29 657
10 декабря 2021 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: коллекция автора, архив БелАЗа

Существовали БелАЗы для общих дорог. Вспоминаем уникальное явление из прошлого

Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

БелАЗ прочно ассоциируется с очень большими размерами и точно никак не ассоциируется с дорогами общего пользования. Шоссе и БелАЗы — это два разных мира. Однако существовали грузовики этой марки, которые могли спокойно ездить по общедоступным трассам. Вспоминаем эту крайне малоизвестную главу в истории Белорусского автозавода.

Правда, начинается эта история не в Жодино, а в одной из самых развитых стран мира — Великобритании.

Английский след

Классические карьерные БелАЗ-540 стали первыми советскими грузовиками, импортированными английскими горнорудными компаниями из СССР. Британский дилер был настолько воодушевлен маржинальностью продаж такой техники, что решил вывести на рынок Соединенного Королевства еще одну советскую марку — КрАЗ. Благо скидку Советский Союз давал настолько хорошую, что даже с учетом «интереса» местного продавца советские грузовики были дешевле европейских.

Новое имя на рынке требовало раскрутки, а значит, денег и времени. Поэтому КрАЗы на Британских островах решили продавать под чужим, но уже получившим определенную популярность товарным знаком. Эти грузовики Белорусский автозавод, конечно, не собирал. Просто поделился эмблемой, хотя наверняка никого в Жодино об этом не спрашивали. Такие вопросы решались только в «высоких» московских кабинетах.

КрАЗов в Великобритании продали намного больше, чем БелАЗов. Опыт «бейдж-инжиниринга» оказался настолько удачным, что компания-импортер советской техники UMO Plant в дальнейшем стала клеить эмблемы БелАЗ даже на... уазики. А еще Советский Союз под маркой BELAZ продавал за рубежом тяжелый гусеничный бульдозер ДЭТ-250 Челябинского тракторного завода.

Помощь МАЗу

Следующий раз БелАЗ становится причастным к дорожным самосвалам уже после распада СССР.

В начале 1990-х Минский автозавод создает совершенно новую для себя модель — трехосный самосвал МАЗ-5516 грузоподъемностью 20 тонн. Первый в истории предприятия самосвал 6×4 начинают продавать в 1994 году. Модель оказалась настолько востребована, что завод просто не справлялся с производством кузовов для нее.

Да и мощностей для серийного выпуска таких самосвальных платформ у МАЗа тогда попросту не было. Сейчас это трудно представить, но до середины 2000-х сразу несколько наименований самосвальных кузовов для трехосных МАЗов в Минске варили на улице, под дождем и снегом. Только когда производство этих надстроек вывели в Могилев, ситуация нормализовалась.

А до того варить кузова для модели 5516 Минскому автозаводу помогал Белорусский. На этом снимке показаны сваренные и окрашенные в Жодино кузова, предназначенные для отправки в столицу.

Освоив производство кузовов для грузовиков МАЗ-класса, в Жодино решили добавить самосвальную технику дорожного сегмента и в свою линейку. Правда, то были не самоходные самосвалы, а полуприцепы.

Выход БелАЗа на общие дороги

Конструктивно БелАЗ-9571 был очень похож на аналогичный мазовский полуприцеп, выпускавшийся с древних советских времен.

В Минске подобные «горбатые» самосвальные полуприцепы к середине 1990-х делать перестали, но определенный спрос на них оставался. Выпавшее знамя перехватило Жодино. В 1994 году там изготовили три первых экземпляра.

А дальше дело это у предприятия вполне пошло. На площадке отгрузки «горбатые» появлялись регулярно. В 1995 году сделали 50 штук, а в 1997-м и 1998-м — 56 и 41 штуку соответственно. В итоге общий тираж — почти полторы сотни. Прилично!

Стали разрабатывать и иные конфигурации. Другой вариант назывался БелАЗ-9574, но массовым он не стал. Изготовили буквально несколько единиц. 1990-е заканчивались, и вкусы потребителей стремительно менялись. Простые неказистые «совки» отжили свое.

Но Белорусский автозавод к тому времени перешел на новый уровень. На предприятии стали предлагать куда более сложную и эстетичную технику. Специализированный самосвальный полуприцеп для перевозки аммиачной селитры БелАЗ-9575 — один из примеров дорожной самосвальной техники нового поколения из Жодино. У селитровоза был полностью закрытый самосвальный кузов. Через расположенные в верхней части кузова люки из буккеров погрузочного комплекса химкомбината внутрь загружали 32 тонны селитры, которую по общим дорогам везли к смесительному устройству карьера.

Как минимум один такой селитровоз купили для Южного Кузбасса. Существовал еще внешне похожий полуприцеп-углевоз БелАЗ-9576, но массовым продуктом он тоже не стал.

Техпомощь для гигантов

В 1997 году Белорусский автозавод взялся еще и за проект специальных автомобилей технической помощи.

На снимке ниже белый МАЗ не случайно оказался в ряду карьерных машин. Это и есть «спецтехничка» БелАЗ-4901. Подобным автомобилем интересовались предприятия горнорудной промышленности, у которых карьерные самосвалы использовались на сложных трассах большой протяженности.

БелАЗ-4901 на шасси МАЗ-5337 был укомплектован набором агрегатов, приспособлений и инструмента, которые обеспечивали выполнение комплекса сварочных, механосборочных и монтажных работ по устранению возникшей неисправности прямо на трассе. Имелась и крановая установка.

Однако эта машина осталась единичным образцом.

Заход в чужой сегмент

Пытался Белорусский автозавод проникнуть и в совсем уж не свойственные для себя рыночные ниши. Снимок этого тентованного полуприцепа для «дальнего боя» сделан в экспериментальном цеху в 1997 году. Да-да, трейлеры для фур в Жодино тоже предполагалось делать. Но, видимо, взвесив все за и против, от идеи отказались. В этом сегменте слишком много сильных игроков, и конкуренцию предприятию совсем другого профиля выдержать вряд ли бы удалось.

Схожая судьба постигла и проект по производству в Жодино полуприцепов-транспортеров строительной техники. Как минимум один «трал» точно построили, но, судя по всему, опытным образцом дело и закончилось.


Заниматься дорожным сегментом Белорусский автозавод пытался в достаточно непростое время — лихие 1990-е. Тогда предприятие хваталось буквально за любую тему, чтобы хоть что-то заработать. Но постепенно ситуация нормализовалась, спрос на традиционную карьерную технику вырос, и завод смог, если так можно выразиться, «выдохнуть». Можно было уже не распыляться, а сосредоточиться на привычных для себя сверхтяжелых карьерных машинах. Дорожные же полуприцепы БелАЗ стали мемуаром о непростом, но по-своему интересном периоде в истории страны и предприятия.

Читайте также:

аудитория унисекс, материал: натуральная кожа, 102×90 мм
аудитория унисекс, материал: натуральная кожа, 115×90 мм
Нет в наличии
аудитория унисекс, материал: натуральная кожа, 152×101 мм

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: коллекция автора, архив БелАЗа