1007
09 марта 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Извечный спор: кто кому должен уступать при развороте/повороте на стрелку?

Тема непредоставления преимущества при повороте на дополнительную стрелку светофора уже набила оскомину, но не перестает быть актуальной. После видео из Гродно, когда повздорили двое водителей, к Юрию Краснову обратились несколько читателей: «Так кто должен уступать дорогу — разворачивающийся или выезжающий на стрелку?» Попытки апеллировать к предыдущим публикациям не помогли. Ну что поделаешь, значит, придется объяснять снова...

Если у него преимущество, то что поделаешь?

Подобные конфликты на улицах белорусских городов происходят регулярно. А зафиксированная ситуация в Гродно особенна только тем, что эмоции перехлестнули через край. Водители, судя по реакции сотрудников милиции, готовы были приступить к самому тесному обсуждению ПДД.

— Дорога узкая, всего в две полосы, перед автором видео начал движение Suzuki Baleno, который поворачивал налево, — перечисляет факторы Юрий Краснов. — Автор ролика просто физически не мог развернуться и оказаться в крайней левой полосе, в ПДД данный момент не оговорен. Это все имело значение в рассматриваемой ситуации.

По мнению ведущего рубрики, водитель Volkswagen Phaeton не собирался уступать — вероятно, полагая, что имеет преимущество. Однако именно он обязан был пропустить автора видео, если судить по записи.

— Сразу после появления ролика мне стали писать, звонить: а расскажите, сделайте сюжет, — рассказывает Юрий Краснов. — Все мои отсылки к предыдущим публикациям действия не возымели. Люди все равно просили напомнить, объяснить. Кто-то не знал, кто-то забыл, а кто-то изначально неправильно трактовал ситуацию.

«Встречал даже такое мнение: мол, нас пятеро, мы тут ждем, а он один разворачивается как царек. Ребята, ну так если у него преимущество, то что поделаешь?»

Переходя к теоретической части вопроса, ведущий «Разборов...» ссылается на пункт 104 ПДД: «При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений».

Есть такое мнение: разворачивающимся, мол, тоже горит дополнительная секция, а рассуждать, какой сигнал включен для остальных водителей, они не должны. Однако эта точка зрения в данном случае ошибочная. И вот почему.

— Да, водитель обязан ориентироваться на сигналы светофоров, установленные для его направления, — соглашается Юрий Краснов. — Однако это не противоречит тому, что при развороте он в данной ситуации пользуется преимуществом. Во-первых, это вытекает из того же пункта 104 ПДД — если дополнительная секция горит вместе с основным зеленым сигналом, то уступать другим автомобилям не надо. А во-вторых, водитель может разворачиваться просто по основному сигналу светофора. И тогда он обязан выполнять требование пункта 103.

«При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, и попутному трамваю» (пункт 103 ПДД)

ДТП в таких ситуациях случаются редко

Под окнами офиса Onliner тоже часто слышны гудки клаксонов и визг тормозов. На перекрестке пр. Дзержинского и 1-го Извозного переулка водители регулярно выясняют, кто и кому должен уступить.

Для автомобилистов, которые совершают разворот по проспекту, включена дополнительная секция и основной зеленый сигнал светофора. «Имеют преимущество», — ремарка ведущего рубрики.

Выезжающие с переулка движутся на стрелку (одновременно включен основной красный). «Должны уступать», — очередной комментарий знатока ПДД.

Далеко не во время каждого светофорного цикла возникает конфликтная ситуация. А если два автомобиля встречаются, то водители, как правило, пытаются разъехаться — ширина проезжей части позволяет сделать это без проблем. В редких случаях траектории пересекаются, и тогда участники конфликта прибегают к помощи звуковых сигналов.

— Видно, что водитель Toyota не собирался уступать. А если бы Audi поехала, то... — комментирует возникшую ситуацию Юрий Краснов. — Водителей, которые не собираются уступать, сразу видно: они выезжают на такой скорости, что становится понятно — тормозить никто и не думал.

При этом, по наблюдениям ведущего «Разборов...», ДТП в таких ситуациях случаются довольно редко, поскольку автомобили движутся на небольшой скорости.

На пощечину принято отвечать пощечиной

Знание ПДД, впрочем, не избавляет от конфликтов. Гродненский пример очень типичен, к сожалению. Оба водителя, судя по их реакции, были уверены в своей правоте. Но один из них как раз обязан был уступить. Тем не менее призыв Юрия Краснова такой: не нагнетать ситуацию и спекулятивно не пользоваться преимуществом.

— При развороте, хотя вы имеете преимущество, всегда следите за выезжающими на стрелку, — рекомендует ведущий рубрики. — Если они не собираются уступать, можно поморгать светом фар или посигналить. Если не помогает — лучше пропустить. Все мы ошибаемся...

Как считает эксперт, если бы автор ролика ехал помедленнее, то Volkswagen успел бы проскочить: «Но им, вероятно, двигала обида — дескать, у меня же преимущество, я должен был первым проехать, а не вторым. Водитель машины, в которой был установлен регистратор, демонстрировал агрессию, и это привело к эскалации».

Библейский принцип на наших дорогах, увы, не действует. На пощечину принято отвечать пощечиной.

Без единого гудка клаксона!

Все места, где происходят конфликты между разворачивающимися по основному сигналу и поворачивающими на стрелку в Минске, хорошо известны. Юрий Краснов предлагает проехать по некоторым и отработать алгоритм спокойных действий.

Первый перекресток — пр. Независимости и ул. Свердлова. Разворачивающимся возле главпочтамта постоянно не уступают.

— Так что — волосы по этому поводу рвать на голове? У меня их и так не осталось, — иронизирует ведущий «Разборов...».

Как раз на нас выезжает Honda Insight. Ситуация в какой-то момент кажется патовой, но разрешается она абсолютно мирно. Водитель японского гибрида и Юрий Краснов разъезжаются. Заметим, без единого гудка клаксона!

— Можно было бы усугубить ситуацию, но удалось разойтись спокойно и в целом доброжелательно, — комментирует ведущий рубрики. — Многое зависит от посыла. Пусть даже ты прав и имеешь преимущество, а тебя обидели, все равно не надо агрессивничать. Ни к чему хорошему это не приведет.

Наш водитель замечает, что многое зависит от тонких нюансов и понимания грани ситуации. Он, например, старается при развороте продемонстрировать явное намерение, но при этом всегда готов остановить автомобиль.

Именно так Юрий Краснов действует при втором заходе на разворот возле главпочтамта, вынуждая водителя Toyota уступить. Хотя у нас сложилось мнение, что тот не намерен был притормаживать.

— Добрый день, — опускает стекло на светофоре ведущий «Разборов...». — А вы собирались мне сейчас уступать дорогу? Дело в том, что мы разбираем ситуацию. Хотим понять мотивы.

— Да, — парень не сразу понял, что от него хотят.

Еще один проблемный перекресток находится возле ЦУМа. Тут тоже не раз случались ДТП, кипели эмоции.

— Особенность в том, что при повороте направо (с пл. Я. Коласа на пр. Независимости) водители стремятся сразу попасть во второй, а то и третий ряд, поскольку в крайней правой полосе расположена автобусная остановка, — замечает Юрий Краснов. — Это тоже негативно сказывается на ситуации.

На третьем перекрестке, куда предлагает выехать ведущий «Разборов...», также есть нюанс. Водители при повороте с ул. Аранской на ул. Маяковского движутся с горки, слева их прикрывает островок. А вот то, что нужно уступить разворачивающимся, учитывают далеко не все.

Водитель красного микроавтобуса явно не ожидал, что ему, возможно, придется тормозить.

— Если дашь возможность проехать направо одному, то остальные тоже начнут выполнять этот маневр, а ты замрешь на перекрестке и будешь стоять, — затрагивает еще один аспект Юрий Краснов.

Зачем вообще нужны стрелки?

Безусловно, роль организации дорожного движения в создании таких конфликтов не самая последняя. Водители воспринимают зеленую стрелку как разрешение, а не как требование уступить дорогу.

— Почему вообще сделали дополнительные секции? — рассуждает ведущий рубрики. — Очевидно, для увеличения пропускной способности. Например, в Литве и Польше разрешен поворот направо, если горит красный сигнал. Однако там висят специальные таблички, и вопросов у водителей — уступать / не уступать — не возникает. В Беларуси же горит зеленый, и не все автомобилисты понимают разницу между стрелкой и основным сигналом.

По мнению Юрия Краснова, белорусские водители пока не готовы взаимодействовать на высоком уровне. Одни нагнетают обстановку и пытаются воспользоваться преимуществом. А те, кто поворачивает на стрелку, не ценят предоставленную возможность и едут так, как будто на основной зеленый.

— Все основывается на условностях, но не все к этому готовы, — полагает ведущий «Разборов». — Впрочем, можно сделать так, чтобы траектории водителей в подобных ситуациях в принципе не пересекались.

Такая попытка была предпринята на пр. Независимости (возле пл. Я. Коласа), где разметкой 1.7 пытались развести разворачивающихся и поворачивающих направо. Сейчас краска на асфальте уже стерлась и едва видна. А ведь подобное может быть реализовано с помощью делиниаторов и других конструктивных мер.


— Когда вы выезжаете на перекресток по стрелке с основным красным сигналом, то должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со всех направлений. При этом не важно, какой маневр они совершают, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Если же вы поворачиваете или разворачиваетесь на стрелку с основным зеленым сигналом, то не нагнетайте, отслеживайте намерения других водителей.

основная камера: 1/2" 8 Мп 170°, видео 2560x1080 H.264, G-сенсор, экран 2.7" 950 x 240
основная камера: 1/3" 3 Мп 170°, видео 1920x1080 H.264, GPS, экран 2.7" 320 x 240
Нет в наличии
основная камера: 2 Мп 130°, видео 1920x1080 H.264, экран 2" 960 x 240

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by