04 мая 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Был ли хоть один шанс?» И еще шесть вопросов о ДТП, в котором погибла семья футболиста

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Одна из самых страшных трагедий прошедшей зимы. Счастливая семья возвращается после отдыха по хорошо знакомой трассе. Сразу после знака «120» автомобиль выходит из-под контроля. В течение нескольких мгновений водитель пытается исправить ситуацию, но легковушка оказывается на встречной, где происходит удар. На месте происшествия погибли молодые супруги и их 6-летний сын. За рулем Kia Rio находился вратарь футбольного клуба «Витебск» Андрей Щербаков. На днях Следственный комитет сообщил о завершении расследования, распространив видеозапись (без звука). А вскоре с нами связались близкие погибшей семьи, предоставив более полную версию ролика. Она вызвала немало вопросов во время «Разбора...».

Вопрос первый. Почему используется формулировка «отвлекся от управления»?

Расследование прекращено. Как сообщает Следственный комитет, причиной ДТП явились действия водителя Kia Rio. «Согласно заключению автотехнической экспертизы, средняя скорость движения автомобиля Kia Rio составляла более 110 км/ч. Также в ходе осмотра записи видеорегистратора, установленного в легковом автомобиле, следствие сделало вывод, что водитель отвлекся от управления транспортным средством», — говорится в сообщении.

После обнародования видеозаписи (без звука) возникла версия, что водитель Kia мог отвлечься на проблесковые маячки милицейского автомобиля, который стоял на противоположной обочине.

Однако вскоре на связь с Onliner вышли близкие погибшей семьи. Они предоставили более полную версию ролика, со звуковой дорожкой. Это позволило несколько иначе взглянуть на произошедшее.

«Хотели, чтобы все увидели, как все было на самом деле», — подчеркнули родные погибших.

Стало очевидно, что Андрей Щербаков издалека заметил машину милиции, идентифицировал ее и даже успел пояснить ребенку: «О, полиция кого-то поймала».

Через несколько секунд водитель Kia говорит: «Такое ощущение, что лед». А дальше начинается характерная болтанка из стороны в сторону, после чего следуют вылет на встречную полосу и роковой удар. Впоследствии выяснилось, что легковой автомобиль врезался в эвакуатор Mercedes, который вез в Калининград две машины.

Родственники посчитали версию с отвлечением от управления неубедительной. Они недоумевают, почему использована такая формулировка.

— В нашем понимании отвлекся — это разговаривал по мобильнику, потянулся к бардачку, смотрел на телефон. Мы все каждый день ездим за рулем, параллельно слушаем музыку, разговариваем с пассажирами. Неужели тоже отвлекаемся и это можно всерьез рассматривать как причину такого ДТП? — удивляются близкие погибших.

Аналогичную мысль высказал вратарь футбольного клуба «Витебск», в котором играл Андрей Щербаков:

«Он очень скрупулезно к этому относился. И тогда тоже не мог отвлечься от вождения. Да и на регистраторе видно, что машина двигается прямо, а потом попадает на какой-то скользкий участок. Ну как можно отвлечься?! Я не понимаю. Опытный водитель. У него такой стаж, в салоне жена, дети. А там ровная, прямая дорога. Это уснуть надо, что ли?»

Вопрос второй. В каком состоянии была дорога?

Сразу же немало вопросов вызвало состояние проезжей части. Буквально за полчаса до трагедии в этом же месте трассы М1 выехал за пределы проезжей части автомобиль Citroen. Его водитель сразу после происшествия рассказывал Onliner: «Дорога в целом была чистая и сухая, но в районе 542—543-го км образовалась наледь на дорожном покрытии. Мою машину резко повело влево. Перелетел зеленую зону и вылетел в кювет, автомобиль опрокинулся на бок. Когда приехали инспекторы ГАИ, они стали тормозить на этом льду и тоже пошли юзом. А буквально через 2—3 минуты на том же месте со встречной полосы Kia выбросило под встречный эвакуатор».

По словам свидетеля ДТП, после аварии с Kia на дороге продолжали возникать опасные ситуации: «Легковушку начало крутить, ее чуть фуры не подмяли. Автопоезд стало кидать из стороны в сторону, но водитель смог выровняться, еще одну фуру также носило».

А вскоре от официальных органов поступило опровержение данной информации. «Дорожное полотно М1 (трасса Брест — Минск — граница Российской Федерации) было обработано песчано-солевой смесью. Асфальт был сухой, обочины не заснежены. То есть снежные переметы и ледяные наслоения на асфальтном покрытии отсутствовали. Скорее всего, один из вариантов — нарушение скоростного режима со стороны водителя», — сообщил заместитель начальника ГАИ УВД Витебского облисполкома Иван Иванов телеканалу СТВ.

— Основной фактор — обледенение дороги, — по-прежнему считают близкие погибшей семьи. — Не знаем, какой участок был покрыт льдом, — десять, двадцать, пятьдесят метров, но именно это повлияло на произошедшее.

Как оказалось, родные погибшей семьи разговаривали с очевидцем случившегося — водителем Citroen: «Он двигался в том же направлении со скоростью 90 км/ч. Внезапно машину стало разворачивать. Водитель пытался выровнять ее, но не вышло. В результате автомобиль перелетел через разделительную полосу и выехал в кювет. В салоне этой машины находились три человека. Никто из них серьезно не пострадал».

Очевидец подтвердил, что трагедия с Kia произошла через 3—4 минуты после прибытия сотрудников ДПС.

— Услышали шелест, обернулись и увидели момент столкновения с эвакуатором. Все сразу бросились туда. Кто-то не смог подойти близко — картина была ужасающая, — рассказывают наши собеседники. — А потом кто-то услышал крик ребенка. Несколько человек достали Глеба — трехлетнего сына Андрея. Причем один из тех, кто помогал — водитель большегруза, — частично перекрыл полуприцепом дорогу, чтобы больше никто не влетел туда.

Также близкие погибших утверждают, что была информация об обработке дороги реагентами за несколько часов до ДТП:

— Как говорили свидетели, сотрудники ГАИ кому-то звонили по телефону и кричали, дескать, давайте скорее сюда, тут и так трое погибших. Примерно через полчаса приехали две машины дорожников и начали интенсивно посыпать.

Отметим, что образование гололедицы на дороге может происходить внезапно при резком понижении температуры или при попадании на холодное покрытие влаги (дождь, мокрый снег и пр.), которая мгновенно превращается в лед.

— Судя по ролику, машину качает. Можно предположить, что много неровностей, — анализирует видеозапись Юрий Краснов. — Подобная тряска способствует ухудшению сцепных свойств с проезжей частью. А тут еще можно заметить, что дорога уходит вниз. Все это косвенные, но приметы опасности.

«Я представлял, как бы ехал сам в таких условиях по этой трассе. Зима, минус 6 градусов... Всегда возникает мысль: где-то может быть участок со льдом или переметы. А еще пешеходы, дикие животные. Всматриваешься в дорогу и готовишься тормозить»

По мнению ведущего рубрики, этот случай показывает важность использования шипованной резины. Она может понадобиться один-единственный раз за все время зимней эксплуатации, но это будет спасительная зацепка за дорогу.

Вопрос третий. Все ли были пристегнуты?

В этом страшном ДТП выжил только трехлетний Глеб. Его старший брат Артем (ему было 6 лет), а также мать с отцом погибли. Как говорят родственники, Андрей Щербаков следил за тем, чтобы все в автомобиле были пристегнуты ремнями безопасности. Для старшего сына был куплен бустер, младший ездил в автокресле.

Близкие погибших указали, как обычно семья располагалась в машине. За рулем — Андрей, на переднем пассажирском сиденье — Анна. За водителем — Артем, справа от него — Глеб.

Однако после аварии, по информации родственников, можно было подумать, что Анна находилась на заднем сиденье. Детское кресло располагалось за ней. Артем оказался рядом с отцом. Возникло ощущение, что все находившиеся в автомобиле словно сместились по часовой стрелке.

— Такое вполне может быть, — подключается к разговору Юрий Краснов. — Судя по имеющимся данным, машину сильно занесло. Затем водитель попытался вернуть контроль, но не вышло. Удар пришелся именно в водительский бок.

«В результате таких резких перемещений тело могло выскользнуть из-под ремня»

Многих интересовал вопрос, что с выжившим ребенком. Родственники заверили: с Глебом все в порядке, он практически не пострадал в ДТП, обошлось царапинами. Про гибель семьи он знает, сам рассказал близким. Однажды протянул телефон со словами «Звони папе», чем привел взрослых в замешательство. А потом сам ответил: «Папа умер, мама умер, Артем умер...»

В момент аварии малыш находился в автомобиле и понял, что случилось. Может, не до конца осознал. Но то, что произошло страшное, по-своему, по-детски сформулировал.

Вопрос четвертый. Какова роль таких факторов, как автомобиль, перелет на самолете, темное время суток?

Все это в совокупности могло иметь значение. Но ни один фактор не играл такую роль, как состояние проезжей части, полагают близкие погибших.

Тем не менее упомянуть остальные обстоятельства будет уместно. Известно, что Андрей Щербаков с семьей отдыхал в Египте. В роковой день они прилетели в Национальный аэропорт Минск, откуда предстояло добраться до Витебска (около 300 километров).

— Они летели днем, провели в воздухе около четырех часов, — рассуждает Юрий Краснов. — Должно быть в целом нормальное, бодрое состояние, несмотря на обычную в этих ситуациях суматоху.

По картинке можно подумать, что в тот день была кромешная темень. Но, как говорят родные погибших, это особенность съемки регистратора.

— Автомобиль был хорошим, приобретен около года назад. Была установлена новая зимняя резина, — подчеркивают близкие семьи. — Дорогу Андрей знал наизусть, ездил по ней постоянно. А если бы почувствовал себя уставшим, то мог бы попросить сесть за руль жену — у Анны тоже было водительское удостоверение.

Вопрос пятый. Мог ли профессиональный спортсмен успеть среагировать?

Как рассказали наши собеседники, Андрей Щербаков с 2009—2010 годов постоянно ездит за рулем: «Очень щепетильный, можно сказать педант. Следил за техническим состоянием автомобиля, не допускал перегрузов и так далее».

Не будем забывать немаловажный нюанс. Водитель Kia был профессиональным спортсменом, футбольным вратарем, который должен мгновенно реагировать на изменение игры.

— Да, это важный момент, но есть особенность, — признает Юрий Краснов. — Каждый вид деятельности предполагает специфику. Спортсмен обладает бешеной реакцией и нацелен на результат. Чтобы поймать или отбить мяч, он должен взорваться и «выстрелить». А в рассматриваемой дорожной ситуации нужно было действовать филигранно. Как сапер на минном поле.

Приведем еще одну цитату одноклубника Андрея Щербакова. Он утверждает: «Мы вместе играли в „Белшине“ и частенько выбирались на выходные из Бобруйска в Витебск. Когда я был за рулем, на дорогу уходило три часа. Когда Щербаков — четыре с половиной. У него всегда спокойная езда, никогда никуда не гнал и не торопился, всегда строго соблюдал все скоростные режимы. Он очень скрупулезно к этому относился. И тогда тоже не мог отвлечься от вождения. Да и на регистраторе видно, что машина двигается прямо, а потом попадает на какой-то скользкий участок».

Вопрос шестой. Что должно было насторожить?

По мнению Юрия Краснова, при всей предсказуемости трассы М1 был ряд настораживающих, хотя и косвенных признаков: волнистость дороги, небольшой спуск, отсутствие разделительного ограждения, а впереди еще открытая местность (справа по ходу движения голое поле, слева — небольшой ряд деревьев и откос, куда улетел Citroen).

— Водитель мог почувствовать что-то неладное, — считает ведущий рубрики. — Это произошло, но было уже поздно. Особенно должна была насторожить болтанка и характерные кивки машины.

Также эксперт предположил, что у автомобиля либо не была установлена противозаносная система, либо ее отключили.


— Был ли хоть один шанс предотвратить происшествие? — задается вопросом Юрий Краснов в завершение. — Конечно, специалисты могут бесконечно анализировать видеозапись, подмечать помарки и ошибки, но все это будет не очень серьезно, поскольку мы анализируем уже случившееся ДТП. То есть знаем исход. А вот что неизвестно достоверно, так это состояние проезжей части. Ведь снос мог начаться на льду, а потом покрытие резко сменилось, как и сцепление колес. В результате машину резко бросило. На такой скорости при столь стремительной смене поведения автомобиля сделать что-то очень сложно, даже если ты постоянно этому учишься. Помню, отрабатывали контраварийные действия на бетоне. Один, два, три раза выполнишь на отлично, но при шестой, седьмой, восьмой попытке обязательно ошибешься.

«Подчеркну, что занятия по контраварийной подготовке проходят при 40—60 км/ч, а в рассматриваемой ситуации скорость была почти вдвое выше. Это значит, что машину в момент заноса поймать еще сложнее, почти невозможно, если только ты не тренируешь этот навык по двенадцать часов в день»
основная камера: 1/2.7" 165°, видео 2304x1296 H.264, G-сенсор, экран 2.7" 960 x 240
основная камера: 1/2.9" 170°, видео 1920x1080 H.264, GPS, G-сенсор, экран 2.7" 320 x 240
основная камера: 150°, видео 2304x1296, GPS, G-сенсор, экран 2.7"

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by