17 апреля 2020 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка; МВД. Видео: Миша Безруков

«Из-за ситуации с коронавирусом поехал не на электричке, а на мотоцикле». Разбор ДТП на трассе М1

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка; МВД. Видео: Миша Безруков

Происшествие на трассе М1, в результате которого погиб мотоциклист, заставило вновь вернуться к наболевшей теме о проведении ремонтных работ на скоростной дороге. Все разговоры сейчас неминуемо сводятся к некой машине, возможно ехавшей перед водителем Harley-Davidson, и расстановке предупреждающих знаков. В сегодняшнем «Разборе...» мы попытались собрать всю доступную для журналистов информацию и проанализировать случившееся, выехав на место ДТП.

Врезался в прицеп машины дорожной службы

В минувший вторник, 14 апреля, несколько человек сообщили о происшествии на трассе М1. По их словам, в автомобиль дорожной службы врезался мотоцикл, водитель которого погиб. Вскоре эту информацию подтвердили в ГАИ: «ДТП случилось на 379-м километре трассы, где велись работы по нанесению дорожной разметки. Водитель Harley-Davidson совершил столкновение с двигавшимся в попутном направлении автомобилем прикрытия. От полученных травм 32-летний мотоциклист погиб на месте происшествия».

Судя по снимкам, распространенным МВД, мотоцикл врезался в прицеп машины дорожников. Тяжелый байк оказался на боку, в нескольких метрах от него находилось тело водителя.

А вскоре участник нашего форума прислал запись, сделанную видеорегистратором после аварии. В ролике зафиксированы временные знаки, предупреждающие о ремонте и предписывающие поэтапно снизить скорость.

Это выглядит убедительно (мол, дорожники сделали все как полагается), поэтому тональность комментариев была предопределена. Хотя несколько человек все же задались вопросом: а так ли были расставлены знаки в момент ДТП?

«„Харлей“ был не первым его мотоциклом»

Как нам рассказали друзья мотоциклиста, у погибшего остались жена и маленький ребенок: «У него были большие планы. Жил своей мечтой... Строился дом, в этом году должны были сдать в эксплуатацию».

По словам наших собеседников, во вторник мужчина направлялся на работу в Самохваловичи (Минский район). Из-за ситуации с коронавирусом решил ехать не на электричке, а на мотоцикле (как назло, автомобиль был не на ходу), опасаясь за здоровье ребенка.

— Мы были на месте происшествия, смотрели, что и как, но ответов пока нет, — друзья погибшего говорят о версиях крайне осторожно. — Есть только одно предположение: перед ним ехала большая машина, которая закрывала обзор. Других вариантов нет.

Близкие мотоциклиста утверждают, что тот ездил на двухколесных транспортных средствах с 16 лет: «„Харлей“ был далеко не первым его байком. На этом мотоцикле он ездил несколько лет, путешествовал по Европе, много катался по Беларуси, то есть опыт был более чем достаточный».

— Какая посадка у этого Harley-Davidson? — спрашивает Виталий Жуковский, который проводит «Разбор...» вместо приболевшего Юрия Краснова.

— Это средний мотоцикл, то есть не стелется по земле. Посадка прямая, нагибаться не приходится.

— Можно сравнить с позицией водителя автобуса?

— Да, точно...

Напомним, мотоциклисты просят отозваться всех, кто мог стать свидетелем или что-то знает об этом происшествии. Возможно, есть запись видеорегистратора до момента ДТП, где видна дорожная обстановка на данном участке трассы. Друзья погибшего будут признательны за любую информацию. Связаться с ними можно по номерам телефонов 8-029-635-11-75 (Игорь), 8-029-708-31-30 (Сергей) или через почту igorowof@gmail.com.

Ведущий рубрики также обращает внимание, что «Харлей» хоть и мощный мотоцикл, но набирает скорость все же не так стремительно, как спортбайк: «Говорить о лихачестве, на мой взгляд, не очень уместно, учитывая технические характеристики Harley-Davidson».

Версия: мотоциклист перестроился из-за замедлявшегося впереди автомобиля?

Участок трассы М1, где случилась авария, довольно оживленный. Он входит в состав МКАД-2 и соединяет две важные магистрали: дорогу Минск — Могилев и трассу на аэропорт (М2). Рядом находится индустриальный парк «Великий камень», река Волма. Словом, точек притяжения хватает, и движение идет постоянно.

Столкновение произошло аккурат напротив стоянки для отдыха. Подъезжая к месту ДТП, Виталий Жуковский замечает: «Дорога здесь имеет закругление, что тоже можно считать фактором происшествия. В комментариях высказывалось предположение, что мотоциклист мог перестраиваться из правой в левую полосу. В таком случае из-за ехавшего впереди автомобиля (если он, конечно, был) обзор мог быть затруднен».

Именно об этой версии сообщал один из читателей, зарегистрированный под ником покемон. По его информации, водитель Harley-Davidson совершил перестроение из-за замедлявшейся впереди машины. Это звучит вполне логично — впереди ведь велись ремонтные работы.

— Я связывался с этим пользователем по телефону. Не знаю, насколько мы можем доверять этому предположению, но и игнорировать его не можем, — считает Виталий Жуковский. — Дело в том, что читатель ссылается на водителя, который не был очевидцем происшествия, а лишь услышал обрывки слов на месте ДТП.

Но если принять эти слова на веру, то получается, что мотоциклист ехал за автомобилем, который, вероятно, ограничивал обзор. Это объясняет, почему водитель Harley-Davidson не видел машину дорожников. А замедление двигавшегося впереди автомобиля он мог воспринять как препятствие для движения, что и вынудило его сменить полосу.

Как стояли знаки в момент ДТП?

Не только друзья погибшего мотоциклиста задаются вопросом, как были установлены знаки в момент происшествия. Если так, как зафиксировано на видео, то почему водитель Harley-Davidson их не заметил? А если заметил, то почему не снизил скорость?

Вчера для направления, по которому ехал мотоциклист, знак «120» был повернут боком, мол, не актуально. Это очень интересный прием, который распространен на белорусских дорогах. Получается, на данный момент действует ограничение в 100 км/ч. При этом два временных знака («100» и «Дорожные работы») лежат на разделительной полосе.

— Относительно расстановки предупреждающих знаков очевидцы высказывают очень противоречивую информацию, и это тоже повод для размышления, — рассуждает Виталий Жуковский. — Одни говорят, что все знаки были хорошо видны и ситуация читалась. Другие озвучивают противоположное мнение.

Ведущий рубрики связывается с еще одним читателем, который ехал по этому участку М1 до происшествия. Тот уверен, что накануне ДТП проезжал мимо места проведения ремонтных работ с участием автомобиля, в который впоследствии врезался мотоциклист: «Я ехал в понедельник, 13 апреля, возле фабрики мебели „Домовой“ (вероятно, имеется в виду предприятие в поселке Привольный, т. е. недалеко от места происшествия. — Прим. Onliner) и видел эту же машину (дорожников. — Прим. Onliner). Она была такая же, как на фото (с места ДТП. — Прим. Onliner)».

— Где были выставлены предупреждающие знаки — на обочине или на разделительной полосе? — спрашивает Виталий Жуковский.

— На дороге ничего не было, только на машине прикрытия. Она стояла во второй полосе, перед ней ничего не было, ничего...

— А автомобиль прикрытия двигался?

— Он то станет, то чуть подвинется, с маленькой скоростью...

Это объясняет фразу из сводки ГАИ «с двигавшимся в попутном направлении автомобилем прикрытия», что несколько смутило некоторых пользователей сайта.

«Появление» большого автомобиля было неприятным и неожиданным

Так совпало, что по дороге на репортаж корреспонденты Onliner оказались в схожей ситуации. Перед нами двигался синий фургон, у которого включился правый поворотник. Лишь когда он перестроился, стало понятно, почему водитель решил сменить ряд: в крайней левой полосе стояла машина дорожников. А перед ней велись работы.

Да, на заднем борту грузовика был установлен большой щит и светодиодные знаки, но до момента перестроения фургона их вообще не было видно! Наш водитель держал дистанцию и двигался с безопасной скоростью, поэтому смог спокойно сменить полосу. Хотя «появление» большого автомобиля все равно было неприятным и неожиданным. Как говорится, на собственной шкуре ощутили, каково это...

Ни временных знаков о проведении ремонтных работ, ни знаков, предписывающих снизить скорость, до машины дорожников мы не заметили. Сразу же позвонили на спецлинию 102 и сообщили об увиденном. Через несколько минут с нами связались из дежурной части и пообещали отправить на место наряд ГАИ.

Это произошло на Смиловичском тракте (выезд из Минска в могилевском направлении) между заправкой А-100 и поворотом к поселку Сосны. То есть сравнительно недалеко от места ДТП.

А выехав на трассу М1, мы увидели еще один пример того, как могут обозначаться ремонтные работы. На участке, где разрешено 120 км/ч, сначала показался автомобиль и люди в униформе и только потом стали видны предупреждения.

Хорошо, если между знаком «60» и местом проведения ремонта было 100—200 метров.

— Я правильно понимаю, что на скоростной дороге мне предлагают снизить скорость вдвое? — удивляется Виталий Жуковский, который в этот момент находится за рулем. — На мой взгляд, столь интенсивное торможение на коротком участке может привести к созданию аварийной ситуации.

А что насчет снятия ограничения? Честно старались следовать ПДД и двигались со скоростью 60 км/ч, хотя нас опережали даже грузовики. Доехав до парка «Великий камень», так и не увидели соответствующего знака, который отменял бы лимит.

— Получается, все это время нам предлагали двигаться 60 км/ч? — задается очередным вопросом ведущий рубрики. — Но это опасно, поскольку медлительный автомобиль на скоростной дороге вынуждает других маневрировать, тормозить, нервничать...

Это лишь один из примеров того, как выставляются временные ограничения на наших дорогах. Неужели кто-то еще удивляется отсутствию реакции автомобилистов, проезжающих мимо знака «40» на желтом фоне? Ценность и важность данного символа в наших условиях сильно девальвирована. А когда предупреждения выставлены обоснованно, в них уже мало кто верит.

Трасса М1 — это автобан, аккумулирующий большую энергию, которую просто так не остановить. Очевидно, что нормы, позволяющие обозначать ремонт лишь с помощью видавших виды знаков, при современных скоростях и плотности трафика не актуальны. Нужны настоящие меры, которые не просто обеспечивают алиби дорожным службам, а позволяют водителям своевременно заметить предупреждение и понять, что впереди препятствие, опасность.

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by