступает неправильно. В результате нужно составлять протоколы и на него — за передачу, и на ребенка — за управление транспортным средством при отсутствии на это права. Затем материалы передаются в инспекцию по делам несовершеннолетних, где и ребенка, и всю семью могут поставить на учет, а это пятно в биографии. А если случится ДТП, то еще и от страховой компании можно получить регресс за то, что за рулем находился человек, не имеющий права управления. Такие вот неприятные последствия, хотя изначально умысел был хороший — уделить время ребенку, чему-то его научить, — рассуждает Юрий.

Проще — не значит лучше

Вернемся к случаю в Слепянке: водитель оставался за рулем сам, усадив на колени ребенка.

— Обычно родители учат детей водить на совсем глухой дороге, часто где-нибудь в деревне. Хотя однажды я видел такую картину на Партизанском проспекте: взрослый мужчина усадил на колени сына и ехал с ним по оживленной дороге, — вспоминает бывший сотрудник Госавтоинспекции. — Как минимум это вызывает негодование окружающих, люди могут сообщить в ГАИ. То же самое произошло и в рассматриваемом случае: девушка, которая увидела, что за рулем встречного автомобиля находится (как бы там ни было) ребенок, была удивлена и опубликовала видео. 

К слову, этот ролик вызвал возмущение среди читателей. Видели лучший комментарий? «Надеюсь, последняя на 2 года папина поездка инструктором».

— Я своих детей тоже учил водить, но делал это на закрытых площадках, — говорит ведущий рубрики. — Моему младшему сыну 12 лет, и он уже пробовал начинать движение, маневрировать, но при этом не на дорогах общего пользования.

Минские дворы — это всеобщая головная боль. Там тесно, ничего порой не видно, и в любой момент отовсюду могут выскочить дети. Кажется, это не лучшее место для обучения вождению, чем и вызван гнев в комментариях.

— Учить надо, но делать это нужно безопасно, — считает Юрий.

Хороший вариант — привести ребенка в картинг

Вы слышали когда-нибудь о картинге? Не о том, который напрокат и с друзьями, а о профессиональном, где начинают карьеру будущие Верни и Лоттереры. Мы приехали в гости к Александру Матвееву, руководителю гоночной команды BKS Team и школы картинга для детей.

— Картинг — это один из возможных вариантов становления будущего водителя, — заговорщицки подмигивает Краснов, входя в гараж с картами. — Так-с, и с какого возраста к вам можно записаться?

— С 5 лет уже можно начинать, — уверенно отвечает Александр.

— Вот смотрите, товарищи родители. Еще с дошкольного возраста вы можете приводить своего ребенка на картинг, где он будет получать действительно полезные навыки от квалифицированных специалистов. Причем, как мне видится, картинг хорош еще и тем, что здесь, когда поворачиваешь руль, видно, как поворачиваются колеса. Для начинающего водителя это очень здорово. У взрослых в автошколе, на больших машинах, такой возможности нет, а воображение не всегда выручает. Так что уверен, что в первую очередь детям, даже для понимания того, как все движется, как этот прямоугольник транспортного средства маневрирует в пространстве, картинг очень полезен, — ручается Юрий.

Александр тем временем рассказывает, что школа занимается с детьми, увлеченными этим видом спорта. А таких предостаточно. Не факт, что из каждого вырастет Шумахер, но если ребенку нравится ездить, то почему бы не предоставить ему такую возможность?

— Постоянно звонят родители: а возьмите нас, а у нас машинки, а мы мультики смотрим только про машинки, нам это надо. Приходят дети, и по ним действительно видно, что им не нужны другие занятия, не нужны игрушки — они хотят ездить, — улыбается руководитель школы картинга. — И вот они не могут иной раз досидеть и терпеливо выслушать теоретическую часть, технику безопасности — им не терпится сесть за руль. Но мы находим подход. Конечно, в 5 лет еще все непросто. Я бегаю рядом с картом, подсказываю, где правая ножка, где левая. Педали мы заматываем изолентой — зеленой и красной, — чтобы ассоциации появлялись, где газ, а где тормоз. Действительно, очень помогают открытые колеса.

— Увы, в 5 лет ребенок не смотрит, куда он едет. Ну максимум на метр вперед. Пока ему интереснее смотреть на колеса, на руль. Иногда ворона пролетит — тоже мощный отвлекающий фактор.

Но все же мало-помалу дети начинают ездить самостоятельно. Мамы хлопают в ладоши и не могут поверить: только-только ребенок в песочнице куличики лепил, а вот уже сам управляет такой штуковиной.

— Не знаю, наверное, какие-то рефлексы у детей срабатывают, но они действительно быстро осваиваются. Малыш, который плакал и не хотел садиться в карт и который только за конфету надел шлем, через месяц уже начинает носиться со скоростью, когда зрителям становится страшновато, — говорит Александр.

Все немного смущаются: если ребенок с такого возраста привыкает ездить быстро, не останется ли эта привычка и в зрелом возрасте?

— Мы не просто учим гонять. Мы учим гонять по правилам. Картинг — это бесконтактный вид, это не какие-то там гонки без правил, где нужно выбить всех соперников, а самому любой ценой добраться куда-то. Да, за рулем карта нужно ехать быстро, но в рамках правил. Есть правила картинга, есть правила дорожного движения. Ребенок привыкает понимать правила и соблюдать их, спорт в этом отношении дисциплинирует, а не расслабляет, — успокаивают в школе.

Здесь разработана даже мотивационная программа, которая предусматривает как поощрения, так и наказания, в том числе за несоблюдение правил. Наказывают приседаниями. Небезопасно выехал на трассу, совершил опасное опережение или какой-то другой необдуманный маневр — приседаешь.

Вот бы и ГАИ так: видишь, человек на обочине приседает — значит, нарушитель, скорость превысил, например.

— Дети учатся водить безопасно, совершать обгоны, видеть траекторию. Потом и с ними легко, и им самим легче, — говорит Александр.

— Тогда не удивлюсь, если такие дети потом и родителям где-то подскажут, как не нужно вести себя за рулем, — смеется ведущий рубрики.

— А полно таких примеров! У меня есть ученик Алексей, ему 6 лет. Мама жалуется, что как только она начинает немного лихачить — где-то скорость, где-то обгон, — сын ей тут же делает замечание. И это же не инспектор, тут все серьезнее, — улыбается руководитель школы.

Важная ведь штука. У ребенка в любом случае будет свой ориентир из мира взрослых, на чьем примере он подсознательно станет учиться. Хорошо, если достойным примером может быть родитель, который ездит спокойно и безопасно. В крайнем случае можно прибегнуть к помощи профессионалов — учителей по автоспорту.

Помимо этого предусмотрено и изучение технической части. Так что ребята постарше — лет десяти — уже знают, что такое поршни, коленчатый вал и так далее. Если у родителей своя СТО, будет о чем поговорить в свободное время.

— Я тоже считаю, что чем раньше ребенок приобщается к устройству автомобиля, к принципам управления, тем проще ему будет в будущем и тем более безопасным водителем он в конечном счете станет, — кивает головой Краснов.

Не поддавайтесь стереотипам: в школу картинга приходят и девочки.

— Девочек у нас занимается много, и, что важно, очень быстрых девочек. Для своих лет они показывают просто отличные результаты, — отметил Александр.

Он рассказал, что одна из его учениц — Ксения — прошлой осенью ездила в составе белорусской команды на соревнования FIA Games в Италию. Наши соотечественники заняли там седьмое место среди тридцати команд.

— Для меня важно, что среди учеников нет тех, кому скучно, кто не знает, для чего пришел. У нас все фанаты своего дела. Был у меня ученик Павел. Он уже взрослый, теперь сам помогает учить малышей. А раньше родители мне жаловались: вся семья ест, а Паша вилкой едет по столу, будто по трассе, — у него гонки. Вот они все такие, понимаете? — смотрит в глаза руководитель школы.

Мечта Краснова

Вы замечали, что с увлеченными людьми крайне интересно беседовать? Дай им только слово, этим фанатам автомобильного дела.

— Водить машину... О, это была моя самая главная мечта! Я ждал выходных, когда папа давал мне проехать хоть немного за рулем. Помню, что даже когда учился в университете, я садился к окну и вместо того, чтобы слушать лекции, смотрел на улицу и мечтал о собственном автомобиле. Мне хотелось работать водителем, таксистом, чтобы была своя машина, на которой можно было бы каждый день ездить. Да я еще в техникуме на учебу забил! Меня спрашивали, мол, Краснов, кем ты будешь? А я знал, что хочу быть водителем, — предается воспоминаниям серьезный ведущий серьезной рубрики.

Юрий уверяет, что и сегодня для него нет большего удовольствия, чем сесть за руль и проехать километров эдак тысячу, а то и поболе.

— У меня так сложилась судьба: я действительно много времени провожу за рулем — езжу сам, да еще и других людей учу водить, — констатирует Краснов известный факт.

А вот с такси как-то не вышло — упущенная возможность, ничего не поделаешь.

Внимание, раскрываем тайну. Как думаете, о какой машине мечтал юный Юрий Краснов?

— Я хотел Skoda Favorit. Это была первая иномарка во дворе. Ты, наверное, догадываешься, что по сравнению со всякими там «восьмерками»-«девятками» это был просто космос!
Skoda Favorit. Фото: Autowp.ru

Случаи из практики

От юношеских мечтаний уже взрослого человека вернемся к детским желаниям.

— Я считаю, что ребенка можно и нужно учить водить. Но делать это следует осознанно, чтобы у него после этого не появилось соблазна стащить ключи и поехать самому, чтобы он не мог никому причинить вред, а получал полезный навык, готовился стать настоящим, безопасным водителем, — рассуждает Юрий.

Сам он не раз и не два видел, как излишняя самоуверенность приводила к нежелательным последствиям.

— Были случаи, когда ребенок брал без спроса (а иногда даже с ведома) отца ключи и куда-то ехал. Помню, в Боровлянах подъезжает к дому автомобиль, а за рулем никого не видно. Смотрю, ребенок выглядывает с водительского места — может, лет семь пацану, — вспоминает собеседник. — Подхожу к его отцу: «Почему ребенок здесь ездит?» — «Так он тут живет». — «А за руль вы его зачем пустили?» — «Так он умеет водить».

Но это еще не самый плохой вариант. А помните, как в Могилеве 9-летний пацан взял папину Audi, чтобы съездить в школу на уроки? Папа ничего не знал и заявил об угоне.

— В Уручье как-то остановили ребенка за рулем. Папа — дальнобойщик, уехал в рейс. А сын взял ключи и поехал кататься. Так он машину взял с охраняемой стоянки! Как-то же умудрился выехать, что сторож ничего не заметил, — еще одна история от Краснова.

К сожалению, не все истории оканчиваются хорошо. Недавно несовершеннолетний водитель сбил ребенка на перекрестке. Еще раньше двое подростков попали в аварию на чужом BMW: хорошо еще, что сами не пострадали.

— Если хочется учить ребенка ездить на автомобиле, то вполне достаточно начинать обучение с 16 лет, — считает наш эксперт. — Двух лет до 18 вполне хватит, чтобы, приезжая в выходные дни на закрытую площадку, понемногу тренироваться. И с этим опытом, когда молодой человек придет учиться в автошколу, у него уже все будет классно получаться. Желание посадить за руль малыша — оно неплохое. Но нужно понимать, что в совсем юном возрасте пусть он лучше занимается в какой-то спортивной секции. Это у них, у спортсменов, так заведено: чем раньше стал заниматься — тем лучше.

Безопасное детство

А вы знали, что в Минском государственном дворце детей и молодежи действуют секции картинга и мотоспорта, а еще там учат ездить на настоящем автомобиле? Теперь вот знаете.

— Детей мы принимаем с самого младшего возраста, буквально с трех с половиной лет. Мы обучаем их навыкам безопасного поведения на дороге: малыши изучают ПДД, катаются на педальных машинках, на самокатах, знакомятся с жестами регулировщика и так далее, — рассказывает Владислав Богдан, руководитель центра «Безопасное детство». — В образовательные программы входят также методы оказания первой помощи пострадавшему в ДТП. Ну а далее ребята свой образовательный маршрут могут продолжить в автошколе, на занятиях по картингу, мотоспорту. Они не только изучают правила и основы вождения, но и становятся юными техниками, узнают устройство автомобиля.

Юрий Краснов (слева) и Владислав Богдан

Таким образом, если уж родителям очень хочется, чтобы ребенок пораньше приобщился к автомобильной тематике, — возможности есть.

— Здесь, в Минском государственном дворце детей и молодежи, учат ездить на вполне взрослом автомобиле. Он называется «Ока», — говорит Краснов, восторженно глядя на этот редкий по нынешним временам экземпляр. — Эта замечательная машина — настоящая легенда автопрома. Про нее даже анекдот есть...

Скажем прямо: про «Оку» анекдотов много, вспомните свой любимый, и поехали дальше.

Обучение с инструктором стоит порядка 70 рублей в месяц. На площадке выставляют фишки, и дети с помощью инструктора учатся управлять автомобилем, чувствовать габариты, понимать основы. И никого не нужно сажать на колени.

— Я считаю, что даже в школах реально было бы так организовать учебный процесс, чтобы старшеклассники могли изучать какие-то азы, пробовать управлять машиной. Говорят, за рубежом такое практикуется, — размышляет Юрий.


Концовку на свой лад переписал не пойми откуда взявшийся мальчишка с игрушечным самосвалом. Знакомьтесь, его зовут Макар. Он с ходу разобрался, в чем тут дело и с кем нужно решать вопросы: Макар готов был отдать Краснову свой самосвал в обмен на явно приглянувшуюся ему «Оку».

— Мы с Макаром, будущим самым лучшим водителем, советуем вам: если вы хотите научить ребенка водить машину — отправляйте его в специализированную секцию, где его смогут нормально всему научить, — подвел черту эксперт.

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by