440
16 января 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Взрослые сами не понимают, что происходит. Школьный рейд ГАИ

Парадокс в том, что взрослые, заботясь о детях, зачастую сами плохо представляют, в каких ситуациях для ребенка возникает реальная опасность. Считается, что в автомобиле родителей безопасно, но в прошлом году травмы в ДТП в Минске получили 20 несовершеннолетних пассажиров; что со второго-третьего класса ребенка можно отправлять в школу самостоятельно, но более чем половине детей, пострадавших в авариях, — от 7 до 16 лет; что во дворе безопасно, особенно если мама рядом, но в минувшие выходные на девочку был совершен наезд как раз при таких обстоятельствах. Сейчас Минская ГАИ усилила контроль в городе, многие аварийные участки «купированы», однако скрытый риск таится в обычных с виду местах.

Темно идти!

Сразу после каникул в утренние часы возле минских школ стали дежурить сотрудники ГАИ. Обычно инспекторы находятся рядом с пешеходными переходами, на местных проездах, патрулируют соседние улицы. Фактически выполняют функции стопменов, институт которых успешно существует в западных (и не только) странах: Великобритании, Швеции, Японии, США, Австралии.

Человек в световозвращающем жилете и с жезлом дежурит на нерегулируемом переходе и останавливает движение автомобилей, обеспечивая безопасный пропуск детей. Обычно в роли стопменов выступают родители, бабушки-дедушки школьников. Однако в Беларуси, несмотря на активные попытки внедрения, эта идея не прижилась.

Сейчас задача возложена на ГАИ. Выглядит это так: утром возле «зебр» (расположенных около школ) появляется инспектор с жезлом, который следит за дорожной обстановкой и при необходимости останавливает движение. Нужно сильно постараться, чтобы нарушить в подобной ситуации.

Вот картинка с улицы Глебки в Минске, на которой находится школа №132. Сотрудник ГАИ останавливается возле «зебры», через которую следует много детей. Большинство водителей, издалека заметив человека в форме со световозвращающими вставками, замедляются и выискивают глазами пешеходов, которых нужно пропустить. Кажется, на это и расчет.

— Вот каждый раз бы так, а то ж не все пропускают, — бросает одна из родительниц, проходя мимо.

Подобные меры иногда называют исключительными. Чтобы обеспечить таким образом безопасность возле школ, задействуют большие силы. В развитых странах продуманы решения на градостроительном уровне.

В частности, учебные заведения возводят вдали от оживленных улиц. Там просто нет автомобилей, а значит — и риска совершить ДТП. Минимизация аварийных последствий, так сказать, на проектном уровне. Социальная ответственность застройщика распространяется не только на противопожарные нормы, она гораздо шире. Там рассчитывают, как будут добираться жильцы до места учебы, в поликлинику, магазин, на остановки и т. д.

В Минске многие старые школы вмонтированы в жилую среду, находятся в своеобразном коконе из многоэтажек. Это тоже скрытая опасность — большое число наездов на пешеходов совершалось именно на местных проездах, обычно заставленных припаркованными автомобилями.

А вот как бывает, когда появление жилого дома слабо увязано с социальной инфраструктурой. К нам подходит мужчина, который представляется родителем первоклассника. Просит обратить внимание на ситуацию по другую сторону сквера.

Впрочем, сквер — это громко сказано. Когда-то пространство между улицами Лынькова и Глебки планировалось оставить то ли под третье, то ли под четвертое городское кольцо. Но оно по-прежнему занято гаражным массивом. Аккурат между двумя кооперативами проложена тропинка, по которой дети идут в школу.

— Наш дом на улице Лынькова был построен в 2009 году, — к разговору присоединяется Галина, мама еще одного школьника. — Ближайшая школа — 132-я. Чтобы дойти до нее, дети должны пересечь две дороги, одна из которых толком не освещена!

Действительно, участок улицы почему-то находится в потемках, хотя сам переход оборудован «спящим полицейским».

На наших глазах возникает опасная ситуация. Девушка пересекает дорогу по пешеходному переходу, а водитель, выполняющий поворот налево, проезжает не остановившись. Может, просто не заметил?

Сейчас обстановка еще не столь сложная — на контрасте со снегом темную фигуру пешехода заметить легче. А осенью-весной можно представить, насколько здесь опасно...

— В слякоть по тропинке пройти нереально, — продолжает Галина. — Гаражный кооператив и обычные люди договорились, чтобы здесь насыпали щебень. А раньше воды вообще было по колено...

При спуске к улице Глебки поджидает другая опасность — плохо почищенная тропинка имеет уклон и возле ступенек очень скользко. Родители замедляются, берут детей на руки... И это путь в школу, который ребенок должен преодолеть с рюкзаком за плечами?

Для сравнения: в Швеции проводят специальный аудит тех мест, где часто ходят дети. Проектировщик должен ответить на 12 специальных вопросов: могут ли тут быть несовершеннолетние? В какое время суток? Видны ли? Все ли понятно?

Интересно, за какие части тела хватался бы западный эксперт в этой ситуации?

В столице действует концепция по безопасности дорожного движения «Добрая дорога», в которой четко сформулирована цель — не допустить гибели несовершеннолетних в авариях и снизить число пострадавших детей до 50. В прошлом году смертельных ДТП удалось избежать, однако общее число потерпевших в авариях детей в Минске выросло до 67.

Когда пешеход заслонен...

Есть ряд особенностей в перемещении несовершеннолетних. Они идут через дорогу не так, как взрослые, их не видно из-за припаркованных автомобилей, скорость может быть выше. Иногда дети ведут себя непредсказуемо — резко выбегают перед машинами, чего-то испугавшись и неверно определив скорость автомобиля. Поэтому огромное внимание уделяется именно пути в школу.

На улице Мавра, куда выдвигается экипаж ГАИ, расположены три школы. Пешеходные переходы дополнительно освещены, установлены «спящие полицейские». Но все это может быть напрасным, если появление человека все равно оказывается неожиданностью. А причина — припаркованные рядом с «зеброй» габаритные автомобили.

Opel Vivaro стоит в двух метрах от перехода. Из-за микроавтобуса не видно даже взрослого человека, не говоря уже про ребенка.

Инспектор берет в руки мобильник, выясняет телефонный номер владельца. Через несколько минут появляется мужчина:

— Я понимаю, что нарушил. Вину не отрицаю. Но поставить машину вечером сложно.

В таких случаях оформляется протокол по части 1 статьи 18.22 КоАП. Санкции — предупреждение или штраф в размере одной базовой величины (сейчас — 25,5 рубля).

Самое печальное, что через час это место может занять другой, не менее габаритный автомобиль. Да, за повторное в течение года нарушение правил остановки и стоянки предусмотрен штраф вдвое больше (51 рубль). Но кого это останавливает?

Давно говорят про дифференциацию степени нарушения. Одно дело парковка со стороны жилой застройки, другое — на переходе, третье — на тротуаре.

Очевидно, напрашиваются меры совсем иного порядка. Как правило, городские власти реагируют на громкие происшествия. Напомним, после гибели мальчика на улице Панченко территории всех школ огородили; трагедия на улице Шевченко вызвала массовое обустройство полуостровков и искусственных неровностей; когда сбили девочку-подростка на улице Железнодорожной, начали вырубать деревья для улучшения обзорности.

Пристегните кресло

Экипаж ГАИ направляется дальше. Многие нарушения фиксируются прямо с колес — во время движения. Сейчас есть технические возможности проверить данные, не останавливая водителя. Кроме того, легко определить, находится ли несовершеннолетний пассажир в автокресле.

— Как-то остановили автомобиль, с заднего сиденья которого выглядывала только макушка ребенка, — вспоминают сотрудники ДПС. — Оказалось, малыш сидел на коврике, на сиденье были разложены игрушки. Родители удивились: мы же аккуратно едем, что тут такого?

Примечательно, что сами взрослые, как правило, пристегнуты ремнями безопасности. А ребенка законы физики словно не касаются. Как будто после резкого удара он не улетит в лобовое стекло, попутно задевая элементы салона.

Одно из первых в этом году учетных ДТП в Минске произошло как раз с автомобилем, в котором находился ребенок. На МКАД Peugeot врезался в столб. По данным ГАИ, мальчик не был пристегнут ремнями безопасности.

— 26,6% пострадавших в авариях детей в прошлом году были пассажирами, — приводит такие данные заместитель командира спецподразделения Минской ГАИ Сергей Зараник. — Это весомая часть в общем количестве.

Порой вопрос стоит не только в покупке кресел (ими многие обзавелись, да еще в двух экземплярах, если в семье не одна машина), но также в правильной эксплуатации.

сиденье (бустер), группа 2/3 (15-36 кг), крепление посредством ремней автомобиля, ремни: ремень автомобиля
кресло, группа 2/3 (15-36 кг), крепление посредством ремней автомобиля/ISOFIX, ремни: ремень автомобиля, боковая защита
кресло, группа 1 (9-18 кг), i-Size, крепление посредством ремней автомобиля, ремни: внутренние пятиточечные, боковая защита

В нескольких серьезных ДТП дети получали травмы, хотя в салоне автомобиля имелось специальное удерживающее устройство. Просто ребенок не был пристегнут: капризничает...

Деньги в безопасность инвестированы, а толку? Это все равно что набросить ремень для виду.

На проспекте Победителей инспекторы обращают внимание на Volkswagen Golf. На переднем сиденье машины находится ребенок. Вроде бы мальчик в бустере, но сотрудники ГАИ все же решают остановить водителя: вызывает вопросы его манера движения — резкое трогание с места, неоднократные перестроения.

Оказывается, молодой человек спешит на похороны. Этим и объясняет свою нервозность в вождении.

Заглянув на всякий случай в салон, инспекторы замечают, что бустер зафиксирован не совсем правильно — ремень безопасности продет не во все проушины. Хотя мальчик пристегнут.

— Как такового нарушения нет. В данном случае просто поможем правильно установить бустер и не будем задерживать водителя, — объясняют сотрудники спецподразделения.

В общем, покупки автокресла недостаточно, будет не лишним также почитать инструкцию, тем более что производители часто размещают пояснительные наклейки прямо на корпусе устройства.


Шесть из десяти детей, пострадавших в прошлом году в ДТП в Минске, находились в статусе пешеходов. Это означает, что реальная борьба с такой аварийностью связана с влиянием на широкий ряд факторов. Эксперты предлагали провести аудит всех пешеходных путей возле школ, выбрав для начала по одной в каждом районе города. Однако пилотный проект забуксовал, хотя на важных совещаниях все готовы защищать детей и прилагать максимум усилий...

Велошлемы в каталоге Onliner

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by