05 января 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

«Борьба продолжается!» Что происходит в минском дворе, который очистили от автомобилей

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Этот минский двор в одночасье стал знаменитым. К председателю ЖСПК Александру Иванову, очистившему подъездные пути от автомобилей, зачастили журналисты, перенять опыт хотят в Москве, руководители коммунальных предприятий шлют благодарности: «Вот все бы так». Об уникальном для города социальном эксперименте в Каменной Горке Onliner.by сообщал чуть больше года назад. Однако оказалось, что реализовать необычный проект мало, самое сложное — отстоять, не сдаться под напором бюрократов и агрессивно настроенных автовладельцев. «Давление ощущается постоянно, но я менять убеждений и принципов не намерен», — предупреждает Иванов. На днях мы заглянули в неординарный двор по адресу Кунцевщина, 9, — узнать, как дела и что изменилось.

Когда заходишь в сам двор, невольно возникает ощущение диссонанса. С одной стороны — обычный местный проезд соседнего дома, заставленный машинами. Мусоровоз пятится задним ходом, истошно пищит спецсигнал. Словом, будни обыкновенного минского спального микрорайона.

С другой стороны — пустой двор, в котором жизненное пространство очищено от автомобилей. Как будто кто-то взял и вывез все транспортные средства прочь. Говорят, когда при вызове такси жильцы пытаются объяснить, как проехать, водители их перебивают: «Кунцевщина, 9? Так это двор, где нет машин… Знаем, знаем».

Тотальная деавтомобилизация двора — это результат планомерной работы упрямого председателя ЖСПК. Начиналось все несколько лет назад с уговоров, потом Иванов стал системно фиксировать нарушения и пересылать снимки в ГАИ, а затем принципиально изменил организацию дорожного движения.

Именно в расположении столбиков, полусфер, заужении проезжей части, мини-круге заключается все новшество. И хотя ограничение парковки в жилых зонах в западных городах обычная практика, у нас любое наступление на интересы автовладельцев преподносится как несправедливая дискриминация (что интересно, расширение парковки за счет газона, напротив, считается всемирным благом).

Доселе ни у кого еще не поднималась рука так беспардонно выставить автомобили за пределы двора. Прецедент создан. Теперь на разного рода совещаниях двор по адресу Кунцевщина, 9, приводят в качестве примера того, что все реально — надо только захотеть. Но пока проект не масштабирован в городе. Наоборот, Александр Иванов по-прежнему сталкивается с недовольством и противодействием.

— Знаю, что в конце 2015 года поступила жалоба, в которой просили демонтировать полусферы и отменить все новшества, — рассказывает председатель ЖСПК. — Подписи под жалобой оставил 31 человек. В основном это жильцы соседних домов. Вроде бы немало. Но если учесть, что общее число жильцов домов — около 600 человек, то понимаешь, что это сродни арифметической погрешности. Так что бумага хода не получила.

Любимый аргумент у противников подобных мер: «А у него вообще есть машина? И где тогда паркуется?» Иванов — заядлый автомобилист, за рулем более двадцати лет. Свое транспортное средство оставляет на гостевой стоянке за пределами двора, и предлагает парковаться там же остальным.

— По-прежнему пристально наблюдаю за ситуацией на пустыре. Как помните, предлагал организовать там охраняемую стоянку, — Иванов все время подчеркивает, что не выступает против автомобилей, однако, по его мнению, во дворах приоритет должен быть у людей — безопасность превыше. — Когда-то там планировалось сделать что-то вроде дома быта, но ничего не изменилось. Почему бы не организовать на этом месте парковку?

Если же нужно разгрузить что-то тяжелое, для таких случаев в самом дворе было предусмотрено четыре специальных места. По задумке председателя ЖСПК, занимать их можно только на время. На это указывает надпись на асфальте — «Для разгрузки». От одного места пришлось отказаться — парковаться там запрещено по ПДД (со стороны жилой застройки), ответили ему в ГАИ.

— Тогда я сам закрасил надпись, — признается Александр Иванов. — Осталось три места, но и этого вполне хватает. Как видите, они не заняты или же машины паркуются на время. Люди привыкли и поняли, что это здорово. Ко мне иногда приходят жильцы и кивают на соседний дом: какой же там ужас творится, хорошо, что у нас не так.

Одно из мест для разгрузки

Когда мы приехали, во дворе находились две машины — кроссовер Toyota и микроавтобус Ford. Первый стоял в регламентированном месте (вскоре уехал), второй — с открытой дверью прямо возле круга, указывая, что идет разгрузка. Всякий, кто паркуется в проезде, автоматически блокирует движение. На это и расчет — на такую наглость редко кто решается. А если все же решается, то пытается обеспечить алиби.

Вдруг появляется мусоровоз. Как быть? Иванов быстро направляется к микроавтобусу и что-то выговаривает водителю. Слышны слова: «Неужели разгрузка — это индульгенция?» Последний не спорит и быстро уезжает. Видно, что с упрямым председателем особо не попрепираешься. Иначе тот фиксирует нарушение и отправляет заявление в ГАИ с просьбой привлечь к ответственности, как уже было не раз.

— Руководствуюсь тем же принципом, что и раньше: сначала выдаю предупреждение, а если не помогло, перехожу к реальным действиям, — Иванов демонстрирует папку с листочками-предупреждениями, которые кладет под дворники автомобилей.

Председатель ЖСПК разработал целую систему: припарковавшимся с нарушениями ПДД или занимающим временные места, на его взгляд, необоснованно долго он в первый раз кладет листочек зеленого цвета, во второй — оранжевого, в третий — красного. Собран целый архив: кто и когда нарушил, какое принято решение… Все очень серьезно!

В предупреждении Александр Иванов обязательно делает отметки о марке, госномере автомобиля и дате

— Несколько раз мы описывали ситуации, когда минчане, принципиально вызывавшие ГАИ на соседей в связи с неправильной стоянкой автомобилей, сталкивались с проблемами. Их публично оскорбляли, повреждали машины… — вспоминаем.

— Во-первых, я всегда действую открыто и публично, а сначала честно предупреждаю. Не помогло? Ну извините, — разводит руками Александр Иванов. — Во-вторых, с противодействием тоже сталкивался. Например, меня пытались обвинить, что я якобы повреждаю чужое имущество. Но предупреждения я размещаю с помощью небольших стикеров. Это не наклейки «СтопХам»! Как-то на меня подали заявление за ложный вызов милиции. А когда стали выяснять, то оказалось, что в тот раз нарушитель был привлечен к ответственности.

Тем временем водитель МАЗа ловко проезжает по освободившемуся проезду и заруливает на круг. Его помощник в это время выгружает контейнеры. Все занимает пару минут. Для сравнения: в других дворах этот же процесс может растянуться на полчаса и более. Приходится двигаться задним ходом, существенно повышается риск совершить ДТП, а иногда вывезти мусор и вовсе не удается.

— Однажды к нам тоже не смогли попасть, — вспоминает председатель ЖСПК. — На общем местном проезде двух домов водитель Opel припарковался, мягко говоря, неудачно. Пришлось везти контейнеры туда, куда смог добраться мусоровоз. Вереница из контейнеров растянулась на весь двор. Разве это нормально?

Именно по этой причине новатор из Каменной Горки ранее установил полусферы также на общем проезде. Некоторое время назад его попросили их убрать. В ответ Иванов… добавил еще. «Дело не во вредности. Просто это общий проезд и касается моего дома. Я защищаю интересы жильцов, которые мне доверяют»,— подчеркивает наш собеседник.

Тогда председателя попросили предоставить разрешение. На каждое действие у Иванова заготовлен соответствующий документ. Например, есть письма, подтверждающие, что схема согласована с администрацией Фрунзенского района. Ко всему мужчина подходит обстоятельно, досконально изучает нормативы, постановления.

Интересно, что коммунальные предприятия и экстренные службы по адресу Кунцевщина, 9, шлют благодарности. Иванов показывает письма от главврача городской станции скорой помощи, предприятия Remondis, которое вывозит мусор, и др. То есть те, кто знает о ситуации в минских дворах не понаслышке, оценили усилия председателя ЖСПК. Основное противодействие идет от кабинетных чиновников, которые периодически предпринимают попытки объявить все новшества незаконными.

— Мне кажется, противники этой схемы мыслят как обыватели, — считает Александр Иванов. — Как-то состоялся разговор с одним чиновником, который выступил против полусфер. Он мне заметил, мол, кто будет кормить моих детей, если я каждую неделю там картер буду повреждать. Отмечу, что за несколько лет таких случаев не было. Да и потом, разве картер важнее безопасности детей? Если мы заставим все дворы автомобилями, то ограничим обзор, создадим крайне опасные условия. Дилеммы — дети или машины — лично для меня быть не может…

Освободив двор от автомобилей, мужчина планировал его преобразить, провести масштабное благоустройство. Как идет реализация намеченного? Председатель, явно ожидавший вопроса, удовлетворенно кивает: «Я освоил такой эффективный инструмент, как петиции в интернете. По закону они воспринимаются как электронное обращение, и это приносит результат. В частности, нам удалось добиться того, что в квартале из пяти домов за счет застройщика высадили пять тысяч кустов и 162 дерева. Летом инициировал восстановление во всем микрорайоне скамеек, качелей и т. д. Правда, петицию подписали пока всего 47 человек».

А вот идею со шлагбаумами председатель ЖСПК категорически отметает. Говорит, они могут быть уместны только возле крупных объектов притяжения. Его же двор расположен в спальном микрорайоне, тут нет большого тяготения автомобилей. Так от кого закрываться? Конкуренцию создают друг другу соседи, а не чужаки.

— К тому же это создаст проблемы для обслуживающих организаций: газовой службы, доставщиков пиццы, экстренных служб и т. д., — считает Александр Иванов. — Шлагбаум не исключает лазейки. Тот, кому очень сильно захочется, все равно получит доступ: договорится с кем-то из жильцов или узнает код.


«Борьба продолжается!» — утверждает на прощание председатель ЖСПК. На днях его вызвали в ГАИ — составили протокол за парковку как раз на временном месте, когда он разгружал плитку. Вменяют нарушение пункта 138.2 ПДД (остановка и стоянка разрешаются на правой по ходу движения обочине, а при отсутствии обочины или невозможности остановиться на ней — у края проезжей части дороги параллельно ему, за исключением тех мест, где с помощью дорожных знаков или дорожной разметки допускается иное расположение транспортных средств). Возникло ощущение, что это только утвердило хозяина двора в правильности принятых решений. Пока одни сомневаются и идут на поводу у эгоизма, другие берут и наводят порядок.

Детские уличные комплексы и горки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by