«Электрокар — мастхэв для владельцев частных домов», — трубят все вокруг. Но часто забывают: от обычной бытовой розетки авто заряжается долго. Да и не у всех есть гараж, так что придется потратить энную сумму денег на обустройство домашней станции. Мы решили посчитать, насколько выгодным будет решение пересесть на электрокар, если учесть все расходы? Для сравнения взяли «крепкий бюджетник» Belgee S50 нашей журналистки и Dongfeng Box, который недавно попал к нам на тест.
Начнем с предыстории. Недавно для рабочих передвижений я купила Belgee S50 с бензиновым 1,5-литровым «атмосферником» (отмечу: это не единственное мое авто). Посмотреть в сторону «китайца» на гарантии заставила жизнь в частном доме под Минском: транспортного сообщения здесь нет, такси вызвать проблематично, а машина для души перестала выдерживать мои пробеги. Понадобилось что-то новое и недорогое, на чем я в любой момент могу выбраться в цивилизацию из соснового бора, в котором живу.
Все мои знакомые твердили: «У тебя же частный дом! Почему не электрокар?» Но скажу честно: я скептик в отношении «электричек». Не буду здесь рассказывать про экологию, утилизацию батарей, ликвидность этих самых электрокаров… Причины более низменные: я едва ли нахожу время на полноценный обед, а рабочий график слишком плотный и «форс-мажорный». Я вечно куда-то опаздываю и незапланированно срываюсь. Во все эти условия «электричка» не вписывается: ее надо подолгу заряжать, а потом постоянно держать в голове, сколько у меня там на приборке... А еще недавно за полтора дня выходных я намотала 800 км: съездила в Мозырь, а потом, заехав в Гомель, вернулась в Минск. Представляю, если бы отправилась в такое путешествие на электрокаре: это сколько бы пришлось куковать на АЗС?
Но все это — лирическое отступление. Просто сегодня выгодность электрокара будем считать на моих вводных.
Расход Belgee S50 по компьютеру — 8 литров на 100 км (6,4 литра по паспорту). Мой средний пробег посчитать сложно: он сильно варьируется от месяца к месяцу. Поэтому возьмем в качестве примера последнюю рабочую неделю, которая была продуктивной, но не сильно загруженной: на личном авто я проехала 600 км. Если взять это число за основу, то в месяц я буду наезжать около 2700 км и тратить на топливо АИ-95 по актуальной цене 548,64 рубля.
А что, если посмотреть в сторону бюджетной «электрички»? Для примера возьмем Dongfeng Box. На то есть две причины: во-первых, недавно мы с коллегами брали его на тест, а во-вторых, электрокаров у «официалов» на рынке немного, да еще и по такой цене — максимальная комплектация 430 Max сейчас стоит 51 900 рублей. «Бывший Emgrand» для сравнения обойдется в сумму от 57 600 рублей. Про все плюсы и минусы Box мы уже рассказывали, сейчас поговорим исключительно про стоимость топлива. Да, вопрос про «сгниет — не сгниет» сразу опускаем, речь не об этом.
Емкость батареи Box — 43,89 кВт·ч, заводской запас хода — 430 км. Таким образом, согласно паспортным данным, авто должно расходовать по 10,20 кВт·ч на 100 км. Мой тариф, по которому я плачу за электричество в частном доме под Минском, — 0,2537 рубля за 1 кВт·ч. То есть каждые 100 км на «Боксе» будут обходиться в 2,5 рубля.
Но, как мы знаем, паспортный запас хода едва ли близок к действительности. Тут важно подчеркнуть: все зависит от условий эксплуатации (город/трасса, погода и т. д.), манеры езды и т. п. В ходе эксперимента с работой в доставке по Минску выяснилось: реальный запас хода Box меньше как минимум на 20% от заявленного (то есть запас хода — около 340 км, а расход на сотню — примерно 12,24 кВт·ч). И то это число до сих пор кажется каким-то слишком оптимистическим. Если заглянуть на форум, то можно увидеть разные мнения: кто-то и вовсе утверждает, что расход будет выше 20 кВт·ч.
Но давайте вернемся к вводным, согласно которым Box тратит 12,24 кВт·ч на сотню. Получается, заряжаясь дома, я буду платить по 3,10 рубля за каждые 100 км. А с вышеупомянутыми пробегами — около 83,7 рубля в месяц. То есть ежемесячная экономия по сравнению с бензиновой машиной составит 464,94 рубля! Или 5579 рублей в год. Однако подчеркну: в этих «развлекательных» подсчетах слишком много «но». Например, совсем не учитываются сезонные условия, в которых будет эксплуатироваться электрокар.
Еще один подводный камень «электричек», о котором никто не говорит, — во время ожидания на заправке невозможно отказаться от чая с каким-нибудь вредным перекусом! Десять рублей каким-то чудом каждый раз испаряются с карточки, когда я захожу на АЗС в ожидании, пока очередной тестовый электрокар зарядится.
Вот только хот-доги с чаем — не самая бьющая по карману статья расходов. Другое дело — подготовка своего дома к «заселению» электрокара. Ведь без домашней зарядной станции не обойтись. Но все же рискнем подключить Dongfeng Box к розетке.
Правда, гаража у меня нет, поэтому пришлось помучиться с разматыванием строительного удлинителя и протягиванием его к машине. Чтобы зарядное устройство не оказалось на земле, аккуратно складываю его в несколько пакетов. При этом на время зарядки (дело было ночью) одно из окон понадобилось оставить приоткрытым. Тепло с первого этажа, обогретого электроконвекторами, тут же вышло из форточки, так что к утру выбираться из спальни не хотелось совсем… Стоила ли игра свеч?
Перед жонглированием удлинителем запас Box составлял 190 км (42%). Вот какие параметры зарядки выдавал переходник:
Спустя 13,5 часа проверяю результат: батарея заряжена на 78% (запас хода, по мнению самого электрокара, — 346 км, в которые я, конечно, не верю). То есть машина взяла от дома 15,8 кВт·ч. Вероятно, мощность в какой-то момент падала.
Кажется, все же стоит прицениться к домашним зарядным станциям. Выбор в интернете огромный! Упрощаем себе задачу: за подробной консультацией отправляемся в первый зарядный парк «ТехноЦентр», который открыла сеть BatteryFly. Здесь, на Промышленном переулке, 16/9, расположился шоурум станций для электромобилей, полигон для тестов оборудования, дилерский и сервисный центры. Нас, собственно, интересует первое. Сперва специалисты парка проводят ненавязчивый ликбез.
— Есть несколько видов электрокаров в зависимости от страны производства: китайские, европейские, американские, японские. У большинства есть порт для быстрой зарядки (GBT, CCS или CHAdeMo) и медленной (Type 1, Type 2, GBT/AC). Электромобили могут быть трехфазными (заряжаться с мощностью до 22 кВт, что значительно сокращает время зарядки) или однофазными (до 7 кВт). Китайские машины чаще всего относятся к последним (как и Dongfeng Box, о котором вы упомянули), — рассказывает Алексей Тарасевич, директор BatteryFly.
Зачем нам вообще эта информация? Тут нужно сделать отступление: если мы говорим про частный дом, то его электроснабжение чаще всего ограничено мощностью в 11 или 15 кВт (или того меньше, если коттедж отапливается, например, газом). Сколько киловатт лично вам выделит организация, которая отвечает за электросети в том или ином регионе, определяется еще на этапе проектирования дома и согласования необходимой документации. Можно попытаться выпросить мощность побольше, но для этого должны быть серьезные аргументы. В общем, выбирая домашнюю станцию, надо отталкиваться от того, какая мощность есть в вашем распоряжении.
— У новоиспеченного владельца электрокара есть несколько путей, — поясняет Алексей. — Первый — заряжаться от обычной розетки и получать условные 1,5 кВт. Если линия хорошая — на 220 Вт, — то можно купить самую маленькую зарядку с возможностью регулировать силу тока в амперах. Тогда машина будет получать по 3 кВт. Допустим, у автомобиля батарея на 90 кВт·ч, тогда с нуля до 100% он будет заряжаться за 30 часов. Но ведь мало кто выезжает за день весь заряд: очевидно, что столько времени ждать не понадобится.
Для тех, кто хочет ускорить процесс, есть домашние зарядные станции. Они компактные и вешаются на стену гаража или дома. Специалисты отмечают: выбирать стоит из того оборудования, которое прошло сертификацию на территории Беларуси. Разумеется, стоить такая станция будет дороже, чем какие-нибудь китайские «ноунеймы». Но «переплата» в этом случае — уверенность в своей безопасности. Также в BatteryFly рекомендуют: если у вас нет профильного образования, для установки оборудования стоит привлечь квалифицированного специалиста.
— Поскольку в качестве примера у нас однофазный Dongfeng Box, то станция более чем на 7 кВт не нужна. Более того, можно рассмотреть и 3,5-киловаттные варианты, — добавляет Сергей Боханко, инженер службы технической поддержки клиентов. — Чтобы станция работала оптимально, у нее должна быть функция динамической балансировки нагрузки. Объясню: допустим, вы поставили машину на зарядку, а потом включили электрочайник и стиральную машинку, да еще внезапно решили воспользоваться духовым шкафом — бах, и все потухло, сеть нагрузку не выдержала. Если бы у станции была функция динамической балансировки нагрузки, то этого бы не произошло.
У некоторых зарядок есть еще одна полезная опция — планировщик. Вы можете запланировать, в какое время электрокар начнет заряжаться. Например, в 23:00, когда все жители дома уже лягут спать и точно не будут активно пользоваться электроприборами. Некоторые электромобили сами по себе оборудованы опцией таймера.
Еще один важный нюанс, на который обращает внимание специалист, — степень защиты корпуса станции от пыли, грязи и влаги. Отметку о ней можно найти в паспорте оборудования: ищите буквенное обозначение IP с цифрами. Сергей демонстрирует на примере: вот станция с IP54. Открываем Google и с легкостью узнаем расшифровку:
— Если вы хотите повесить домашнюю станцию на внешнюю стену дома (под козырек), то степень защиты должна быть не менее IP54, — дополняет собеседник. — Также зарядные станции внутри себя предусматривают некоторые степени защиты от короткого замыкания, перенапряжения, утечки тока и т. д. Когда люди ставят себе подобное бытовое оборудование, то для защиты цепи питания зарядную станцию располагают в домашнем электрощите либо отдельно устанавливают дифференциальный автоматический выключатель, который убережет от вышеупомянутого короткого замыкания и прочих неприятных вещей.
Выяснили, какой разъем нам нужен (GBT, Type 1 или Type 2), тип электрокара (однофазный), выделенную мощность электроэнергии на дом в киловаттах, — теперь можно и прицениться. Специалисты шоурума демонстрируют станцию Amppal 7 кВт (тип разъема — GBT или Type 2). Такое оборудование обойдется в 1390 рублей. Под заказ готовы предложить ПСС (7,4—22 кВт с GBT, Type 1 или Type 2). Если нужно что-то помощнее, то как пример — AF-AC на 22 кВт (GBT или Type 2) за 2790 рублей.
Примерные цены на зарядные станции мы узнали, а что насчет подключения? Сколько оно будет стоить? Все зависит от конкретного объекта: от 300 до 1000 рублей — это цена за установку/проверку и пусконаладочные работы.
Итого, обустраивая домашнюю зарядку, нужно готовиться к расходам примерно от 1700 рублей, если покупать сертифицированную станцию и привлекать специалистов для подключения. А то, за сколько все это окупится, зависит от ваших пробегов.
Мы решили поинтересоваться у наших читателей, которые пересели на электромобили, сколько денег они потратили на свои станции и как обустраивали место под них?
— Являюсь владельцем электрокара BYD и проживаю в частном доме под Дзержинском, — рассказывает Михаил. — Станция шла в комплекте с автомобилем. Установка происходила в два этапа. Первый: осенью предварительно установил дополнительный автомат в наружном щите и прокинул кабельную линию в земле под парковочный навес. В это время пришло предписание о замене счетчика ЭЭ, поэтому заказал новый ящик и автоматы. Заплатил только за сборку и установку ящика.
Копал кабельную линию и прокладывал кабель сам. По расходам:
Про второй этап. В марте после покупки авто сам провел вторую линию на зарядную станцию от навеса, собрал еще один электрический ящик и подключил станцию. В 100 рублей обошелся ящик, в 70 рублей — кабель.
Навес делал еще летом по своему проекту, подсмотрев идеи в Pinterest. Зарядку адаптировали под то, что уже было построено. На деревянные балки ушло 550 рублей, обработку дерева (рейсмус, фрезер ручной, шлифмашинки и т. д. были), пропитку и покраску тоже выполнял сам.
Монолитный поликарбонат обошелся в 2500 рублей. Металл в хозяйстве был — остался с обустройства террасы. Это не все: пока что не доделали водостоки и освещение.
У минчанина Никиты целых три электрокара: два — BYD и Weltmeister — он сдает в аренду под такси, на Tesla Model S ездит сам. «Китайцы» однофазные, а для «Теслы» пришлось делать трехфазную розетку.
— Подключение было несложным: у меня в гараж подведено напряжение 380 В, — говорит мужчина. — Это закладывалось еще в проектной документации дома.
Еще одна домашняя станция, которая шла в комплекте с BYD, у меня установлена на внешней стене гаража. Там тоже выведена розетка под 380 В. «Теслу» от нее можно зарядить за 8—9 часов, станция выдает мощность в 7,4 кВт. На кабели и на автомат потратил рублей 100—200.
Никита объясняет: поскольку в доме зарегистрированы юрлица, платить за электричество приходится по 29 копеек за 1 кВт·ч. Но электрокары все равно были крайне выгодными покупками. Раньше мужчина ездил на Audi Q8, тратя около 100 рублей в неделю. И это при других ценах на топливо.
— Сейчас бы тратил как минимум 150. «Тесла» при этом расходует 80 кВт·ч на 300 км — она «прожорливая». Выходит 23 рубля с копейками с моим тарифом, или 7,6 рубля на сотню, — приводит расчеты собеседник. — Если бы я заряжался на «Маланках» с тарифом 61 копейка за 1 кВт·ч, электрокар также бы оставался выгодным. Даже если сравнивать не с Audi, которая «ела» по 20 литров, а с машиной со стандартным расходом в 10 литров АИ-95 на 100 км (в таком случае топливо обходилось бы в 25,4 рубля).
Еще один наш читатель — Андрей — рассказывает: на саму станцию потратил $185, заказал ее на китайском сайте. Подключал все сам. Повезло сэкономить и на некоторых материалах: они остались еще со стройки дома.
— Автомат в щиток на 32 А обошелся в 8 рублей. Я по образованию электрик: не вижу ничего сложного в том, чтобы подключить три цветных провода, — отметил мужчина.
Но не всегда все получается с первого раза. Своей «болью» решил поделиться Евгений:
— Я больше года потратил на то, чтобы получить официальное разрешение на зарядную станцию в 22 кВт! Покупал ее за границей: обошлась в 1500 рублей. На получение мощностей от электросетей потратил кучу времени и сил. Делал все официально, с техусловиями, проектами, испытаниями и сдачей всего этого «Энергонадзору».
Для того чтобы понять, какую мощность я могу получить при строительстве дома, попросил техусловия на электроотопление дома в 22 кВт плюс 11 кВт на сам дом. В 2021 году успешно получил эти техусловия, т. е. мощность сети позволяла. Но потом отказался от электроотопления. Вместо этого попросил выдать 22 кВт на зарядную станцию. На тот момент мне сказали, мол, я первый в области с такой просьбой. В итоге мне пришлось попасть на прием к руководству исполкома — так вопрос решился.
Пожаловался и еще один наш читатель:
— Вместе с Voyah Free 318 приобрел у импортера стандартную медленную 3,5-киловаттную зарядку на одну фазу напряжением 220 В. Но позже повелся на рекламу и докупил трехфазную станцию на 22 кВт. К своему удивлению обнаружил, что зарядка идет через одну фазу. Таким образом, максимум, который я мог бы получить, — это 10—11 кВт. Вместе с тем «Энергосбыт» поставил мне на ввод реле 25 А, так что с одной фазы я могу вытянуть не более 7 кВт мощности.
В ответ на мой вопрос поставщику станции, как это может быть, обнаружилось следующее: для медленной домашней зарядки в автомобилях типа «последовательный гибрид» приемник редко где настроен на большую мощность. А тем более на получение энергии с трех фаз. Таким образом, я получил красивое и функциональное устройство, но не достиг желаемого результата.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by