23 марта 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Весна показала, кто и где стоял. Репортаж о конфликтной эвакуации из дворов

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Вчера во дворах по улице Кольцова в Минске, несмотря на похолодание и весенний дождик, было жарко. Автомобили на газоне (точнее, на том, что от него осталось), экипаж ДПС, эвакуатор, ну вы поняли... Одни пытались научить водителей культуре парковки, другие гневно спрашивали: а где расширение стоянки и когда будет капремонт двора? Городские власти не первый раз проводят такие акции совместно с экологами и ГАИ, и всегда это вызывает чересчур бурную реакцию у жильцов, многие из которых расценивают стремление призвать к соблюдению правил остановки и стоянки как вторжение на свою территорию. Корреспондентам Onliner.by, самим столкнувшимся с агрессией одного из жильцов, акция «Я паркуюсь как...» напомнила попытку засунуть голую руку в злой улей.

Проблема была заложена еще в советские времена, на стадии застройки жилого квартала, внутри которого расположены детский сад и школа. Узкие проезды, крохотные парковки и дворовые заторы утром и вечером. Разумеется, покушение на зеленую зону совершается регулярно. Собственно, и зеленой зоны (во всяком случае, возле проезжей части) нет — голая земля и следы протекторов шин. Граница нетронутого газона, где начинает пробиваться трава, четко заметна: она проходит возле деревьев и кустов, куда машины физически не могут проехать без наезда на препятствие.

— Этот двор выбран неспроста, — демонстрируют копию одного из писем сотрудники Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. — К нам обращались граждане, просили посодействовать в решении вопроса.

— Пишут в основном пожилые люди? — интересуемся. Многие водители считают, что это удел лишь неработающих пенсионеров, которым «делать нечего».

— Отнюдь! Обращается и молодежь.

Вообще, это характерная проблема социологического толка: у нас хорошо слышно мнение автомобилистов, которые занимают активную жизненную позицию и представляют ядро общества. Однако в вопросах дворовой парковки они могут оказаться в меньшинстве. Ведь на территорию вправе претендовать пенсионеры (кстати, куда исчезли бабушки со скамеечек?), молодые мамы с детьми и просто жильцы, не имеющие машин.

В начале акции ее участники кладут под дворники неправильно припаркованных автомобилей листовки с предупреждением. Таковых немало: одни полностью или частично занимают пешеходные дорожки, другие — газоны. Вскоре подключается силовая поддержка в виде сотрудников ГАИ и эвакуатора. Решают, какие транспортные средства будут принудительно отбуксированы.

Сразу несколько машин стоят непосредственно возле калитки детского сада. Паркуются тут в два ряда. Но места все равно мало, и три автомобиля находятся на газоне. Растительности там пока не наблюдается — только лужи, грязь и масляные подтеки. Экологи говорят, что в результате «отравления» нефтепродуктами и тяжелыми металлами угнетается корневая система деревьев и кустарников, природный слой загрязняется на 10—15 сантиметров в глубину. Заменить его стоит немалых денег...

Инспекторы выбирают один автомобиль из тройки. Появление эвакуатора как последнего аргумента вызывает моментальный эффект. В окна выглядывают жильцы, кто-то даже вышел из подъезда, чтобы поближе посмотреть на происходящее.

А вот и владелец Kia Shuma. Сотрудники ГАИ просят предъявить документы и убрать автомобиль с газона. Мужчина обращается за помощью к соседу.

Пока на эвакуатор грузят Mitsubishi Galant, появляется собственник еще одной машины — микроавтобуса Ford. Объясняет, что какое-то время автомобиль находился на проезжей части, но из-за ремонтных работ попросили переставить. По его словам, машина всю зиму простояла на одном месте (чтобы не мешать другим водителям), и даже завести ее сейчас сложно.

Только-только завершается погрузка Mitsubishi, а автомобиль уже требуют снять. По закону собственник транспортного средства имеет на это полное право, если, конечно, эвакуатор не уехал. У растерянного молодого человека в руках документы: значит, просьба обоснованная.

Всех троих инспекторы просят пройти для составления административного материала. Можно сказать, обошлись легким испугом: на первый раз за это грозит штраф в 1 б. в. (сейчас — 23 рубля), за повторное в течение года нарушение правил остановки и стоянки — 2 б. в. (46 рублей).

Услуги эвакуатора стоили бы дороже. C конца прошлого года отбуксировка с полной погрузкой стоит 60 рублей, с частичной — 50. Один день хранения на штрафстоянке обойдется в 7 рублей за первые трое суток, в 4 рубля — с четвертых по девятые сутки, в 3 рубля — с десятых суток.

Владелец одного чуть было не эвакуированного автомобиля объясняет журналистам: «У нас проходной двор какой-то. Утром и вечером родители везут детей в детсад. Машины разъехаться не могут... Поставили бы шлагбаум, но не разрешают из-за садика. Тут самим парковаться негде».

Присутствие во дворах детских учебных заведений сильно осложняет задачу. Это сильный объект тяготения в определенное время. Возникает, конечно, вопрос, почему люди сюда ездят на автомобилях? Детсад вроде бы самый обычный...

Вскоре ответ был получен сам собой. В одном из дворов на «зеленой зоне» припарковалась Volvo, водитель которой направился в сторону детсада. Минут через 10—15 он появился с ребенком за руку. Когда сотрудники ГАИ попросили документы и стали разбираться в ситуации, оказалось, что мужчина живет «буквально в двухстах метрах отсюда». Логично предположить, что ехал с работы и решил забрать ребенка по дороге, но была ли реальная необходимость ехать в заведомо проблемный двор на машине?

Чтобы разрулить подобную проблему, требуются сверхусилия. Сейчас в городе проводится эксперимент: в каждом районе выбрано по одной школе, возле которых организацию дорожного движения хотят сделать образцовой — с пикап-зонами и безопасным путем на учебу детей. В этом процессе непременно будут задействованы дворовые территории, поскольку школьники в основном идут через них. А пока эксперты призывают всех минчан сообщать о проблемных местах города с помощью специального приложения «БАЭС-Локатор».

Между тем сотрудники ГАИ перемещаются в соседний двор. Возле хрущевки узкий местный проезд и ма-а-аленькая парковка в конце. Неудивительно, что весь «газон» изрыт автомобильными шинами, а характерные разрушения бордюров свидетельствуют о регулярном их «штурме».

Эвакуатор подъезжает к Mazda, стоящей на пешеходной дорожке. Женщина, заходящая в ближайший подъезд, обрушивается на инспектора с гневной тирадой: «А почему вы не расширяете парковки? Где капремонт дома?» Ее негодование понять можно, правда направлять такие претензии нужно не в ГАИ, а в администрацию района или коммунальщикам.

Через пару минут появляется парень в строительной одежде: «Подождите, сейчас хозяин подойдет». Но документов на автомобиль у него нет, и эвакуатор уезжает... Вскоре действительно приходит еще один молодой человек. Расстроенный, выясняет, куда ехать.

Разговорились с матерью водителя. Женщина сетует на отсутствие парковок и ссылается на то, что все так оставляют машины. В самом деле: владельцы автомобилей, ранее припаркованных на тротуаре, спешно ретируются, пока не добрались до их транспортных средств.

Обращаем внимание, что в этом дворе на газоне сделано подобие экологичной парковки на одно место. Такая альтернатива всерьез рассматривалась в то время, когда председателем Мингорисполкома был Николай Ладутько. Широкого распространения подобные экостоянки не получили, хотя кое-где встречаются.

— А вы бы были готовы финансово поучаствовать в создании такого парковочного места? — интересуемся у жительницы дома.

— Хм, надо подумать. Почему бы и нет? — задумывается та.

Конечно, это совсем не гарантия, что парковочное место не займет сосед. Блокировать стоянку (а такое случается), даже если ты платил за обустройство свои кровные, незаконно, поскольку это общая городская территория.

В соседнем дворе экопарковками оборудованы несколько мест. После зимы выглядят они не очень презентабельно, зато оставить автомобиль там можно с чистой совестью. Таблички предупреждают, за чей счет это сделано.

К разговору подключается еще один жилец дома. Хитро улыбаясь, сообщает, что не боится за машину — мол, припарковался подальше от дома, но по ПДД. Оказывается, накануне эвакуаторы уже заезжали сюда. Как часто бывает, автомобилисты решили, что это разовая акция.

В целом реакция предсказуемая. Большинство водителей воспринимают подобные меры как случайные мероприятия: «Просто нам не повезло». Если же заглянуть в соседний квартал, наверняка можно будет наблюдать похожую картину.

А некоторые уже стали искать виновных: «Я знаю, кто жаловался... Это, наверное, та соседка с 5-го этажа».

В то же время мать водителя Mazda задавалась резонными вопросами: «Ну вот эвакуировали, а зачем? Почему не предупредили заранее? Развесили бы предупреждения, в конце концов».

На наш взгляд, точка зрения женщины имеет право на обнародование. Да, водители нарушили ПДД, но ведь это носит массовый характер. Если проектировать системный эффект, а не отторжение у самих жильцов квартала, то нужно изгонять машины с зеленой зоны планомерно, обсуждая этот вопрос с автомобилистами и проводя социсследования. А потом продемонстрировать, какой может быть альтернатива. Мол, раньше тут стояли машины, были масляные подтеки, а теперь — хороший игровой комплекс для детей или волейбольная площадка. Посмотрите и сравните!

Похожую реакцию мы не раз наблюдали во время таких акций, например, в Серебрянке. Люди в открытую называют это вторжением на свою территорию: «Мы тут десятилетиями живем, и всех устраивает...» А как только эвакуаторы и служебные автомобили ГАИ скрываются за ближайшим поворотом, все возвращается на круги своя и снова шины трамбуют некогда плодородную почву.


Минские дворы являют собой скопление проблем не только дорожного и коммунального характера. Решить их одним махом с помощью силы — эвакуатора и экипажа ДПС — невозможно. Вряд ли кто-то будет спорить, что парковаться на зеленой зоне плохо, но требовать сиюминутного исправления ситуации без интеллектуальных и финансовых вложений по меньшей мере наивно. Нужна комплексная программа, реализация которой может занять годы. Но с чего-то начинать надо. В Германии и Дании тоже не сразу решили дворовую проблему, однако постепенно автомобили были вытеснены из жилой зоны.

Семена для газона в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by