15 мая 2020 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка; очевидцы; Следственный комитет. Видео: Игорь Деменков

«Водитель словно до последнего пытался справиться с ухудшением состояния». Разбор аварии на МКАД

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка; очевидцы; Следственный комитет. Видео: Игорь Деменков

Вчера появилось видео происшествия на Минской кольцевой автодороге с участием Volkswagen Passat, в результате которого погибли два человека. Запись подкрепляет версию, высказанную очевидцами ДТП: вероятно, водителю стало плохо, и автомобиль вышел из-под контроля. Как предполагает Юрий Краснов, мужчина пытался бороться с ухудшением состояния и удержать машину на дороге, но, увы, тщетно. В сегодняшнем «Разборе...» вспоминаем аналогичные случаи и задаемся вопросом, как можно предотвратить подобные происшествия.

Что случилось на МКАД?

Авария произошла в минувший вторник, 12 мая, на внешней стороне МКАД (в районе съезда на ул. Мазурова). «Volkswagen Passat B3 ехал во второй полосе и начал уходить влево в третью полосу. По касательной он задел двигавшееся там авто (Volkswagen Passat B5), после чего ударился о разделительное ограждение, а потом его понесло резко вправо наперерез потоку. Машина врезалась в отбойник на обочине», — сообщал очевидец ДТП.

В салоне Volkswagen Passat B3 находились два человека — мужчина (за рулем) и женщина. Сразу после случившегося им пытались оказать помощь свидетели аварии. К слову, они обратили внимание на то, что и водитель, и пассажирка не воспользовались ремнями безопасности.

«Я первый подбежал к машине. Внутри было двое человек: мужчина и женщина, оба на вид 60—65 лет, — рассказывал один из очевидцев. — Начал выламывать дверь. Заметил, что оба не пристегнуты. В тот момент я не смог нащупать у мужчины пульс, но через несколько минут дедушка вздохнул и пришел в сознание. Я с ним разговаривал, чтобы не отключался. Женщина находилась в сознании все время. Она от удара выбила головой лобовое стекло, поэтому все лицо было в крови. Вскоре приехали медики, и обоих на скорой доставили в больницу».

Увы, пострадавших спасти не удалось. Спустя несколько часов после ДТП следователи сообщили, что и водитель, и пассажирка скончались. Тогда же была озвучена предварительная версия случившегося. «68-летний мужчина на Volkswagen Passat B3 двигался по 33-му километру внешней стороны МКАД, — рассказали в СК. — При перестроении совершил столкновение с попутно двигавшимся Volkswagen Passat B5 под управлением 34-летнего водителя, в результате чего совершил наезд на металлическое ограждение».

Один из очевидцев предположил, что водителю стало плохо за рулем, и это могло привести к аварии. А вчера, словно в подтверждение этой версии, появилось видео.

«Вероятно, после первого удара тело сдвинулось и руки на руле тоже»

Просмотр ролика почти не оставляет сомнений: ближайшие машины не мешали водителю Volkswagen Passat B3. Нет ни одной видимой причины, которая бы спровоцировала аварийную ситуацию.

— С первых секунд заметно, что водитель с трудом удерживает автомобиль в полосе, при этом машина движется со скоростью потока, — просматривает видео Юрий Краснов. — Вот он один раз наезжает левыми колесами на разметку, другой, третий... и сближается с Passat B5 из крайнего левого ряда. Происходит касание, затем «бэ третий» врезается в разделительное ограждение, его разворачивает, и происходит столкновение с отбойником, установленным у края проезжей части.

Что это означает? По мнению ведущего рубрики, водитель Passat B3 до последнего пытался бороться с ухудшением состояния: «Скорее всего, он держался за руль, поскольку после столкновения с разделительным ограждением машина резко ушла вправо. То есть после первого удара тело сдвинулось и руки на руле тоже. А нога продолжала давить на газ, значит, тонус в мышцах не ушел».

Стандартная рекомендация при резком ухудшении самочувствия: включить «аварийку», принять вправо и остановиться. Но что, если водитель уже не в состоянии предпринять даже это?

«Шансы повлиять на ситуацию были мизерными»

— Могли ли что-нибудь сделать пассажирка и окружающие водители? — задается вопросом Юрий Краснов. — Когда смотришь ролик, то понимаешь, что шансы повлиять на ситуацию были мизерными. В лучшем случае пассажир затянет ручник, выключит передачу, заглушит двигатель или будет придерживать руль, чтобы автомобиль оставался в полосе. Но он должен обладать хотя бы минимальными навыками управления транспортным средством.

К тому же неосторожные и резкие действия пассажира, вмешивающегося в управление, могут привести к еще более удручающим последствиям.

Как мы уже знаем, на пассажирском сиденье Passat B3 находилась 70-летняя женщина. Идентифицировала ли она ухудшение состояния водителя? Понимала ли, что делать в экстренной ситуации? Спросить, увы, уже не у кого...

— Возникает также вопрос, а может ли пассажир в экстренной ситуации влиять на органы управления? — продолжает ведущий «Разборов...». — Не будет ли ему впоследствии выдвинуто обвинение? Очевидно, вряд ли в экстренной ситуации кто-то об этом задумывается. Но в спокойной обстановке порассуждать можно. В ПДД соответствующий пункт вносился для того, чтобы пассажир не мешал водителю. Однако если последний в отключке, то это следует трактовать как форс-мажор и крайнюю необходимость. Да, я считаю, что в таком случае пассажир может попытаться принять меры, чтобы минимизировать последствия!

«Пассажиру запрещается отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения и (или) мешать водителю в управлении транспортным средством» (п. 24.1 ПДД)

«В экстренных случаях мало кто готов адекватно и быстро реагировать»

Рассматриваемое происшествие — крайне редкий, трагичный случай. Как полагает Юрий Краснов, большинство окружающих не готовы реагировать и предпринимать реальные действия. Это также нужно учитывать, рассматривая данное ДТП.

— После касательного столкновения двух Passat слышна фраза автора ролика или его пассажира: «О! Готов, смотри...» — обращает внимание ведущий рубрики. — По одной только реплике рискну предположить: он не понял, что именно случилось, и посчитал аварию следствием ошибки или оплошности.

Другие водители наверняка тоже не сразу сообразили, что происходит.

— Звуковой сигнал, судя по всему, использовался водителем Passat B5, — рассуждает Юрий Краснов. — Вообще, это хорошее средство привлечения внимания, но не для рассматриваемой ситуации: второй участник происшествия, похоже, ничего не воспринимал.

Если рассматривать совсем уж фантастический сценарий, то, как герои остросюжетных фильмов, окружающие могли бы попробовать удержать Passat B3, правда ценой своих автомобилей.

— Мы сейчас говорим об экстраординарных, почти суперменских действиях, — замечает ведущий «Разборов...». — Хотя вокруг нас обычные, живые люди, и требовать от них невероятных рискованных поступков невозможно. Я больше скажу! Многие не готовы к тому, что события вокруг могут развиваться в негативном ключе. Мы ведь настраиваемся на положительный исход. Однажды у водителя грузовика отказали тормоза. Приближаясь к пешеходному переходу, он начал сигналить. А люди стали возмущаться, мол, нам же зеленый, и только потом сообразили, что происходит.

Автомобиль превращается в боевой снаряд

В бытность службы в ГАИ Юрий Краснов несколько раз выезжал на такие происшествия. По его словам, обычно все заканчивается тем, что машина врезается в столб, упирается в бордюр или просто глохнет: «Когда водителю становится плохо за рулем, тонус в мышцах пропадает и человек не воздействует на органы управления автомобилем. Как-то на подъезде к пл. Победы в Минске мужчина за рулем легковушки потерял сознание. В салоне находились его дочь и внучка. Женщина, вероятно, обладала водительскими навыками, так как смогла вырулить, и машина, кажется, врезалась в столб».

Однако в случае приступа, когда происходят судороги или человек бьется в конвульсиях, нога непроизвольно может давить на педаль газа. Это заканчивается, как правило, страшными последствиями. Автомобиль превращается в неконтролируемый боевой снаряд.

Достаточно вспомнить трагический случай на ул. Свердлова в Минске, когда Audi вылетела на тротуар, сбив двух женщин. Те скончались на месте происшествия. У водителя (1958 г. р.), по версии следствия, произошло нарушения сознания. Оказалось, он страдал заболеваниями сосудистой системы, а за несколько лет до аварии перенес серьезную операцию на головном мозге. Однако во время прохождения медкомиссии скрыл, что у него имеются заболевания, препятствующие управлению транспортным средством.

Другое происшествие было зарегистрировано в 2016 году. Тогда водитель Citroen сбил двух девушек, находившихся на тротуаре ул. Могилевской. Обе также погибли. По данным СК, обвиняемый страдал врожденным заболеванием, которое с 2015 года приводило к приступам и кратковременному нарушению сознания.

Оба водителя были приговорены судами первой инстанции к срокам заключения.

«Процедура формализована, но за рулем все равно оказываются люди с противопоказаниями»

Логично задаться вопросом, как же водители проходят медкомиссию, если за рулем все равно оказываются люди, у которых есть противопоказания.

— С одной стороны, эта процедура чрезвычайно формализована, — говорит Юрий Краснов. — При малейших сомнениях в состоянии здоровья справку могут не дать, выдать на год или отправить на дополнительное обследование. Этого многие опасаются.

Неудивительно, что часть автовладельцев перестала проходить медкомиссию. Тем более что это затратная по времени процедура. Знаю, некоторые специально берут отпуск, чтобы получить справку. Пугает не столько сам осмотр, сколько выписка из поликлиники, которую выдают только после сдачи анализов и прохождения большого числа специалистов.

В результате это привело к тому, что роль водительской медсправки преуменьшена. Сейчас даже при прохождении техосмотра ее не надо предъявлять.

— Вот и получается, что иногда автомобилем управляют те, кто вообще не должен ездить за рулем. Хотя при нынешних технологиях медкомиссию можно упростить, сделав ее эффективным инструментом. Если, конечно, он будет работать вкупе с правоохранительными органами, своевременно отстраняющими людей с противопоказаниями от управления машиной, — полагает ведущий рубрики.


— Надо признать, что даже самая строгая система медобследования и контроля не может предотвратить подобные трагедии, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Например, у человека может оторваться тромб, и выявить это заблаговременно сложно. Приходится смириться, что несчастные случаи происходят. Ну что тут сказать, берегите себя и ведите здоровый образ жизни...

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by