08 ноября 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Получается регулируемо-нерегулируемый перекресток!» Так кто должен уступать на Запорожской площади?

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Банальный вопрос о том, кто должен был уступить дорогу на Запорожской площади в Минске, вызвал отчаянные споры не только на форуме и в комментариях к публикации. Внешне все выглядит очевидно: на кругу установлен знак «Главная дорога», перед выездом на кольцо (со стороны троллейбуса) — разметка 1.13, которая требует уступить дорогу. Но в зафиксированной ситуации и троллейбус, и автомобиль уже находились на кольце! Юрий Краснов считает: автор видео все равно должен был уступить, но уместнее ссылаться на другой пункт ПДД, нежели на приведенный в предыдущей статье. Что говорят в ГАИ?

С чего все началось? Ролик и комментарий ГАИ

Отчаянные споры вызвал ролик, сделанный пользователем teckbull. Водитель двигался по кольцу, на котором, как считают многие автомобилисты, они имеют преимущество. При съезде траектории его и троллейбуса пересекались и автор видео вынужденно ушел на второй круг.

Сам он впоследствии признал: «Если учитывать, что у обоих главная дорога, то у меня была помеха справа. Плюс к этому — он [троллейбус] везет людей, поэтому чисто по-человечески нужно было предоставить ему преимущество. Я решил, что он мне уступает, так как притормаживал, и поехал. Короче, надо было затормозить, перекрыть две полосы на кольце и дождаться, пока троллейбус закончит маневр».

Интересно, что в голосовании мнения разделились. Бóльшая часть пользователей считает: должен был уступить троллейбус. Чуть меньшее число проголосовавших убеждены: необходимо было пропустить общественный транспорт.

Когда в редакцию поступил комментарий пресс-службы Минской ГАИ, многие удивились еще больше: «Водитель троллейбуса имеет преимущество. Необходимо руководствоваться п. 59 Правил дорожного движения, в котором указано, что „при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа“. То есть именно водитель авто должен был уступить водителю троллейбуса».

Пять «но» от Юрия Краснова

Вместе с Юрием Красновым, к которому также обращались по этому вопросу, мы выехали в проблемный узел. Вот несколько ключевых моментов, на которые обратил внимание ведущий рубрики.

Во-первых, это один, а не серия перекрестков (как можно было бы посчитать). Пруф — знак «Круговое движение», установленный при въезде на кольцо.

— Что это означает? — рассуждает Юрий Краснов. — Знак указывает направление движения по кругу, а перестроения на данном перекрестке разрешены.

Как считает эксперт, движущиеся по кольцу полагают, что они находятся на главной дороге и имеют приоритет.

— Однако возникает двоякая ситуация, когда один водитель уже выехал на круг, а другой продолжает движение по нему и хочет съехать с кольца, — продолжает Юрий Краснов. — Получается, в этот момент оба находятся на главной дороге! Именно так и случилось в ролике.

«Возникает очень тонкая грань между „еще должен уступить“ и „уже имеешь преимущество“. Так не должно быть, ситуация порождает конфликты»

В часы пик, когда движение становится более интенсивным, это хорошо заметно. От ул. Запорожской к ул. Столетова движется основной поток. На кругу появляется автомобиль (в данном случае серебристый), который на скорости съезжает к ул. Филимонова, а другие ему уступают.

Если судить по комментарию ГАИ, то как раз водитель серебристой машины должен был тормозить, так как совершает перестроение!

Во-вторых, осложняет, а не облегчает понимание ситуации одновременное присутствие знаков приоритета и светофорного регулирования.

— Получается какой-то регулируемо-нерегулируемый перекресток! — удивляется Юрий Краснов. — Для выезжающих на круг с ул. Запорожской знаки приоритета не действуют, так как работает светофор (знак «Уступить дорогу» установлен на этом же столбе). При этом на самом кольце установлен знак «Главная дорога».

Парадокс в том, что движущиеся по кругу буквально через пару десятков метров оказываются в положении, когда обязаны уступать (см. предыдущий комментарий ГАИ).

В-третьих, наличие стрелки в контактной сети троллейбусов тоже влияет на обстановку. Обратите внимание: автор видео решил, что водитель общественного транспорта притормозил, уступая ему дорогу, но на самом деле тот замедлился перед перекрестком в проводах.

— Водитель троллейбуса оказывается в таком положении, когда уже находится на кругу, но быстро ехать не может. А должен ли он уступать тому, кто находится на кругу, ведь он сам — на главной? — задается вопросом ведущий рубрики.

Это к тому, что было сказано ранее. Водители оказываются в непонятной роли: то ли они уже «главные», то ли еще «второстепенные». Такие неоднозначные ситуации в организации дорожного движения должны быть исключены.

— В рассматриваемом ролике получилось, что троллейбус уже выехал на перекресток, а автор видео, двигавшийся по кругу, за это время успел прибыть в конфликтную точку, — анализирует эксперт. — От себя могу сказать, что я бы просто притормозил и дал троллейбусу проехать.

В-четвертых, переместим акцент на саму конфликтную точку, где происходит совмещение полос: одной — «круговой», другой — для выезжающих на кольцо.

— По ПДД у видов разметки нет приоритета друг перед другом. Даже если они одинаковые, то какая из них главнее? — говорит Юрий Краснов. — Именно потому происходит непонимание, кто кому должен уступить, так как разметка нанесена неочевидно.

«У водителей теряется восприятие „своей“ полосы. Ряд как бы пропадает»

В-пятых, возникает вопрос, как трактовать маневры. В предыдущем комментарии ГАИ многих возмутило, что упоминается пункт 59 ПДД: «При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».

— Самое уместное будет спросить у водителя троллейбуса и автора видео, считают ли они свои маневры перестроением? Бьюсь об заклад, что нет, — убежден эксперт. — На мой взгляд, если и цитировать ПДД в данном контексте, то лучше вспомнить пункт 69: «В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена настоящими Правилами, дорогу обязан уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».

Как подчеркивает ведущий рубрики, созданная на Запорожской площади ситуация крайне неоднозначная. Выходит, что двое водителей находятся в равноправном положении, и неожиданно становится актуальным аргумент, который обычно применяется в дворовых условиях — помеха справа.

Ситуация усугубляется тем, что визуально по разметке невозможно понять, кто именно совершает перестроение.

На стороне водителей, движущихся по кольцу, — скорость и психологическое преимущество, мол, круг главнее. Поэтому в реальной ситуации им в основном уступают.

— Конфликты, которые возникают у съезжающих и выезжающих на круг, связаны не только с организацией дорожного движения, но также с неумением и нежеланием взаимодействовать с другими, — полагает Юрий Краснов. — В голове у многих — «кто кому должен» вместо «а как бесконфликтно разъехаться». На кольце наиболее ярко проявляется отсутствие взаимодействия.

ГАИ: предыдущий комментарий касался не конкретной, а смоделированной ситуации

В Минской ГАИ, куда мы вновь обратились за комментарием, кратко сообщили:

— Первоначальный комментарий сотрудник ГАИ дал по смоделированной в ходе интервью ситуации, не относящейся к какому-либо конкретному событию. Речь шла о порядке проезда, когда оба водителя находятся на типовой круговой развязке и совершают одновременное перестроение.

Вероятно, в ближайшее время последует более подробное разъяснение по поводу Запорожской площади.


Эта нетипичная ситуация напомнила о хронической проблеме Минска и других белорусских городов — отсутствии стандартизированных решений в подобных узлах. Каждое кольцо в столице — по-своему уникально и имеет особенности, то есть знаки, разметку и т. д. нужно знать наизусть, а водитель, незнакомый с ситуацией, наверняка попадется. Хотя где-нибудь под Мадридом или Вроцлавом кольца выполнены идентично и не требуют от автомобилистов всякий раз решать задачку по ПДД.

Настольная игра «Мертвый сезон: Перекрестки» в каталоге Onliner

Благодарим за помощь, оказанную при аэросъемке, магазин Coptermarket.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by