Не находите, что в последнее время в центре внимания трагических происшествий оказываются водители грузовой техники? Авария на МКАД, столкновение МАЗа и микроавтобуса возле Беловежской пущи (ДТП случилось летом, но Следственный комитет лишь недавно обнародовал видео), теперь страшный случай в Ружанах. Дальнобойщики на фурах, шоферы на панелевозах, курьеры на фургонах часто называют себя профессионалами. Но, как выясняется, для этого мало получить категорию С или СE... Вместе с водителем лесовоза, который более двадцати лет работает в этой сфере, разбираем происшествие в Пружанском районе, всколыхнувшее всю страну.
После трагедии в Ружанах Юрию Краснову удалось связаться с местными жителями, которые сообщили: женщины с ребенком направлялись из церкви, где были на причастии, домой. «Говорят, что они шли по краю проезжей части. Нормальных тротуаров, судя по фото с места происшествия, нет. А когда водитель грузовика попытался объехать пешеходов, то прицеп опрокинулся. Поспособствовать опрокидыванию могло и то, что в этом месте дорога имеет сразу два изгиба. У местных жителей данный участок дороги считается опасным», — отметил ведущий рубрики.
Дальнейшее всем известно: бревна накрыли собой женщин и детскую коляску. На месте происшествия погибли 44-летняя женщина и 6-месячный малыш, 25-летняя мать ребенка была доставлена в больницу.
Вскоре после трагедии Следственный комитет сообщил о возбуждении уголовного дела и задержании водителя. Отметим, что применялась формулировка «подозреваемый» (мужчине 55 лет, он — житель Ивацевичей). Как обычно в таких случаях, назначен ряд экспертиз — автотехническая, транспортно-трасологическая и судебно-медицинская.
Можно говорить об отсутствии пешеходных путей в сельской местности, о стечении ряда обстоятельств, но в центре разговоров, конечно, оказался водитель лесовоза, его груз и действия в конкретных дорожных условиях.
По большей части это досужие рассуждения обывателей, которые вряд ли имели дело с харвестером и незнакомы со спецификой транспортировки тяжелых бревен.
В отличие от Александра, который с 1996 года работает в сфере лесозаготовок, а сейчас согласился обсудить с нами произошедшее:
— Это далеко не первый такой случай, даже на моих глазах бревна падали с прицепа лесовоза. Просто история в Ружанах получила большой резонанс в силу ее трагичности. Почему так случается? Версий может быть несколько. Например, к этому могла привести техническая поломка — вдруг ось выскочила или рессора сломалась?
Впрочем, наш собеседник говорит, что современные автомобили нареканий не вызывают. В особенности он хвалит шведских производителей — Volvo и Scania: «Обзор хороший, управляемость отличная, к габаритам быстро привыкаешь. Нужно только учитывать наличие мертвой зоны и увеличение тормозного пути».
Второе предположение о происшествии в Ружанах, которое сделал наш собеседник, касается расположения и крепления груза:
— Это целая наука. Нельзя грузить лес до самого верха. Например, если бревно тонкое, то сила притяжения, соответственно, на него воздействуют меньше, при наезде колесом на яму оно может выскочить. Есть такое понятие, как сбежность бревна (разница в диаметре между верхушкой и комлем), которое тоже нужно учитывать. В этом случае имеет значение угол наклона, или, как говорят военные, угол атаки. Есть разница даже в зависимости от сезона. Так, зимой на бревнах может образовываться лед. А раз скользящая поверхность больше, то груз может выскочить из кузова.
Водитель лесовоза демонстрирует нам замок и ремень, который перебрасывается через верх (в данном случае — через бревна) и продевается через крюки на кузове.
Оказывается, к крепежным элементам предъявляются строгие требования, а завод-изготовитель обязан проводить их испытания на надежность.
По словам Александра, при перевозке бревен достаточно использовать два ремня, чтобы надежно закрепить груз.
Однако по разным причинам не все и не всегда пользуются крепежными элементами. А заинтересован в надежной фиксации и расположении груза должен быть именно шофер лесовоза.
— Что сказано в ПДД? Водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза, — цитирует пункт 183 наш собеседник. — В правилах по технике безопасности, у профсоюзов все это также оговорено. Более того, во время движения необходимо следить за тем, что происходит в кузове. Опытный водитель лесовоза, проехав километр-два, остановится и перепроверит ремни. В процессе происходит утряска и уплотнение груза. А что это значит? Ремни ослабли, их снова нужно подтянуть и только тогда спокойно ехать.
Неминуемо разговор сводится к человеческому фактору. Это третье и наиболее вероятное предположение — ошибка водителя.
— Учитывая, что автомобиль потерял устойчивость, а прицеп опрокинулся, то закрепляй ремнями или не закрепляй, не поможет, — говорит Александр. — Если водитель неправильно рассчитал маневр и вошел в поворот на слишком высокой скорости, то фиксация груза ни при чем.
По словам нашего собеседника, в управлении лесовозом есть немало специфики: это не на фуре по гладкому асфальту ехать.
— Как становятся хирургом? — проводит аналогию Александр. — Сначала учишься, потом практикуешься, определяешься со специализацией, затем опять учишься. Вот так же у водителей лесовоза. Общая масса груженого автомобиля доходит до 60 тонн. За спиной — прицеп, а не полуприцеп, как у фур. Управляться сложнее. Правда, если сможешь, назад на легковушку уже не пересядешь.
«Я сам нанимал семерых водителей. Шестеро управляли лесовозом неплохо и только один — классно. А плохих я просто не брал»
— Получается, многое зависит от подбора кадров, руководителя лесхоза или лесозаготовительного предприятия, — рассуждает Юрий Краснов. — Знаю, что есть специальные курсы для тех, кто получает лицензию на грузоперевозки.
— Для работы с манипулятором — тоже, — уточняет Александр. — Лесхозы отправляют на такое обучение, хотя жесткого требования в законодательстве нет.
Как говорит наш собеседник, особенности работы на лесовозе предполагают больше внимания, концентрации, в целом сил от водителей. Это также может сказываться при выполнении рейсов:
— Для шоферов есть норма. Например, два рейса в день. Но внезапно вмешивается производственный план. Скажем, пришли вагоны с лесом. Водитель день ждет, потому что мастер не успел загрузить, инженер не оформил документы... А переработка — у шофера. Вроде бы законодательство это с оговорками допускает. Но когда начинается спешка — жди беды. Человек, который занят в непростом процессе, может быть уставшим. В такой ситуации риск совершения ошибки возрастает.
Размышляя о мастерстве водителей грузовых автомобилей, Юрий Краснов выезжает на МКАД. А там — картина маслом. В среднем ряду фура, в крайнем правом ряду — грузовик с манипулятором. В кузове последнего, похоже, лом.
— Смотрите, на неровностях машину слегка покачивает, — обращает внимание ведущий рубрики. — Глядишь, из кузова что-то выскочит. Помните, как Александр говорил про более легкие бревна, которые могут «перепрыгнуть» через стойки?
Грузовик перестраивается в средний ряд, потому что в крайней правой полосе движется погрузчик. Юрий Краснов обращает внимание на действия водителя Rover, который до этого ехал в первом ряду, потом перестроился левее, затем снова вернулся в исходное положение и опередил нас. Вот та самая опасная чехарда и цепная реакция!
— Наблюдается тенденция к ухудшению уровня подготовки водителей большегрузных автомобилей, — возвращается к теме выпуска ведущий «Разборов...». — Раньше увидеть фургон, в котором шофер перепутал указатели поворотов, было нонсенсом! А сейчас это никого уже не удивляет.
«Как говорят специалисты в сфере грузоперевозок, за руль фуры или лесовоза может сесть человек с минимальным опытом вождения, который не понимает, какую машину ему доверяют и какая на нем лежит ответственность»
Неудивительно, что из кузовов грузовых автомобилей постоянно что-то вываливается на проезжую часть: огромные катушки, панели, бочки с краской...
— Помню, ехал по кольцевой, вдруг из кузова двигавшегося впереди грузовика выдуло картонную коробку, — рассказывает Юрий Краснов. — Вроде бы мелочь, я попытался увернуться, но она все равно упала на крышу моей машины — сломала антенну. А грузовик поливает по кольцевой — ему хоть бы хны.
Движение фур и самосвалов по улицам городов тоже не всегда отличается аккуратностью. Они зачастую движутся со скоростью легковушек по второму, третьему ряду, постоянно маневрируя.
Неужели кто-то считает такие действия абсолютно безопасными, особенно если за спиной водителя пару тонн груза?
— Лет десять назад на ул. Чкалова в Минске с платформы грузового автомобиля вообще упал асфальтоукладочный каток, — вспоминает очередной случай ведущий рубрики. — А при съезде/заезде на МКАД по крутому радиусу происходили опрокидывания фургонов, в которых перевозили, например, тяжелые бочки. Причина в том, что водители не учитывали действие центробежной силы на перевозимый груз, который перемещался в кузове.
А вот как раз перед нами по пр. Независимости едет грузовик, с крыши которого слетает лед. Бывали случаи, когда в таких ситуациях повреждались кузов и стекла едущих следом машин.
Такая небрежность со стороны водителей-профессионалов, увы, стала общим местом...
— Со стороны кажется, что перевозка грузов — простое дело, но если разбираться предметно, то выяснится много нюансов, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Это не может служить оправданием чьей-то ошибки, но устранить ключевые факторы и предпосылки таких трагедий — наша общая задача.
Читайте также:
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by