33 282
10 апреля 2020 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

Что убедительнее — кресло-качалка, стремянка или детская коляска? Проверяем теорию о готовности уступить пешеходу

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

Возникла версия: готовность водителей уступить пешеходу / проехать по пяткам или перед самым носом зависит от нескольких факторов: не только от темпа движения, но и от возраста человека, комплекции, физического состояния, а также от того, есть ли у него что-нибудь в руках. Скажем, перед крупным прохожим со скандинавскими палками в руках притормозят охотнее, чем перед бабушкой с авоськой. Предположение решили проверить на практике, обеспечив ведущего «Разборов...» необходимым реквизитом — креслом-качалкой, стремянкой и детской коляской. Отправляемся на «зебру».

Не только у нас есть водители, которые торопят пешеходов

Юрий Краснов в начале недели засопливил. Сейчас, когда чих может быть воспринят как угроза, мы решили не подвергать читателей опасности. На замену пришел Виталий Жуковский, согласившийся поучаствовать в эксперименте.

Подчеркнем, в сегодняшнем выпуске речь скорее не о водителях («предоставил / не предоставил преимущество»), а о комфорте для пешеходов и безопасности. Многие наверняка сталкивались с ситуацией, когда автомобиль вроде бы замедляется, но продолжает движение прямо на человека, словно подгоняя его.

Или другая типичная ситуация: машина проскакивает перед носом / едет по пяткам.

Для разогрева предлагаем посмотреть старое видео. Это, конечно, шутка. Маловероятно, что подушки безопасности сработали бы от такого удара. Но прикол возник неспроста. Увы, не только у нас есть водители, которые торопят пешеходов...

Прыгун с шестом vs боец джиу-джитсу

Первым делом проверяем версию о зависимости желания/нежелания водителей притормаживать от комплекции пешехода. Сначала на «зебру» отправляем видеооператора, который выглядит скорее как прыгун с шестом, нежели тяжелоатлет.

Местом для эксперимента выбираем ул. Либкнехта. На одном из пешеходных переходов светофоры уже установлены, но еще не подключены. Нам интересно направление, со стороны которого нет «спящих полицейских», а солнце не слепит водителя. Словом, все на стороне автомобилиста.

Оговорено, что участники эксперимента будут вести себя как среднестатистические прохожие: постараются поддерживать спокойный темп, не будут резко останавливаться, разворачиваться. В общем, попробуют имитировать обычных минчан, идущих по своим делам.

Несколько раз видеооператор пересекает проезжую часть перед автомобилями. У водителей есть возможность заранее увидеть пешехода, и все они как по команде притормаживают. И таксист на Lada Largus, и водитель Audi. Молодцы!

Наверное, такие действия нужно фиксировать, чтобы потом использовать в качестве учебных материалов в автошколе, мол, смотрите, как надо уступать пешеходу.

Следом те же действия повторяет Виталий Жуковский, который выглядит внушительно (да еще и джиу-джитсу знает), но в душе добряк и милейший человек.

Честно говоря, большой разницы в реакции водителей не замечаем. Останавливаются, пропускают и ведут себя как автолюбители из старых советских фильмов.

— Мне кажется, нет смысла даже реквизит доставать, — комментирует ведущий рубрики. — Переход хорошо просматривается, движение неинтенсивное, водители заранее готовы уступать дорогу даже одиночным пешеходам.

Кресло-качалка действует как дуло танка

Продолжаем эксперимент на перекрестке ул. Белецкого и пр. Любимова. Особенность данного узла в том, что часть водителей поворачивает налево, их внимание отвлечено и они могут позабыть о пешеходах или вспомнить о них в последний момент. А люди-то дорогу пересекают. Еще один фактор — так называемые одиночные пешеходы, когда бóльшую часть времени никого нет, а в самый неподходящий момент вдруг появляется мама с коляской.

В руках Виталия Жуковского довольно габаритное кресло-качалка. Не заметить пешехода с таким предметом интерьера сложно!

Сперва участник эксперимента несет кресло в прямом смысле на голове, и выглядит это слегка комично. Вряд ли кто-то воспримет пешехода как угрозу. Правда, первый же водитель, как показалось, не готов был останавливаться. Но все же за пару метров до необычного прохожего притормозил.

— У меня было ощущение, что сейчас возьмет правее, ускорится и объедет, — поделился впечатлением ведущий «Разборов...». — Видел ли водитель меня? Сложно сказать... Хотя как не увидишь! Человек идет, старается, несет домой предмет мебели.

Меняем тактику: Виталий Жуковский берет кресло под мышку — ножками в сторону поворачивающих водителей. И это действует так, словно на них направили дуло танка.

Заметно, что автомобили притормаживают заблаговременно, за несколько метров до пешеходного перехода. Даже тонированный Toyota Land Cruiser!

— Когда в руках есть габаритный объект, представляющий угрозу для кузова машины, все ведут себя очень аккуратно. Не было даже намека на то, чтобы проехать по пяткам или носкам, — резюмирует эту часть эксперимента ведущий рубрики.

А стремянка кажется слишком «прозрачной»?

Замена реквизита! Вместо кресла-качалки Виталий Жуковский берет стремянку. Обычное дело для новосела или мастера-отделочника. Ну идет человек по делам, пропустите...

Наблюдаем, как водитель вишневого Mercedes подкатывается к участнику эксперимента. То есть вроде бы пропускает, но не останавливается! Хорошо, что пешеход идет бодрым шагом.

А вот BMW, как нам кажется с наблюдательного поста, проезжает едва ли не по пяткам. Впрочем, ведущий «Разборов...» утверждает, что опасности за спиной не почувствовал: «Я ощутил, как пронесся поток воздуха, но было спокойно, как будто я находился в безопасности».

Снова участник эксперимента меняет положение груза, водворяя стремянку на плечо. Это немного изменяет ситуацию: водители едут аккуратно, позволяя пешеходу спокойно закончить переход дороги.

— Автомобилисты видят и готовы уступить. Но пару раз возникало ощущение, что хотят проехать по пяткам. Может, потому, что лестница более воздушная и выглядит «прозрачной»? — предполагает Виталий Жуковский.

Хотите быть как Жуковский? Носите стремянку!

«Пешеход с коляской воспринимается как медлительный»

Третий этап — детская коляска. В ней никого нет, но мы прикрываем люльку платком, словно защищая ребенка от солнца. На контрасте заметно, как меняется поведение некоторых водителей. Так, Volkswagen Polo Sedan проезжает с ускорением прямо перед носом участника эксперимента. Затем точно так же проскакивает Hyundai Accent. Эти два случая можно, на наш взгляд, считать непропуском пешехода!

— Неприятно было, — соглашается Виталий Жуковский.

А вот едет Kia Rio, который притормаживает заранее. Оказывается, за рулем женщина. Это объясняет осторожное поведение.

По нашим наблюдениям, скорее женщины готовы пропускать пешехода с детской коляской, а не мужчины.

Ведущий рубрики делает еще несколько рейсов туда-обратно, но завершается все благополучно. Правда, некоторая торопливость в действиях отдельных водителей все-таки ощущалась.

— Сложилось впечатление, что некоторые автомобилисты воспринимают человека с детской коляской как медлительного, стараясь в итоге объехать его или проскочить прямо перед носом, — переводит дух участник эксперимента. — Это стало неприятным открытием...


— Стремянка вообще не воспринималась всерьез, словно она в случае контакта не может повредить кузов машины. С коляской получился схожий результат — кое-кто стремился прошмыгнуть. А вот кресло почему-то вызывало страх и уважение. Может, потому, что большой габаритный предмет? — подытоживает выпуск Виталий Жуковский. — А вообще, есть две категории водителей. Первые заблаговременно притормаживают и терпеливо ждут, пока пройдет пешеход. И не важно, что у того в руках — стремянка, скандинавские палки или футбольный мяч. Вторые же постоянно спешат, и вот как раз они готовы ехать по пяткам. Причем иногда настолько торопятся, что и носки туфель могут отдавить.

Теперь суши заказывают через Каталог Onliner

роллы, ура маки, 8 шт, 247 г, авокадо, лосось, творожный сыр
десерт, 6 шт, 212 г, особенности: вегетарианское

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by