На днях исполнилось 85 лет знаменитому дизайнеру Джорджетто Джуджаро. За свою впечатляющую карьеру он приложил руку к созданию в общей сложности 200 различных моделей. За неоценимый вклад в развитие автомобильного дизайна итальянец в 1999 году удостоился награды «Дизайнер столетия», а спустя три года его имя было увековечено в «Автомобильном зале славы» за заслуги перед отраслью.
Свой путь Джуджаро начинал в Fiat — работу он получил после того, как в 1955 году на дизайнерские эскизы 17-летнего студента обратил внимание тогдашний технический директор концерна Данте Джакоза. Вскоре Джуджаро пригласили в ателье Bertone, откуда он перешел в Ghia, но молодой дизайнер быстро осознал истинную ценность творческой свободы — в 1968 году он открыл собственную компанию ItalDesign Giugiaro. Наступил звездный час Джуджаро.
Ко дню рождения маэстро мы составили «хит-парад» из пяти самых известных и эпохальных образцов стиля, придуманных Джуджаро.
Спроектированное Джуджаро среднемоторное купе M1 со стеклопластиковым кузовом было представлено в 1978 году и стало первой самостоятельной моделью спортивного отделения BMW M GmbH. Двигатель располагался продольно перед задней осью — это рядная «шестерка» объемом 3,5 л (277 л. с.), сблокированная с 5-ступенчатой «механикой» ZF.
Купе массой 1300 кг и высотой 1,14 м могло развивать «максималку» более 260 км/ч, став настоящим «пожирателем автобанов» — в то время это был самый быстрый немецкий дорожный автомобиль, за который просили 100 000 марок. Выпуск M1 продолжался до 1981 года — было сделано 453 единицы модели.
30 лет назад на Женевском автосалоне было сорвано покрывало с EB112, получившего алюминиевый кузов на основе карбонового монокока. Это был проект четырехдверной модели Bugatti, который до сих пор остается несбыточным в новейшей истории бренда. Машина длиной 5,07 м оснащалась 6-литровым V12 (460 л. с. и 590 Н•м), 6-ступенчатой «механикой» и полноприводной трансмиссией. До 100 км/ч EB112 мог разогнаться за 4,3 секунды, максимальная скорость достигала 300 км/ч.
На момент премьеры EB112 компания уже испытывала финансовые затруднения — в 1995 году Bugatti, возродить величие которой пытался Романо Артиоли, признали банкротом. Джуджаро же поспособствовал возрождению прославленной марки в 1998 году — уже под патронажем Volkswagen.
Благодаря Роберту Земекису и его знаменитой трилогии «Назад в будущее» этот спорткар с характерным клиновидным профилем стал настоящей «машиной времени». Убойный, казалось бы, маркетинговый ход запоздал: первая часть трилогии вышла в прокат в 1985 году, спустя три года после того, как компания Джона Делореана обанкротилась.
Несмотря на броскую внешность, покупатели встретили DMC-12 холодно из-за проблем с качеством, слабой динамики, посредственной управляемости и завышенной стоимости. Основатель фирмы к тому же был обвинен в наркоторговле и почти на год загремел в тюрьму. Всего в начале 80-х годов было выпущено немногим более 9000 экземпляров знаменитого купе.
Еще один легендарный спорткар, над обликом которого работал Джуджаро, — заднемоторный Lotus Esprit 1975 года. Купе с модными в то время рублеными гранями кузова также прославилось благодаря съемкам в фильме «Шпион, который меня любил», 10-м эпизоде «бондианы».
Первоначально Esprit оснащался рядной «четверкой» объемом 2 л (160 л. с.), разгонявшей спорткар до первой сотни примерно за 8,6 секунды и максимальных 202 км/ч — для своего времени достойные показатели. Позже в гамме появились более мощные турбированные версии. При этом Esprit нередко ругали за тесный салон и ненадежность 5-ступенчатой коробки передач разработки Citroen.
В обширном портфолио ItalDesign — не только мелкосерийные спорткары и концепты, но и множество массовых моделей. Самая известная и успешная из них — первое поколение Volkswagen Golf, серийный выпуск которого начался в марте 1974 года. Автомобиль стал настоящим любимчиком европейцев — уже осенью 1976 года был произведен миллионный экземпляр хэтчбека. В том же году появилась «заряженная» модификация GTI.
Руководство Volkswagen поставило перед Джуджаро непростую задачу. «Мы хотим, чтобы вы создали преемника Beetle», — вспоминал позже дизайнер. Вызов был принят с энтузиазмом — Golf на долгие годы стал законодателем моды в классе имени себя.
Несмотря на почтенный возраст, Джуджаро по-прежнему активен и работает над новыми проектами вместе со своим сыном Фабрицио, с которым в 2015 году он основал студию GFG Style. Например, не так давно специалисты ателье восстановили Hyundai Pony Coupe — оригинальный концепт образца 1974 года, облик которого был создан Джуджаро. История повторяется.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро