Банальный вопрос о том, кто должен был уступить дорогу на Запорожской площади в Минске, вызвал отчаянные споры не только на форуме и в комментариях к публикации. Внешне все выглядит очевидно: на кругу установлен знак «Главная дорога», перед выездом на кольцо (со стороны троллейбуса) — разметка 1.13, которая требует уступить дорогу. Но в зафиксированной ситуации и троллейбус, и автомобиль уже находились на кольце! Юрий Краснов считает: автор видео все равно должен был уступить, но уместнее ссылаться на другой пункт ПДД, нежели на приведенный в предыдущей статье. Что говорят в ГАИ?
Отчаянные споры вызвал ролик, сделанный пользователем teckbull. Водитель двигался по кольцу, на котором, как считают многие автомобилисты, они имеют преимущество. При съезде траектории его и троллейбуса пересекались и автор видео вынужденно ушел на второй круг.
Сам он впоследствии признал: «Если учитывать, что у обоих главная дорога, то у меня была помеха справа. Плюс к этому — он [троллейбус] везет людей, поэтому чисто по-человечески нужно было предоставить ему преимущество. Я решил, что он мне уступает, так как притормаживал, и поехал. Короче, надо было затормозить, перекрыть две полосы на кольце и дождаться, пока троллейбус закончит маневр».
Интересно, что в голосовании мнения разделились. Бóльшая часть пользователей считает: должен был уступить троллейбус. Чуть меньшее число проголосовавших убеждены: необходимо было пропустить общественный транспорт.
Когда в редакцию поступил комментарий пресс-службы Минской ГАИ, многие удивились еще больше: «Водитель троллейбуса имеет преимущество. Необходимо руководствоваться п. 59 Правил дорожного движения, в котором указано, что „при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа“. То есть именно водитель авто должен был уступить водителю троллейбуса».
Вместе с Юрием Красновым, к которому также обращались по этому вопросу, мы выехали в проблемный узел. Вот несколько ключевых моментов, на которые обратил внимание ведущий рубрики.
Во-первых, это один, а не серия перекрестков (как можно было бы посчитать). Пруф — знак «Круговое движение», установленный при въезде на кольцо.
— Что это означает? — рассуждает Юрий Краснов. — Знак указывает направление движения по кругу, а перестроения на данном перекрестке разрешены.
Как считает эксперт, движущиеся по кольцу полагают, что они находятся на главной дороге и имеют приоритет.
— Однако возникает двоякая ситуация, когда один водитель уже выехал на круг, а другой продолжает движение по нему и хочет съехать с кольца, — продолжает Юрий Краснов. — Получается, в этот момент оба находятся на главной дороге! Именно так и случилось в ролике.
«Возникает очень тонкая грань между „еще должен уступить“ и „уже имеешь преимущество“. Так не должно быть, ситуация порождает конфликты»
В часы пик, когда движение становится более интенсивным, это хорошо заметно. От ул. Запорожской к ул. Столетова движется основной поток. На кругу появляется автомобиль (в данном случае серебристый), который на скорости съезжает к ул. Филимонова, а другие ему уступают.
Если судить по комментарию ГАИ, то как раз водитель серебристой машины должен был тормозить, так как совершает перестроение!
Во-вторых, осложняет, а не облегчает понимание ситуации одновременное присутствие знаков приоритета и светофорного регулирования.
— Получается какой-то регулируемо-нерегулируемый перекресток! — удивляется Юрий Краснов. — Для выезжающих на круг с ул. Запорожской знаки приоритета не действуют, так как работает светофор (знак «Уступить дорогу» установлен на этом же столбе). При этом на самом кольце установлен знак «Главная дорога».
Парадокс в том, что движущиеся по кругу буквально через пару десятков метров оказываются в положении, когда обязаны уступать (см. предыдущий комментарий ГАИ).
В-третьих, наличие стрелки в контактной сети троллейбусов тоже влияет на обстановку. Обратите внимание: автор видео решил, что водитель общественного транспорта притормозил, уступая ему дорогу, но на самом деле тот замедлился перед перекрестком в проводах.
— Водитель троллейбуса оказывается в таком положении, когда уже находится на кругу, но быстро ехать не может. А должен ли он уступать тому, кто находится на кругу, ведь он сам — на главной? — задается вопросом ведущий рубрики.
Это к тому, что было сказано ранее. Водители оказываются в непонятной роли: то ли они уже «главные», то ли еще «второстепенные». Такие неоднозначные ситуации в организации дорожного движения должны быть исключены.
— В рассматриваемом ролике получилось, что троллейбус уже выехал на перекресток, а автор видео, двигавшийся по кругу, за это время успел прибыть в конфликтную точку, — анализирует эксперт. — От себя могу сказать, что я бы просто притормозил и дал троллейбусу проехать.
В-четвертых, переместим акцент на саму конфликтную точку, где происходит совмещение полос: одной — «круговой», другой — для выезжающих на кольцо.
— По ПДД у видов разметки нет приоритета друг перед другом. Даже если они одинаковые, то какая из них главнее? — говорит Юрий Краснов. — Именно потому происходит непонимание, кто кому должен уступить, так как разметка нанесена неочевидно.
«У водителей теряется восприятие „своей“ полосы. Ряд как бы пропадает»
В-пятых, возникает вопрос, как трактовать маневры. В предыдущем комментарии ГАИ многих возмутило, что упоминается пункт 59 ПДД: «При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».
— Самое уместное будет спросить у водителя троллейбуса и автора видео, считают ли они свои маневры перестроением? Бьюсь об заклад, что нет, — убежден эксперт. — На мой взгляд, если и цитировать ПДД в данном контексте, то лучше вспомнить пункт 69: «В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена настоящими Правилами, дорогу обязан уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».
Как подчеркивает ведущий рубрики, созданная на Запорожской площади ситуация крайне неоднозначная. Выходит, что двое водителей находятся в равноправном положении, и неожиданно становится актуальным аргумент, который обычно применяется в дворовых условиях — помеха справа.
Ситуация усугубляется тем, что визуально по разметке невозможно понять, кто именно совершает перестроение.
На стороне водителей, движущихся по кольцу, — скорость и психологическое преимущество, мол, круг главнее. Поэтому в реальной ситуации им в основном уступают.
— Конфликты, которые возникают у съезжающих и выезжающих на круг, связаны не только с организацией дорожного движения, но также с неумением и нежеланием взаимодействовать с другими, — полагает Юрий Краснов. — В голове у многих — «кто кому должен» вместо «а как бесконфликтно разъехаться». На кольце наиболее ярко проявляется отсутствие взаимодействия.
В Минской ГАИ, куда мы вновь обратились за комментарием, кратко сообщили:
— Первоначальный комментарий сотрудник ГАИ дал по смоделированной в ходе интервью ситуации, не относящейся к какому-либо конкретному событию. Речь шла о порядке проезда, когда оба водителя находятся на типовой круговой развязке и совершают одновременное перестроение.
Вероятно, в ближайшее время последует более подробное разъяснение по поводу Запорожской площади.
Эта нетипичная ситуация напомнила о хронической проблеме Минска и других белорусских городов — отсутствии стандартизированных решений в подобных узлах. Каждое кольцо в столице — по-своему уникально и имеет особенности, то есть знаки, разметку и т. д. нужно знать наизусть, а водитель, незнакомый с ситуацией, наверняка попадется. Хотя где-нибудь под Мадридом или Вроцлавом кольца выполнены идентично и не требуют от автомобилистов всякий раз решать задачку по ПДД.
Настольная игра «Мертвый сезон: Перекрестки» в каталоге Onliner
Благодарим за помощь, оказанную при аэросъемке, магазин Coptermarket.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by